Цели, задачи и принципы обучения
Цель решается посредством задач.
Хорошо поставленная учебная цель предполагает точное понимание следующего:
Что именно учащийся будет способен делать в конце периода обучения (определение так называемого "конечного поведения");
При каких условиях он должен быть способен это делать;
Каков стандарт или критерии, с которыми студент должен соотнести "конечное поведение".
Задачи — это цели, данные в определенных условиях. Они ориентированы на ближайший результат
Задачи:
1 передача и получение знаний
2 развитие личности
Задачи связаны с функциями
Успешность процесса обучения зависит от отношения к обучению от степени осознанности.
Принципами процесса обучения называют главные требования к организации и проведению обучения
Общие дидактические принципы – система дидактических требований
Природосообразности
Прочности
Доступности
Принцип научности
Принцип наглядности
Сознательности и активности
Систематичности и последовательности
Личностного подхода
Для принципа научности используются основные понятия и теории, приближенные к современному пониманию, методы современной науки.
Принцип наглядности – зрительные, вкусовые, моторные
- натуральн это реальные предметы или процессы, с которыми школьниковзнакомят как в классе, так и вне школы;
- изобразительн (стенды, экраны, графики) представляет собой чертежи, схемы, рисунки, картины, графики и т.п.;
- словесно-образн
- практическ показ.
- внутренн (опора на прежний опыт обучаемого)
-объемная наглядность — геометрические фигуры и тела;
-условная, или символическая, наглядность — представляет собой различные карты, глобус и др.
1 Нельзя игнорировать старые пособия 2 Наглядн для усовершенствования процесса обучения 3 Но должно быть чувство меры 4 Демонстрация должна быть походу изложения, а не заранее. 5 Сконцентрировать внимание ученика => руководить вниманием ученика
Принцип доступности: Материал соответсвует уровню развития учеников. Материал – доступен, понятен. Если материал осложнен, то понижается мотивация, т.е теряется интерес. => переутомление
Если материал примитивен – тоже интерес понижается. Обучение на высоком уровне сложности – доступен и challenging
Размышления, умозаключения должны присутствовать
1. В обучение нужно от легкого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому
2. Простое, доступное объяснение. Использование аналогий
Принцип сознательности и активности в обучении
Опознанное усвоение знаний. Понимание сущности проблемы.
Активность в обучении – интенсивная умственная и практическая деятельность
1 Ученики должны понимать цели и задачи предстоящей работы
2 Использование различных методов
3 необходимо увязывать известное и неизвестное
4 Ученики должны найти причинно-следственные связи
Важно добиться, чтобы школьники прониклись необходимостью изучения тех или иных школьных предметов, приобретения умений и навыков. От того, насколько верно будет понят фактический материал, зависит сознательное усвоение программы. Следует отметить, что в этом процессе не менее весомую роль играет мыслительная деятельность учащегося, которая дает возможность формировать необходимые посылы для приобретения знаний, умений и навыков.
Принцип систематичности и последовательности
Предполагает передачу и получение знаний в определенной системе
Сущ дидактичские правила
1 формирование системы знаний
2 осуществление межкультурной связи
3 создание почвы для последующего урока (система урока)
4 постоянное повторение материала. С новых позиций и связь с личным опытом. => практическая деятельность ученика. Связь теории с практикой.
Принцип прочности:
Прочное закрепление материала
Прочность зависит:
- объективные факторы – содержание, система, объяснение, методы преподавания
- субъективные факторы – отношение ученика к материалу, память, значимость
Правила:
1 обучение проявляет определенную познавательную активность
2 методы обучения должны быть разными
3 опираться на имеющийся практический опыт учеников
4 связь обучения с будущей практической деятельностью.
Принцип развивающего обучения:
Ученик должен сформулировать определен принципы, характер , являющейся базой для будущей жизни.
1 За определенными понятиями, формой – стоит содержание
2 Чаще задавать вопросы: почему? Развитие причинно-следственных связей
3 Учитель должен относиться уважительно. Похвала должна быть аргументирована. Надо возвышать личность ученика.
Принцип личностного подхода
Содержание, методы, форма обучения соответствуют возрастному уровню. (устойчивость внимания, темперамент, характер)
Индивидуальный подход – единая программа для всех учеников при индивидуальной форме и подходе к каждому ученику.
Все принципы взаимосвязаны. Нельзя недооценивать или переоценивать какие-то принципы.
Принцип научности направлен на то, чтобы учащиеся получали достоверные знания, соответствующие со временным требованиям. Более того, учащиеся в процесные знания применяются на практике. Применение знаний на практике дает возможность углубить усвоение и формирование умений и навыков
Содержание образования. Критерии и факторы отбора содержания образования.
Содержанием образования принято называть систему научных знаний, навыков и умений. Их приобретениедает возможность личности разносторонне развиваться и обеспечивает подготовку человека к труду и общественной жизни.
Система научных знаний, навыков, умений, которыми должен овладеть ученик.
Содержание напрямую связано с целями
Основным элементом содержания образования являются знания. Знаниями называют результаты познания явлений и предметов окружающей действительности.
Еще одним элементом содержания образования являются умения, представляющие собой некий комплекс действий, которые осуществляются школьниками на базе полученных знаний
Навыки наряду со знаниями и умениями также являются элементами содержания образования. Человек приобретает навыки посредством постоянного повторения изученного материала на практике.
Такие элементы, как навыки и умения, тесно связаны друг с другом.
Содержание школьного образования в России формируется в соответствии с государственными документами на основе:
♦ гуманизации образования;
♦ направленности на всестороннее развитие личности;
♦ интеграции;
♦ дифференциации;
♦ научной и практической значимости содержания образования;
♦ соответствия сложности содержания образования возрастным возможностям учащихся;
♦ применения современных информационных технологий.
Учебные планы, учебники – корректируют содержание и отражают его.
Зависит от социального заказа => отбор содержания
Каждый год учебный план видоизменяется. Но стандарт для всех один
Содержание образования состоит из различных элементов:
1 познавательная деятельность (фиксируется в форме результата)
2 опыт осуществления известных способов действий, усвоение применения опыта (практическое применение)
3 область творческих действий (нестандартные решения)
4 эмоционально-оценочное суждение
1 когнитивный опыт личности
2 опыт практической деятельности
3 опыт творческой деятельности
4 опыт отн. личности
1 общее образование (гуман+естеств) Общее образование человек приобретает как в школе, так и в профессиональных средних и специальных учебных заведениях. Иногда оно может быть получено посредством самообразования. Особенностями такого образования являются широта и всесторонность. В нем гармонично сочетаются как естественные, так и гуманитарные предметы. Их изучение дает возможность обеспечить формирование познавательных интересов и основу для дальнейшего обучения.
2 политехническое образование (основы современ производства) => специальное образование При политехническом образовании человек знакомится с научными основами современного.производства. В средних специальных учебных заведениях у человека формируют умения применять самые простые технологии, технические приспособления, инструменты, вычислительную технику. Политехническое образование дает прекрасную возможность учащимся подготовиться к выбору будущей профессии. Оно же замечательно сочетает теорию и практику.
3 проф образование (получение классификации в определенной деятельности) Профессиональное образование дает возможность получить квалификацию для той или иной профессиональной деятельности. Начинается оно еще в школе, а затем продолжается в профессиональных технических училищах, в средних специальных, а также в высших учебных заведениях. Параллельно с профессиональным осуществляется и общее образование, обеспечивающее общее развитие учащихся.
Принципы отбора:
1 Принцип соответствия социальному заказу - Согласно этому принципу в содержание образования должны входить не только современные знания, умения
и навыки. Должны учитываться и возможности выбранного индивидом содержания образования. Благодаря этому человек достигает всестороннего раз
вития и роста личности.
2обеспечение научного и практического знания - В соответствии с этим принципом знания, включаемые в содержание обучения, должны совпадать с новейшими достижениям той или иной науки. Более того, важна и практическая значимость получаемых знаний. Другими
словами, теория и практика должны быть едины
3 учитывание реальных способностей того или иного процесса обучения - Иными словами, при выборе содержания обучения важны его методы, средства, формы, технологии. Имеют также значение уровни усвоения, определяющие тот или иной процесс обучениям школе.
4 обеспечение единства: содержание одного предмета не должно дублироваться в других предметах - . В соответствии с этим принципом составляющие содержания образования должны быть тесно взаимосвязаны, уравновешены и пропорциональны. Учебный материал не
должен дублироваться в других предметах
5 принцип гуманизации (культура знаний) -Согласно этому принципу содержание образования направляется на воспитание в человеке гуманитарной культуры, культуры знаний, творческой деятельности, свободного выбора профессии в соответствии с творческими возможностями и способностями.
Критерии отбора:
1. Критерий целостного отражения задач формирования всесторонне развитой личности дает возможность проверить, были ли применены в учебной программе по предмету все необходимые теории, законы, понятия, методы, которые дают возможность целостного представления той или иной на уки. Этот критерий позволяет определить, применялись ли на практике базовые виды деятельности, обеспечивающие развитие и воспитание личности исовершенствование ее познавательных интересов.
2. Критерий научной и практической значимости со держания образования, согласно которому в любой учебной программе Должны применяться
только самые универсальные и информативные элементы знания, необходимые для раскрытия смысла основных теорий, законов науки и ее методов.
3. Критерий соответствия сложности содержания реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста дает возможность проверить знания
учащихся с помощью контрольных срезов, анализа результатов вступительных экзаменов. При этом у учеников не должно быть повышенной утомляемо
сти во время полного усвоения ими учебного мате риала за определенное время.
4. Критерий соответствия объема содержания време ни изучения данного предмета используется вовремя лабораторного эксперимента. Проводятся контрольные срезы на качество усвоения учебного материала. Причем их время и объем строго ограничены.
5. Критерий соответствия содержания образования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы. К примеру, чтобы ввести в учебный процесс новые лабораторные работы, необходимо прежде позаботиться о наличии необходимого оборудования.
5.Документы, определяющие содержание образования.