Непрерывная холодильная цепь
Основные понятия и определения
Доставка. Прохождение грузопотока от склада грузоотправителя до склада грузополучателя характеризуется термином доставка, который нельзя отождествлять с термином транспортировка. Здесь комплексно учитываются: предназначение груза, мощность и партионность поставок, наличие и размещение перегрузочных терминалов и складского хозяйства, транспортно-технологические связи между ними и т.д.
С позиций транспортной логистики доставку любого груза следует рассматривать как металогистическую систему взаимосвязанных технических средств, именуемых транспортно–складской инфраструктурой, и технологических процессов, совершаемых с грузом от момента (места) его производства до момента (места) потребления на основе транспортных, складских и перегрузочных операций с информационным и документальным сопровождением.
Скоропортящимися называют грузы, качество которых за время доставки в обычных условиях ухудшается, т.е. изменяется их вкус, цвет, запах, консистенция. В основном это продукты сельскохозяйственного производстваи их переработки в продукты питания.
Поддержание потребительских свойств скоропортящихся грузов достигается созданием специфических условий. Такие грузы требуют особого ухода и обслуживания в процессе доставки от мест производства до мест потребления.
Непрерывная холодильная цепь. Для того чтобы скоропортящиеся грузы не теряли своих потребительских качеств, в процессе доставки необходимо для каждого из них создавать и поддерживать в грузовых помещениях складских и транспортных модулей специфические условия (главным образом температурный режим), применять определённый способ формирования штабеля груза и т.д. Для обеспечения перечисленных условий в основных элементах системы доставки скоропортящихся грузов должны быть организованы соответствующие инфраструктура и технологические процессы, показанные на рис. 1.1. Такая система получила название непрерывная холодильная цепь (НХЦ).
Транспортно-складская инфраструктура НХЦ включает в себя три группы технических средств (см. рис. 1.1).
К первой группе относят изотермические транспортные модули (железнодорожные, автомобильные, морские, речные воздушные).
Вторая группа — это складские модули, т.е холодильные склады различного назначения. К ним относят холодильники:
– производственные для хранения выпускаемой холодильной продукции. Там начинается НХЦ;
– заготовительные, где концентрируются скоропортящиеся грузы;
– перегрузочные, для кратковременного хранения скоропортящихся грузов на стыке двух видов магистрального транспорта;
– распределительные, где грузопоток распределяется между реализационными холодильниками или мелкими потребителями;
– реализационные для передачи грузов в реализацию. Там заканчивается НХЦ;
Домашние холодильники, а также станции предварительного охлаждения плодоовощей в некоторой степени влияют на функционирование НХЦ, но в её состав не входят.
К третьей группе относят устройства обслуживания: рефрижераторные депо, пункты технического обслуживания и экипировки транспортных модулей, пункты санитарной обработки. Без этих устройств невозможно нормальное функционирование первой и второй групп технических средств.
Рис. 1.1. Структура НХЦ
Совокупность первой и третьей групп инфраструктуры НХЦ называют хладотранспортом. Существуют несколько видов хладотранспорта: железнодорожный (ЖХТ), автомобильный (АХТ), морской (МХТ), речной (РХТ) и воздушный (ВХТ).
Основными технологическими процессами НХЦ являются:
– подготовка грузов к доставке;
– хранение на складах;
– перевозка различными видами транспортных модулей;
– перегрузочно-складские операции;
– обслуживание инфраструктур.
Учитывая изложенное, НХЦ можно определить как совокупность технических средств и технологических процессов, обеспечивающих подготовку, хранение и транспортировку скоропортящихся грузов от момента и места их производства до момента и места их реализации.
1.2 Особенности и условия функционирования
непрерывной холодильной цепи
Особенности НХЦ. Доставка скоропортящихся грузов в НХЦ имеет следующие специфические особенности:
– необходимость обеспечения условий погрузки, разгрузки и транспортировки этих грузов, близких к условиям их хранения в стационарных холодильниках;
– необходимость обслуживания груза в пути;
– значительно бóльшие, чем у других грузов, неравномерность, сезонность и дальность перевозок;
– односторонность перевозок и соответственно высокий коэффициент порожнего пробега изотермических транспортных модулей;
– относительно небольшая степень загрузки изотермических транспортных модулей;
– высокая стоимость скоропортящихся грузов, изотермических транспортных и складских модулей и устройств обслуживания;
– высокие расходы на содержание и ремонт транспортных и складских модулей;
– особые условия при производстве перегрузочно-складских работ;
– возникновение естественной убыли скоропортящихся грузов в процессе доставки;
– ограниченные предельные сроки перевозки и хранения.
Указанные особенности характеризуют НХЦ как весьма дорогостоящую и многофункциональную.
Условия функционирования НХЦ. Для правильного функционирования НХЦ в соответствии с возложенными на неё задачами (обеспечение процесса доставки скоропортящихся грузов потребителям без потерь и понижения качества и самое главное – в кратчайшие сроки), необходимы определённые условия.
Во-первых, на протяжении всей НЦХ должны быть обеспечены требуемые режимные параметры условий хранения и перевозок каждого скоропортящегося груза (температурный и влажностный режимы, режимы циркуляции и вентилирования и др.). В зависимости от этих параметров, а также с учётом вида холодильной подготовки продукта (охлаждение, замораживание и др.) и температуры наружного воздуха применяют те или иные транспортные и складские модули.
Во-вторых, применяемые транспортные и складские модули должны соответствовать характеру грузопотока и быть экономически оправданными. Для крупных партий груза необходимо наличие в достаточном количестве группового и одиночного изотермического подвижного состава, производственных, заготовительных и распределительных холодильников. Однако рост мелкопартионных поставок скоропортящихся грузов в условиях продолжающейся децентрализации экономики нашей страны отвергает традиционные способы доставки этих грузов вагонными отправками. Это связано с тем, что требуется определённое время на накопление продукции на вагонную отправку в местах заготовки, хранение груза на распределительных холодильниках, что невыгодно грузовладельцам.
В данных условиях эффективным является контейнерная технология доставки скоропортящихся грузов по принципу «от двери до двери» без промежуточного накопления и хранения продукции на складах. При этом ускоряется процесс доставки груза, обеспечивается непрерывность холодильной цепи, а конкурирующие виды транспорта участвуют в процессе доставки как партнёры. Это особенно важно для доставки скоропортящихся грузов в такие значимые для экономического потенциала России регионы, как Норильск, Сахалин, Камчатка, Магадан.
В-третьих, должен быть обеспечен предельный срок нахождения скоропортящихся грузов в НХЦ. С одной стороны, каждый груз, по определению технологов, имеет свой предельный срок хранения в строго регламентированных условиях, в течение которого он не теряет своих потребительских свойств и может быть реализован в хорошем состоянии. Свыше предельного срока груз не может находиться в НХЦ.