Методические аспекты применения графических навыков на уроках технологии

В настоящее время графические навыки учащихся – важнейший аспект обучения. Графическая грамотность расширяет возможности учащихся, развивает пространственное мышление, воображение, творческие способности, наблюдательность и внимание. Большой объем графических умений формируется на уроках технологии при изучении таких разделов как «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов», «Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения», «Художественная обработка материалов», «Строительные ремонтно-отделочные работы», «Электрорадиотехнология», Графика, «Техническое творчество» На уроках у учащихся закладываются навыки строить, правильно оформлять, понимать и читать чертежи. Учащиеся выполняют эскизы, знакомятся с типами линий. Реализация многообразия связей черчения с другими курсами образовательной области «Технология» проводится в рамках единой системы графического образования учащихся. На уроках черчения приводятся в систему и обогащаются графические знания, приобретенные ими в процессе трудового обучения: виды графических изображений, типы линий, технологические базы, изображение и обозначение резьбы и др. Правила использования чертежных инструментов [Приложение 1].Кроме того связь с трудовым обучением выражается в применении таких общих приемов работы, как чтение чертежей, изготовление и контроль по чертежам изделий, выполнение эскизов, использование измерительных инструментов, работа со справочной литературой. Построение отрезка данных размеров [Приложение 2].Специфическим видом мыслительной деятельности, объединяющим чечение и труд, являются (масштабные, пространственные, конструктивные и др.)

В процессе изучения методов графических изображений следует опираться на опыт учащихся, приобретенный на занятиях по изобразительному искусству. Построение прямоугольника данных размеров [Приложение3].

Необходимо использовать знания о форме, перспективном методе ее изображения, техническом рисунке и как работать с чертежными инструментами [Приложение 4]. При ознакомлении с геометрическими построениями используются знания и умения, полученные на уроках математики в 6-8-х классах. К началу изучения курса черчения учащиеся знакомы с такими понятиями, как точка, прямая, луч, угол, полуплоскость, треугольник, четырехугольники и их свойства. Умеют измерять отрезки и углы. Знают равенства треугольников. Имеют представление о перпендикуляре и могут построить серединный перпендикуляр отрезка. Знают признаки параллельности двух прямых и их свойства. Знакомы с понятием поперечного масштаба и др.

Соединение обучения и труда – процесс двухсторонний. Учебная и трудовая деятельность ученика органически связана одна с другой. При объяснении теоретических положений учитель опирается на жизненный опыт учеников, приводит иллюстрации из техники и трудовой практики. В то же время на трудовых занятиях все выполняемые учениками действия обосновываются теоретическими положениями и закономерностями.

Заглянув в историю, мы заметим, что словом «техника» (технэ) древние греки называли мастерство и умения людей. Позже это слово стали применять и к названиям орудий труда, созданными умельцами. Машиностроение, кибернетика, электротехника, радиоэлектроника, робототехника, приборостроение, химия, нефтяная, газовая промышленность и т.д. — все это отрасли современной техники.

Чтобы овладеть техникой и участвовать непосредственно в ее развитии, стать квалифицированным работником, имеющим творческое мышление, производственным мастером, инженером или конструктором надо уметь не только точно и ясно излагать свои или чужие мысли с помощью чертежа, но и в то же время по плоским фигурам чертежа, знакам и цифрам представлять в воображении пространственный объект.

Чертежи используются не только в «технике». Сегодня и даже завтра они постоянные спутники человека практически любой профессии.

Целью сегодняшнего выступления является формирование графических навыков на уроках технология.

Приступая к чертежным работам, учитель, прежде всего, должен разъяснить ученикам необходимость содержания чертежных принадлежностей (карандаша, угольника, линейки, циркуля) в порядке: линейки и угольники должны быть чистыми и иметь ясно видимые деления, карандаши должны быть остро отточенными, циркуль должен находится в готовальне. К соблюдению этого правила необходимо приучать детей с первого класса.

Среди линеек, которыми пользуются дети, встречается немало таких, на которых деления нанесены неточно. Поэтому, прежде чем приступать к измерениям и черчению линий, длины которых будут выражены в миллиметрах, учитель должен все линейки в классе сверить с контрольной, и те из них, которые дают погрешность в 1 мм и более на 25 см длины, из употребления изъять.

Существует ряд правил пользования чертежными инструментами. Разъяснив, чем эти правила вызваны, учитель должен ознакомить с ними учеников. Главнейшие из этих правил следующие.

Изучение прямой линии развивает один из основных компонентов пространственных представлений — понятие о линейной протяженности. Познание линейной протяженности формируется как на уроках математики, так и на уроках рисования, физкультуры, труда начиная с первых шагов обучения. Эти знания развиваются в двух направлениях: в процессе измерительных операций и при оценке на глаз расстояний или соотношения размеров предметов. Когда дети чертят или рисуют предметы, то они сравнивают на глаз линейные соотношения их размеров. Также немало важна и организация рабочего места [Приложение 5]

Параллельно с этим измерительные операции уточняют их знания о протяженности, устанавливают связь между пространственными и количественными представлениями. Постепенно эти ассоциации крепнут, уточняются и развиваются представления о протяженности, сближаются результаты, полученные измерением инструментом и на глаз. Формирование графических представлений является важным разделом умственного воспитания, политехнического образования и подготовки детей к труду. Пространственные представления имеют широкое значение во всей познавательной деятельности человека. Какое содержание вкладывается в понятие пространственное представление? Надо иметь в виду, что пространственные представления носят синтетический характер, включая форму, положение, величину, направление и другие пространственные отношения и связи. Задача развития у школьников графических представлений, способности к обобщению состоит в том, чтобы научить их видеть графические образы в окружающей обстановке, выделять их свойства, конструировать, преобразовывать и комбинировать фигуры, изображать их на чертеже, выполнять в необходимых случаях измерения. Процесс изучения графического материала должен быть от начала до конца активным, конкретным, наглядным. При этом учащиеся будут воспринимать не только готовые графические фигуры и тела, они сами будут создавать и воспроизводить изучаемые графические формы, используя для этого вырезывание и наклеивание, моделирование, вырезывание разверток и склеивание, черчение, образование фигур на подвижных моделях, а также путем перегибания листа бумаги. Уроки труда тесно связаны с черчением . Здесь эта связь носит действенный характер. В процессе работы над материалом (бумагой, картоном, глиной) дети моделируют графические фигуры и тела, познают их свойства. Если на уроках рисования главную роль играли зрительные восприятия, то на уроках труда они дополняются осязанием и ощущениями при движении рук. Изготовляя изделия или детали, составляя узоры или украшения дети сталкиваются с большим разнообразием форм. Кроме того, учащиеся должны научиться выполнять чертежи и технические рисунки, что имеет исключительно важное значение в образовании. Надо заметить, что работы по труду связаны с целым рядом фигур, линий в этих фигурах. Как показывает практика, межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников. Чтение размеров, условных знаков и надписей проводится в последнюю очередь. При этом следует иметь в виду, что рабочие чертежи, используемые на занятиях в школьных мастерских, должны быть выполнены по правилам ГОСТ. Сложность чертежей постепенно возрастает в связи с тем, что учащиеся овладевают все большим комплексом операций и начинают изготавливать все более сложные изделия. В пятом, шестом классах применяются упрощенные чертежи. На них не должно быть надписей и указаний, которые не используются ребятами в процессе работы или не доступны им. Во всех классах на чертежах указывают наименование, материал, количество деталей, размеры детали, необходимые для ее изготовления, а также технические требования на изготавливаемое изделие. В седьмом классе чертежи приближаются по содержанию к чертежам, применяемым на производстве. Овладевая умением читать чертежи, школьники должны ознакомиться с условными обозначениями, принятыми в черчении. Это необходимо и для того, чтобы научится составлять чертежи. На занятиях в мастерских составление чертежей сводится обычно к эскизированию. Обучение составлению чертежей начинается с простых заданий, а именно с замера детали и простановки размеров на готовом чертеже. Такой прием обучения эффективен, когда учащимся предлагают внести дополнения в чертеж в связи с изменением конфигурации детали, вызванными обработками. В следующих заданиях перед учениками ставят задачу, ознакомится с несложной деталью и ее чертежом, а затем самостоятельно составить чертеж однотипной детали. Активность учащихся, их интерес к трудовым заданиям значительно возрастают, когда они составляют чертежи с тем, чтобы использовать их в практической работе. Однако при этом учащиеся испытывают определенные трудности, связанные с недостаточными графическими и конструкторскими знаниями и умениями. Учащимся легче перенести на бумагу образ созданной их воображением детали, чем создать сам образ. После ознакомления с чертежом и выяснения по нему конструкции изделия, учащиеся приступают к определению его содержания и последовательности его изготовления, то есть школьников необходимо научить выбирать заготовку, определять последовательность выполнения работы, подбирать необходимое оборудование.

Процесс обучения технологическому планированию осуществляется на примере разработки простейших технологических карт. Перед их составлением учитель знакомит учащихся со структурой и отдельными элементами карт, показывает, как определять самостоятельно недостающие технологические сведения, заполнять карты с неполными данными. Знакомство с технологическими картами начинается в пятом классе. Учитель по графическому изображению, выполненному на доске, характеризует форму и размеры изделий, материал, из которого оно должно быть изготовлено, и предлагает учащимся выполнить технический рисунок в тетради. Так как изделия на первых занятиях имеют несложные формы, то учащиеся успешно справляются с этим заданием, затрачивая небольшое количество времени. Справа от технического рисунка или также предлагается зарисовать сведения о материале и форме заготовки, ее габаритные размеры с припуском на обработку. Далее учитель намечает основные этапы изготовления изделия, пронумеровав и озаглавив их: «Последовательность выполнения работы». Эти этапы предлагается учащимся записать в тетрадь.[4, с. 23]

Рядом с графой «Последовательность выполнения работы» учащиеся показывают соответствующие графические изображения (вслед за учителем, который, выполняя изображения на доске, дает необходимые пояснения). После этого школьники с помощью учителя выбирают оборудование и необходимые режущие и измерительные инструменты и приступают к практической работе.

Разработка технологической документации может быть полной или частичной. Если изделие не сложное, то в течение одного занятия целесообразно осуществить полно планирование: от выбора заготовки до получения изделия. В качестве практической части, на таком занятии будет выступать работа учащихся по чтению и выполнению графических изображений. Это дает школьникам целостное представление обо всем технологическом процессе.

В случае многодетального изделия разрабатывается технологическая карта изготовления одной детали, которую необходимо сделать на данном уроке, а изготовление других учащиеся осуществляют на последующих занятиях по уже разработанным учителем или другими учащимися картам.

Для обучения учащихся умению читать и самостоятельно разрабатывать технологические карты целесообразно применять технологические карты с неполными данными. С этой целью учитель предлагает заполнить конкретную технологическую карту на изготовление изделия, в которой отсутствуют отдельные сведения. Вначале работу целесообразно провести фронтально со всеми учащимися. Для этого следует использовать технологические карты, плакаты или изображать технологическую карту непосредственно на доске. На последующих занятиях упражнения выполняются индивидуально, в зависимости от уровня подготовки ученика. Эти упражнения в основном проводятся в шестом классе. Технологические карты в седьмом классе ориентированы в основном на самостоятельную работу школьников.

Наши рекомендации