Вопрос 5.5. Трубные и штанговые механические ключи
В комплексе основных работ, связанных с подземным ремонтом скважин, наиболее тяжелые и трудоемкие - это операции по спуску и подъему насосно-компрессорных труб и штанг. Они в зависимости от характера ремонта и числа, находящихся в скважине труб и штанг, занимают от 50 до 80 % от общего баланса времени, затрачиваемого на ремонт скважины.
Применение автоматов для работы с трубами и штангами позво ляют в 2...3 раза увеличить темп спускоподъема и повысить качество крепления резьбы.
Для механизации и частичной автоматизации наиболее трудоем ких ручных операций при спуске и подъеме насосно-компрессорных труб широкое применение получили автомат АПР-2ВБ с приводом от электродвигателя и АПР-ГП с гидравлическим приводом. При ре монте скважин с погружными электронасосами находят применение механические ключи типов КМУ и КАРС грузоподъемностью 500 кН, при капитальном ремонте - гидравлический трубный ключ КПГ и КПР-12. Для работы со штангами ключ АШК-М.
- 2 7 2 -
Автомат-2ВБиспользуется для механического свинчивания
и развинчивания труб, обеспечивает автоматический захват и удер жание на весу колонны насосно-компрессорных труб спайдером, цен трирует колонну труб центратором. При работе с автоматом исполь зуется следующий инструмент: элеваторы ЭГ, трубные ключи КТМ
и стопорные ключи КСМ. Вместо указанных могут быть применены ключи КТГ и КТД.
В настоящее время применяются автоматы АПР-2ВБ с приводом от электродвигателя (рис. 5.26) и АПР-ГП с гидравлическим приводом.
Автомат АПР-2ВБс взрывобезопасным электроприводом состоит из следующих узлов: блока автомата, блока электрического инер ционного взрывобезопасного привода с реверсивным взрывобезопас ным переключателем, клиновой подвески и центратора.
Блок автомата представляет собой корпус 1 клинового спайдера с червячным редуктором (червячное колесо 5, червяк 6) и водилом 7, передающим вращающее усилие трубному ключу. Редуктор защищен кожухом, образующим масляную ванну. Блок автомата крепится к пьедесталу центратора.
Клиновая подвеска 2 состоит из направляющей с кольцевым ос нованием, к которому шарнирно подвешены три клина.
Клинья для 48, 60 и 73-мм труб - сборные и состоят из корпуса клина и сменных плашек, закрепляемых шплинтами. Клинья для 89 и 114-мм труб - монолитные. Для передачи усилия от труб к кли новой подвеске применяется подкладная вилка. Ее подкладывают под муфту очередной поднимаемой трубы в момент ее появления над подвеской. При опускании колонны муфта давит на вилку, подвеска утепляется и клинья захватывают трубу. После этого вилку вытаски вают, трубу отвинчивают, а муфту очередной трубы захватывают эле ватором и поднимают.
Блок центратора для 48, 60, 73 и 89-мм труб состоит из пьедеста ла, к которому тремя шпильками крепится блок автомата. Внутри центратора фиксатором крепится втулка 4. Для работ со 114-мм тру бами применяют специальный центратор, вкладыш которого имеет форму колодки. Центратор автоматически центрирует колонну труб относительно блока автомата при их спуске и подъеме и предотвра щает попадание в скважину каких-либо крупных предметов.
Для перемещения клиновой подвески вверх в процессе работы автомата служит балансир с грузом.
Блок электропривода с переключателем состоит из взрывобезо пасного электродвигателя АСВ-41-4А специального исполнения 1 мощностью 3,5 кВт и инерционного устройства, позволяющего зна чительно увеличить момент на водиле при отвинчивании труб, а так же при завинчивании труб большого диаметра.
- 2 7 3 -
а - блок автомата: 1- корпус; 2 -клиновая подвеска; 3 - пьедестал с фиксатором; 4 - втулка центратора; 5 - червячное колесо; 6 - червяк; 7 - водило;
8 - ось фиксатор балансира; б - блок привода; 7 - электродвигатель; 2 - маховик, 3- муфта блокировки маховика, 4 - червяк с подшипниками; 5, 6 - пробки для заливки и слива масла в червячном редукторе
Инерционное устройство представляет собой маховик 2, установ ленный на валу двигателя. Маховик соединяется с валом муфтой 3. На приводе смонтировано штепсельное соединение, позволяющее присоединить электродвигатель к реверсивному пускателю ПРВ-ЗС.
Он специальным кабелем с нефтестойкой изоляцией соединяет ся с промысловой сетью. Пускатель предназначен для запуска, ревер сирования и остановки двигателя. Во время работы автомат крепят двумя болтами к фланцу эксплуатационной колонны.
- 2 7 4 -
Для работы на скважинах, оборудованных бесштанговыми элект ронасосными установками ЭЦН, применяются специальные автома ты АПР-2ЭПН (автомат АПР-2 с автоматической приставкой, осна щенной центрирующим устройством и механизмом съема и надева ния хомутов). Они позволяют механизировать свинчивание и развин чивание насосно-компрессорных труб с диаметрами от 48 до 114 мм
и обеспечивают надевание хомутов для крепления токонесущего ка беля диаметрами от 27,5 до 34,7 мм на колонну труб при ее спуске в скважину, удержание, освобождение и центрирование колонны труб
и снятие хомутов при подъеме колонны труб.
Автомат АПР-ГПимеет, в отличие от автомата АПР-2ВБ, гидравлический объемный привод с питанием от автономной гидравли ческой станции или от гидравлической системы агрегатов для под земного ремонта скважин. Гидропривод обеспечивает стабильность вращающего момента при свинчивании труб; система его регулиров ки проста. В качестве двигателя используется гидромотор НПА-64, а вращающий момент регулируется настройкой предохранительного клапана Г52-14.
Универсальный механический ключ КМУ-50предназначен длямеханизации операций по свинчиванию - развинчиванию, удержа нию колонны насосно-компрессорных труб в процессе текущего ре монта скважин, эксплуатируемых оборудованием всех видов, вклю чая погружные электронасосы. Ключ (рис. 5.27) состоит из блока вра щателя 8с электроприводом 5, спайдера 9 с блоком клиньев и блока управления электроприводом.
Вращатель - двухступенчатый редуктор с прямозубой цилинд рической передачей, рабочим органом которого служит разрезное колесо с установленным на нем водилом. Корпус вращателя и раз резное колесо имеют прорезь для пропуска насосно-компрессорных труб. Прорези колеса и корпуса вращателя совмещаются механизмом, расположенным на корпусе вращателя. Подшипником скольжения разрезного колеса служит бронзовая втулка. Для перекрытия зева вращателя предусмотрено специальное устройство.
Привод ключа КМУ-50 электрический инерционный взрывобе-зопасный с питанием от промысловой сети напряжением 380 В. Элек тродвигатель ключа типа В100 442-5, исполнения ВЗТ-4В, мощнос тью 3 кВт. Ключ оснащен блоком управления электропривода с кабе лем КРПСН 3X4-1X2,5.
Вращатель с электроприводом прикреплен быстросъемными за жимами к поворотной стойке, состоящей из плиты-кронштейна, при варенного к спайдеру.
Инерционное устройство позволяет регулировать крутящий мо мент на водиле ключа путем установки соответствующих сменных
- 2 7 5 -
Рис. 5.27. Ключ механический универсальный КМУ
/ - блокировочная рукоятка; 2 - механизм совмещения прорезей рабочей шестерни
и корпуса; 3 - водило; 4 - редуктор; 5 - электропривод; 6 - сменный маховик;
7 - кронштейн; 8 - вращатель; 9 - спайдер
маховиков. Управление электроприводом осуществляется посред ством магнитного пускателя и кнопочного поста управления.
Полуавтоматический спайдер состоит из разрезного корпуса спай-дера, сменных блоков клиньев для труб диаметром 66, 73 и 89 мм, рукоятки управления и хомута. К корпусу слайдера приварен крон штейн для установки вращателя. Вращатель на кронштейн крепят с помощью оси и болта.
Для совмещения вращателя в рабочем положении со спайдером служат фиксатор на вращателе и паз на спайдере.
Блок клиньев состоит из трех корпусов со сменными плашками. Раскрытие клиньев блока осуществляется пружиной.
При проведении спускоподъемных работ колонна насосно-комп-рессорных труб под муфту заклинивается в полуавтоматическом спайдере. Ключ надвигается на колонну труб вращением вокруг оси, при этом фиксатор скользит по поверхности корпуса слайдера, дохо дит до упора и под действием пружины входит в паз. На трубу наде вают трубный ключ. Вращением водила в нужную сторону для свин чивания или развинчивания труб управляют с кнопочного пульта.
Ключ КМУ-50 работает в комплекте с элеваторами типа ЭТА, труб ными ключами типа КТДУ или КТГУ и стопорными ключами КСМ.
- 2 7 6 -
Ключ выполнен в виде блоков, что создает удобство при монтаже и транспортировке, прост в эксплуатации, обеспечивает высокие тем пы работы. Разрезная конструкция спайдера и вращателя позволяет применять ключ на скважинах, оборудованных погружными элект ронасосами, а в аварийных ситуациях- быстро демонтировать ключ с устья скважины.
Ключ подвесной разрезной КПР-12предназначен для свинчивания и развинчивания бурильных и насосно-компрессорных труб в процессе текущего и капитального ремонтов скважин.
Он состоит (рис. 5.28) из трубного ключа 2, выполняющего про цесс свинчивания и развинчивания труб при расчетном крутящем моменте, и гидравлического аг регата, обеспечивающего требу емый расход и давление масла в гидросистеме.
Трубный ключ представляет | ||
собой двухскоростной цилинд | ||
рический редуктор с разрезной | ||
рабочей шестерней, в которой | ||
устанавливаются сменные захва | ||
ты. Комплектуется съемным сто | ||
порным устройством. Привод от | ||
гидромотора. | ||
Гидравлическая насосная | ||
станция - электроприводная; со | ||
единяется с ключом гидравли | ||
ческими рукавами высокого дав | ||
ления; устанавливается на рас | ||
стоянии до 10 м от скважины | ||
Управление ключа располо | ||
жено на корпусе ключа. Ключ на | ||
стационарной вышке или на | ||
вышке передвижного агрегата | ||
подвешивают на тросе диамет | ||
ром не менее 16 мм. Трос крепят | Рис. 5.28. Ключ подвесной разрезной | |
при помощи трех зажимов. Во из | К П Р - 12 | |
бежание перегибов троса и выхо | 1 - стопор; 2 - ключ; 3 - створка; 4 - упор; | |
да его из строя применяют про | 5 - ограничитель ключа и стопора; | |
6 - болт регулировочный; 7 - рукоятка | ||
ушины соответствующих разме | ||
подъема; 8 - гидроподъемник; | ||
ров. Высота подвески ключа на | 9 - амортизатор; 10 - серьга; 11- винт; | |
кронштейне должна составлять | 12 - подвеска; 13 - гидрораскрепитель; | |
не менее 5 м, с тем, чтобы угол по | 14 - ограничитель крутящего момента; | |
15 - рукоятка переключения скоростей; | ||
ворота кронштейна обеспечивал | ||
16 - гидрорукав |
- 2 7 7 -
подвод и отвод ключа к устью скважины и обратно. Гидроподъемник 8 регулирует высоту подвески ключа в зависимости от расположения муфты трубы.
Диаметр троса, удерживающего ключ от реактивного момента при его работе, должен быть также не менее 16 мм.
Захваты под трубы сменные, заменяют их при выключенном гид равлическом агрегате.
Гидроподъемник 8 устанавливают на ключ до его подвешивания. Ключ подвешивают в следующей последовательности: амортизатор 9, гидроподъемник 8, подвеска 12, ключ 2, стопор 1.
Горизонтальное положение ключа достигается регулировкой бол тами 6 и винтом 11 подвески 12. Удерживающие тросы должны нахо диться в горизонтальном положении и жестко быть закреплены.
Колонна труб монтируется на спайдере или элеваторе. Ограни читель ключа устанавливается в положение «развинчивание». Ключ надвигается на колонну труб, закрывая створку. Раскрепление трубы выполняется на низшей передаче, после чего на высшей передаче про изводится отвинчивание трубы. В случае отсутствия спайдера или малого веса колонны труб следует обязательно применять стопор. После окончания отвинчивания трубы производится реверсирование ключа до совмещения прорезей шестерни и корпуса. При этом захва ты освобождают трубу, открывают створку, снимают ключ с трубы и отводят его в сторону.
Свинчивание производится аналогично. При этом ограничитель ключа устанавливается в положение «свинчивание», а ограничитель крутящего момента на насосной станции - в положение, соответству ющее спускаемым в скважину трубам.
Ключ КАРСпредназначен для механизации операций по свинчиванию- развинчиванию и автоматизации операций по захвату, удер жанию на весу и освобождению колонны насосно-компрессорных труб при текущем и капитальном ремонтах скважин.
Ключ (рис. 5.29) состоит из разрезного редуктора с вмонтирован ным в него трубозажимным устройством (вращатель 1, слайдер 5 с блоком клиньев), устройства позиционирования 4, узлов указателя крутящего момента 6 и совмещения прорезей роторной шестерни и корпуса 7, электроинерционного привода 2 и блока управления при водом 3. Вращатель ключа выполнен в виде двухступенчатого редук тора с прямозубой цилиндрической передачей. Рабочим органом слу жат роторная шестерня с вмонтированным в нее трубозажимным ус тройством, что исключает наличие в комплекте трубных ключей.
Вращение от электродвигателя к вращателю передается через цен тробежную муфту, позволяющую резко снизить перегрев двигателя за счет снижения пусковых токов. Вращатель снабжен устройством
- 2 7 8 -
Рис. 5.29. Ключ КАРС
1 - вращатель; 2 - электроинернионный привод; 3 - блок управления приводом;4 - устройство позиционирования; 5 -спайдер; 6 -узел указателя крутящего момента;
7 -корпус
дискретной регулировки крутящего момента (в зависимости от диа метра свинчиваемых и развинчиваемых насосно-компрессорных труб), развиваемого ключом, без разборки и отсоединения каких-либо деталей. Наличие этого устройства приводит к значительному сокра щению времени на переналадку ключа по сравнению с ключами типа КМУ-50.
Устройство позицирования надежно обеспечивает отслеживание за резьбой, как в горизонтальной, так и вертикальной плоскостях и резко снижает нагрузки на ключ при свинчивании и развинчива нии резьбовых соединений. Наличие узла указателя крутящего мо мента позволяет повысить надежность свинчиваемых соединений. Узел совмещения прорезей роторной шестерни и корпуса работает
- 2 7 9 -
при минимальных нагрузках на совмещающем штыре и обеспечива ет совмещение за один - два оборота роторной шестерни.
Особенность электроинерционного привода ключа КАРС по срав нению с ключом КМУ-50 - наличие центробежной муфты, предох раняющей электродвигатель от перегрузок. Управление электродви гателем осуществляется с кнопочного поста управления через маг нитный пускатель. Вращатель с электродвигателем крепят к каретке спаидера, который (практически не отличается от спаидера ключа КМУ-50) состоит из разрезного корпуса, сменных блоков клиньев, рукоятки управления, каретки и указателя крутящего момента в диа пазоне четырех позиций при работе с разными диаметрами насосно-компрессорных труб.
Ключ штанговый КШЭпредназначен для свинчивания и развинчивания резьбовых соединений насосных штанг. Он состоит (рис. 5.30) из блока вращателя, блока управления и специального штанго вого элеватора. Блок вращателя представляет собой редуктор с пря мозубыми колесами. К одному концу быстроходного вала редуктора 3 при помощи полумуфты присоединен электродвигатель 4, на другой конец вала при помощи шлицев устанавливают маховик 5 для получения необходимого крутящего момента для свинчивания и раз-
Рис. 5.30. Ключ штанговый КШЭ:
1 - водило; 2 - откидная вилка; 3 - редуктор; 4 - электродвигатель; 5 - маховик; 6 - винты управления
- 2 8 0 -
винчивания резьбовых соединений насосных штанг. Маховик фик сируется пружиной и огражден кожухом.
На большом колесе-шестерне приварено водило. Откидная вил ка на втулке корпуса выполняет роль второго элеватора и служит для удержания колонны штанг на весу в процессе подъема или спуска.
Блок управления электродвигателем состоит из электромагнит ного пускателя, кнопочного поста управления, соединенных кабелем со штепсельными разъемами.
Пост управления кнопочный; его устанавливают на двух специ альных шпильках. Электродвигатель крепят в двух положениях в за висимости от места расположения оператора. Принцип работы клю ча заключается в следующем. После посадки колонны штанг на от кидную вилку, на квадрат нижней штанги устанавливают стопорный ключ, а на квадрат верхней штанги - штанговый ключ. Затем вклю чением электродвигателя осуществляют свинчивание или развинчи вание штанг в зависимости от выполнения технологического процес са. Спускоподъемные операции производят посредством специаль ного элеватора, захватывающего штангу за квадрат.
В зависимости от размера штанг, с которыми проводится работа,
в корпус штангового элеватора вставляют соответствующие вклады ши и запорное кольцо, а в откидной вилке устанавливают соответ ствующую вставку.
Перед пуском ключа снимают кожух и устанавливают маховик определенного диаметра, обеспечивающего определенный крутящий момент для данного соединения штанг.
Буровой ротор с гидроприводомвходит в комплект агрегатаА - 50 и предназначен для производства буровых работ, а также для механического свинчивания и развинчивания бурильных и насосно-компрессорных труб.
В сварном корпусе 26 (рис. 5.31) размещены шестеренчатый ре дуктор, клиновой захват, подвески 5, 6", 7, 8 и другие детали. Ротор получает вращение от гидромотора через шестерни, составляющие двухступенчатый понижающий редуктор. К шестерне 27 прикреплен вращающийся диск с приваренными к нему двумя ребрами. К ребрам крепится водило. Наличие лабиринтных уплотнений исключает воз можность попадания внутрь корпуса влаги. Клиновой захват пред назначен для удержания колонны труб на весу и рассчитан на приме нение труб диаметром 51, 63, 89 мм, что достигается сменой сухарей или клиньев. Подъем и опускание клиньев производятся рычагом 20, на котором помещен груз, уравновешивающий вес клиньев. Реверси рование гидромотора достигается изменением направления потока жидкости трехпозиционным золотником, находящимся на пульте управления.
- 2 8 1 -
Рис. 5.31. Буровой ротор с гидроприводом:
1 - водило; 2 - валик; 3, 28 - столы ротора; 4 - роликоподшипник; 5, 6, 7, 8 - подвески размерами соответственно 60, 73, 89, 102 мм; 9 - вкладыш ротора; 10, 14, 15 -крышки; 11 - гидромотор; 12 - роликоподшипник; 13 - шестерня; 16 - вал шестерни;
17 - шпонка призматическая; 18 - втулка, 19 - шестерня; 20 - рычаг; 21 - груз; 22 - валик; 23, 24, 25 - центраторы диаметрами соответственно 60, 73, 89 мм; 25 - корпус;
27 - шестерня