Клапаны масляной системы
Обратный клапан состоит из корпуса, седла, клапана с направляющим стержнем, пружины и пробки. Полость корпуса соединена с нагнетательной магистралью после холодильника, а полость снизу — с фильтрами тонкой очистки масла. Когда давление масла в полости а становится больше 2,9 атм, масло открывает клапан и поступает в фильтры тонкой очистки. При давлении смазки ниже указанной величины клапан закрыт и не дает возможности грязному маслу стекать из фильтров в масляную магистраль.
Невозвратный клапан и перепускной клапан по конструкции аналогичны обратному клапану и отличаются размерами деталей и величиной затяжки пружины.
Регулирующий клапан по конструкции аналогичен регулирующему клапану, установленному в топливной системе.
Масляные фильтры
При работе дизеля в масле накапливаются посторонние частицы в результате истирания трущихся поверхностей, окисления масла а также частицы нагара.
Для грубой очистки масла применяются пластинчато-щелевые фильтры. Секция фильтра состоит из корпуса, к которому при помощи трех стоек, ввернутых в его торец, шайбы и гаек крепится фильтрующий элемент, набранный из пластин толщиной 0,3 мм.
Между пластинами помещены звездообразные прокладки толщиной 0,15 мм. Прокладки имеют меньший наружный диаметр, чем пластины, вследствие чего между пластинами образованы щели равные толщине прокладки.
Пластины и прокладки набраны на валик и могут поворачиваться только вместе с ним. В щели между пластинами входят концы ножей толщиной 0,1 мм. Ножи набраны на неподвижный стержень, закрепленный между корпусом секции и нижней шайбой.
Неочищенное масло проходит через щели между пластинами и по каналам, образованным вырезами пластин, поступает во внутреннюю полость корпуса фильтра. Оттуда через окна масло поступает в полость очищенного масла и далее в масляную магистраль дизеля.
Для очистки фильтра рукояткой вращают валик с пластинами и прокладками. При этом неподвижные ножи снимают посторонние частицы, которые скапливаются на дне камеры, куда помещены фильтры.
Для тонкой очистки масла применяются фильтры с бумажными фильтрующими элементами. Последний состоит из картонной перфорированной ленты, на верхнюю и нижнюю кромки которой надеты две, согнутые пополам, полосы фильтровальной бумаги. Края каждой из этих полос
отогнуты по всей длине на 10—20 мм. На эти края наносят слой клея и всю ленту наматывают на пустотелый стержень. При свертывании ленты края фильтровальной бумаги склеиваются. Бумажные фильтры задерживают частицы крупнее 20-30 мм.
Масло под давлением подводится по патрубку во внутреннюю полость корпуса фильтра. Пройдя с торцов сквозь фильтровальную бумагу, масло попадает через отверстия внутрь полого стержня и по трубопроводу сливается в картер. Перепускной клапан срабатывает при давлении 2,5 кгс/см2 и служит для защиты фильтрующих элементов от чрезмерного давления.
Центробежный фильтр
Производительность 2,2-3 м3/час. Основной частью является ротор опорами, которой служат: упорный шарика подшипник и две бронзовые втулки. Масло всасывается насосом центрифуги и под давление 4,5-6кгс/см2 поступает в корпус ротора. Из корпуса проходит к соплам вырываясь из сопел стекает в картер дизеля. Частота вращения ротора 4000-5000 об/мин. На случай засорения сопел в нижней части корпуса установлен редукционный клапан, который при давлении на входе 6,5-8 атм. перепускает масло в картер дизеля.
Водяная система тепловоза ТЭМ2
Водяная система состоит из двух контуров, горячего и холодного.
Вода горячего контура охлаждает гильзы, крышки цилиндров, и турбокомпрессор.
Вода холодного контура служит для охлаждения наддувочного воздуха (в настоящее время не используется).
При работе дизеля водяной насос по внешнему трубопроводу и каналу, отлитому внутри блока, забирает воду из секций холодильника (а в зимнее время из калорифера, батареи обогрева ног машиниста, топливоподогревателя) и нагнетает ее в вертикальный канал, отлитый в блоке возле шестого цилиндра.
Одновременно по отдельному трубопроводу вода от насоса подается на охлаждение турбокомпрессора.
Из вертикального канала вода поступает в нижнюю часть водяного пространства блока, куда также отводится нагретая вода из турбокомпрессора. Омывая цилиндры вода поднимается вверх и через 48 отверстий в блоке поступает в охлаждающие полости крышек цилиндров, а затем по патрубкам в коллектор горячей воды. Из коллектора вода вновь поступает в секции холодильника.
Часть воды из верхней точки трубопровода отводится, через кран, в расширительный бак для отвода воздуха и пара.
Чтобы предупредить скопление воздуха в полости под верхней крышкой калорифера, в системе установлен эжектор, отсасывающий воздух из этой полости.
Для заполнения системы водой под напором и слива ее, с левой стороны тепловоза выведен трубопровод с вентилем и соединительной головкой. Однако можно это сделать и через правую головку, открыв соответствующие вентили.
Через вентиль и трубу осуществляется подпитка горячего контура водой из расширительного бака.
Расширительный бак один для двух контуров, но разделен двойной перегородкой на два отсека. Емкость отсека горячего контура 200 литров, а холодного - 50 литров. Оба отсека в нижней части соединены трубопроводом с запорным вентилем, а в верхней - трубкой. Отсек горячего контура соединен с атмосферой через переливную трубу.
При работе дизеля водяной насос холодного контура забирает воду из секций холодильника и подает в воздухоохладитель, охлаждая наддувочный воздух. Вода в свою очередь нагревается и отводится по трубопроводу в холодильник.
Часть воды из верхней точки трубопровода отводится в расширительный бак для удаления воздуха.
Пополнение системы водой производится через трубу, присоединенную к всасывающему патрубку водяного насоса холодного контура.
Зимой воду в холодном контуре подогревают. Открывают кран и часть воды горячего контура перетекает в отсек холодного контура, при этом открывают вентиль, соединяя оба отсека.
Служит для отвода тепла от нагревающихся деталей дизеля, обогрева кабины и ног машиниста, подогрева топлива воды в бачке санузла, охлаждение наддувочного воздуха.
Первый контур: вода из 16 водяных секций засасывается водяным насосом и нагнетается в блок, где охлаждает гильзы и поднимается к цилиндровым крышкам. Откуда выходит в коллектор горячей воды и возвращается в шахту. Часть воды в холодное время года поступает к калориферу и топливоподогревателю (бачок сейчас не используется). Вода из 6 секций засасывается водяным насосом, установленным в шахте холодильника, и нагнетается в охладитель наддувочного воздуха. После чего возвращается в шахту.
Пополнение утечек и отвод пара воздушных смесей осуществляется через расширительный бак.
В настоящее время для первого контура применен правый ряд секций (12 шт.). Объем водяной системы 1050 литров. Объем бака 250 литров. Каплепадение не более 60 капель/минуту.