Актуальные проблемы профориентации при взаимодействии учреждений дополнительного образования детей и общеобразовательных школ
Соколова Наталья Александровна,
Горшкова Татьяна Николаевна,
Иванова Наталья
В современном обществе как никогда остро стоит вопрос о профессиональном самоопределении школьников. Дефицит квалифицированных кадров, технических специалистов среднего звена и специалистов рабочих профессий – это настоящее нашего рынка труда. Помочь в этом вопросе, призвана профессиональная ориентация. Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию учащимся личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Правительством был утвержден список из 93 технологических специальностей начального и среднего профессионального образования. В список вошли специальности приоритетных направлений развития экономики, которых было определено пять: энергоэффективность, ядерные, космические и компьютерные технологии, фармацевтика. Что же необходимо сделать, чтобы мотивировать школьников идти в учреждения профессионального образования? Профессиональная ориентация – длительный и сложный процесс и осуществляется он на всех этапах жизни человека, но в связи с рассматриваемой нами проблемой нас интересуют учащиеся с 5 по 9 класс. Условно их можно разделить на 2 группы.
1 группа. 5 - 7 класс – развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии, приобретение познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях. Для этого необходимо включение учащихся в деятельность, согласованную с профилем продолжения образования и предполагаемой сферой профессиональной деятельности. Очень важно сформировать начальные представления о многообразии мира профессий.
2 группа.8 - 9классы – формирование у школьников личностного смысла выбора направления образования, представления о реальных возможностях. Этому этапу соответствует проектирование получения образования в учреждении среднего профессионального образования (и возможной последующей ориентацией на продолжение образования в ВУЗе).
В своей работе специалисты ГБОУ ДОД ЦТТ «Старт+» Невского района Санкт–Петербурга используют информационно-справочные, просветительские методы:
- видеопрофессиограммы;
- радиопередачи о профессиях;
- видеофильмы об успешных людях получивших образование в ГБПОУ;
- целевое обучение в ГБПОУ и ВУЗе.
- экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения;
- встречи со специалистами по различным профессиям;
- конкурсы, выставки, фестивали и другие мероприятия профориентационной направленности.
Начинать работу по профориентации обучающихся необходимо не в старших классах, а в самом начале школьной деятельности ребенка. Ведь зачастую школьникам не хватает знаний о мире профессий; о том, какие требования предъявляются к специальности в той или иной сфере труда. Молодежь недостаточно информирована о ситуации на рынке труда в городе, не готова к конкуренции при трудоустройстве.
Конечно, необходимо иметь возможность получения актуальных сведений о тенденциях на рынке труда и давать эту информацию школьникам. Хочется привлекать к сотрудничеству различные государственные ведомства, конкретные организации и предприятия, чтобы учащиеся имели возможность попробовать себя в различных видах будущей профессиональной деятельности, на конкретно организованных рабочих местах. Но это будет возможно, когда руководители предприятий будут заинтересованы в таком виде сотрудничества.
Большое значение имеет формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути, а значит необходимо создание реально и эффективно действующей системы сопровождения профессионального самоопределения в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений района. Главное развить интересы и способности школьников, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении. В нашем центре открыто много объединений различной направленности, школьники привлекаются к разнообразной коллективной творческой деятельности. В объединениях технической направленности имеются широкие возможности подготовки обучающихся к осознанному выбору рода деятельности. Именно в данной деятельности ребенок получает первичные инженерные навыки, пробует себя в роли конструктора, исследователя, учится создавать технический продукт и представлять его пользователям. Участие в разного рода массовых мероприятиях позволяет сформировать положительную эмоциональную установку воспитанников на выбор профессии.
Современному обществу требуется человек со сформированной мотивацией к профессиональному самоопределению, грамотно разбирающийся в положении дел на современном рынке труда, умеющий как можно в более раннем возрасте осуществлять осознанный выбор в пользу той или иной профессии.
Большую помощь ребенку могло бы оказать создание индивидуального маршрута перспективного профессионального самоопределения, реализация которого может быть возложена на учреждения дополнительного образования детей как личностно-ориентированной гибкой, открытой системы.
Современный взгляд на социальную и профессиональную успешность заключается в том, что успешность не дается человеку от рождения, а формируется. Поэтому наша задача – выявить и развить способности каждого ребенка, помочь ему осознанно сделать правильный жизненный выбор, так как главная награда для педагога – знать, что его обучающийся состоялся личностно, достиг социального и профессионального самоутверждения.
Как говорится труд — основа всей жизни человека. А вот какова будет эта основа у маленького человечка, зависит от того, как мы – взрослые – сможем подготовить его к одному из самых главных решений его жизни – выбору профессии.