ПРУР в условиях неопределенности и риска. Зависимость риска от неопределенности. Причины. Основные типы ошибок. Классификация рисков
Виды рисков по роду опасности: Техногенные риски — это риски, связанные с хозяйственной деятельностью человека (например, загрязнение окружающей среды). Природные риски — это риски, не зависящие от деятельности человека (например, землетрясение). Смешанные риски — это риски, представляющие собой события природного характера, но связанные с хозяйственной деятельностью человека (например, оползень, связанный со строительными работами). Виды рисков по сферам проявления: Политические риски — это риски прямых убытков и потерь или недополучения прибыли из-за неблагоприятных изменений политической ситуации в государстве или действий местной власти. Социальные риски — это риски, связанные с социальными кризисами. Экологические риски — это риски, связанные с вероятностью наступления гражданской ответственности за нанесение ущерба окружающей среде, а также жизни и здоровью третьих лиц. Коммерческие риски — это риски экономических потерь, возникающие в любой коммерческой, производственно- хозяйственной деятельности. Профессиональные риски — это риски, связанные с выполнением профессиональных обязанностей (например, риски, связанные с профессиональной деятельностью врачей, нотариусов и т.д.). Виды рисков по возможности предвидения: Прогнозируемые риски — это риски, которые связаны с циклическим развитием экономики, сменой стадий конъюнктуры финансового рынка, предсказуемым развитием конкуренции и т.п. Непрогнозируемые риски — это риски, отличающиеся полной непредсказуемостью проявления. Например, форс- мажорные риски, налоговый риск и др.
27. ПРУР в условиях неопределенности и риска. Методы уменьшения неопределенности и риска при разработке УР. Страхование рисков.
В процессе разработки и принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска менеджер сталкивается с необходимостью проведения анализа существующих рисков, а также осуществления мероприятий, связанных с избежанием, удержанием, передачей рисков или снижения их степени. Кроме того, в условиях неопределенности и риска менеджеру необходимо использовать специальные приемы и методы разработки и принятия решений.
При принятии управленческого решения в общем случае необходимо:
спрогнозировать будущие условия, например, уровни спроса;
разработать список возможных альтернатив;
определить вероятность каждого условия;
оценить альтернативы по выбранному критерию решения.
Риск -- это возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Это историческая и экономическая категория.
Существует четыре основных метода снижения риска.
1.Диверсификация – метод уменьшений степени риска путём его распределения между несколькими рисковыми товарами таком образом, чтобы повышение риска от покупки (продажи) одного приводит к снижению риска от покупки (продажи) другого.
2.Объединение рисков – метод снижение общего риска путём превращения случайных убытков в относительно небольшие постоянные издержки. Данный случай лежит в основе страхования. Главное условие эффективности объединения рисков – чтобы риски были независимы друг от друга.
3.Распределение риска – способ, при котором риск вероятного ущерба делится между участниками общего бизнеса таким образом, что возможные потери каждого относительно невелики.
4.Поиск информации – способствует снижению риска. Уже отмечалось, что множество ошибочных решений связано с недостатком информации.
Cтрахование рисков, основной прием снижения риска. Страхование вероятных потерь служит не только надежной защитой от неудачных решений, но и повышает ответственность лиц, принимающих решения, принуждая их серьезнее относится к разработке и принятию решений, регулярно проводить защитные мероприятия в соответствии со страховыми контрактами.
28. Анализ внешней среды в органах ГиМУ. Ближнее и дальнее окружение. Особенности элементов. Свойства внешней среды.
SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы). В процессе анализа внешней среды необходимо четко понимать само определение внешней среды. Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.
Анализ внешней среды предприятия необходим не только для определения общей стратегии развития предприятия, но также и для выявления и разработки маркетинговой стратегии. Сущность анализа состояния внешней среды и деятельности предприятия - в систематическом изучении и оценке контролируемых и неконтролируемых факторов (объектов и событий), относящихся к предприятию. Главной целью такого анализа является получение необходимой планово-прогнозной информации, а также определение угроз и возможностей для организации, связанных с его внешней средой.
Анализ внешней среды дает руководителю сведения, позволяющие своевременно прогнозировать появление угроз и возможностей. То есть предоставляет данные для составления ситуационных планов, применяемых в случае возникновения нештатной ситуации, каких-либо непредвиденных обстоятельств. Ситуационный план представляет собой определенную стратегию, которая позволит организации достигать поставленных целей, превращая потенциальные угрозы в выгодные возможности.
Внешняя среда оказывает разнообразное влияние на организацию, которое может проявляться в различных формах, предоставляя благоприятные условия и возможности для эффективного функционирования либо создавая угрозы для ее существования. Внешняя среда многочисленна и неоднородна по своему составу. Она включает большое количество компонентов, которые оказывают различное влияние на организацию. Внешняя среда рассматривается как набор реально существующих явлений и процессов, прямо или косвенно влияющих на деятельность организации. Соответственно можно выделить две составляющие внешней среды, по-разному влияющие на организацию: • макроокружение (дальнее окружение); • непосредственное окружение (ближнее окружение). То есть внешняя среда любой организации имеет как бы два кольца окружения: ближнее и дальнее. Дальнее (косвенное) окружение организации иначе называют макроокружением. К нему относятся элементы, находящиеся вне сферы непосредственного влияния организации. Эти элементы, в свою очередь, оказывают косвенное влияние на организацию, в основном через факторы (элементы) непосредственного окружения. Макроокружение организации можно разделить на следующие составляющие: • экономическая составляющая; • политическая составляющая; • правовая составляющая; • социальная составляющая; • технологическая составляющая; • природно-географические факторы. Оценить влияние макроокружения на деятельность организации можно, оценив по ряду параметров следующие элементы макроокружения: • система ценностей, принятых в данном обществе и их приоритеты; • уровень социального и политического развития населения; • политическая обстановка в стране и мире; • экономическая обстановка в стране, отрасли и мире; • социальная и экологическая ответственность за отрицательные последствия реализованных управленческих решений; налоговая система данного государства; • институциональные структуры; • обычаи местного и международного ведения бизнеса; • характерные природные и общественные катаклизмы; • криминализация внешних связей организации.