Основные термины и определения
Технология сборки изделий.
Введение
Сборка изделия – один из заключительных этапов изготовления машины, результат работы конструкторов и технологов.
Выполнение сборочных работ требует больших временных затрат. В зависимости от типа производства временные затраты сборочных работ составляют для массового и крупносерийного производств 20—30 %, а для единичного и мелкосерийного — 35—45 % от общего времени выпуска изделия.
Следует отметить, что от 50 до 85 % слесарно-сборочных операций выполняется вручную. Это требует значительных физических усилий и экономических вложений, а также высокой квалификации рабочих.
Качество машины и трудоемкость сборки во многом зависят от того, как понято конструктором и воплощено в конструкции назначение машины, как установлены квалитеты (степени) точности, насколько удачно выбраны методы достижения требуемой точности машин и как они отражены в технологии изготовления.
Технолог, разрабатывающий процесс сборки машины, должен отчетливо представлять, для каких задач создается машина, понимать связи, посредством которых она должна выполнять предписанный процесс; и соответствующим построением технологического процесса изготовления обеспечить с необходимой точностью эти связи, установить требования к технологии изготовления деталей и контролю их точности.
В процессе сборки изделий возможны погрешности взаимного расположения деталей, существенно снижающие точность и служебные качества собираемого объекта. Причинами их возникновения могут быть ошибки, допускаемые рабочими при ориентации и фиксации установленного положения собираемых деталей; погрешности установки калибров и измерительных средств, используемых при сборке; погрешности регулирования, пригонки и контроля точности положения детали в узле, достигнутого при сборке, а также собственные погрешности измерительных средств; относительные сдвиги деталей в промежутке времени между их установкой в требуемое положение и фиксацией в этом положении; образование задиров на сопрягаемых поверхностях деталей; упругие деформации сопрягаемых деталей при их установке и фиксации; пластические деформации поверхностей сопряжения, нарушающие их точность и плотность соединений.
Основные термины и определения
Сборка— это образование разъемных или неразъемных соединений составных частей заготовки или изделия. Сборка может осуществляться простым соединением деталей, их запрессовкой, свинчиванием, сваркой, пайкой, клейкой и т.д. По объему разделяют общую сборку, результатом которой является изделие в целом, и узловую сборку, результатом которой является составная часть изделия, т.е. сборочная единица или узел.
В условиях единичного и мелкосерийного типов производств основная часть сборочных работ выполняется на общей сборке и лишь малая их доля осуществляется над отдельными сборочными единицами. С увеличением серийности производства сборочные работы все больше разделяются на отдельные сборочные единицы, а в условиях массового и крупносерийного типов производств объем узловой сборки становится равным или даже превосходит объем общей сборки. Это в значительной мере способствует механизации и автоматизации сборочных работ и повышению их производительности. По стадиям процесса сборка подразделяется на предварительную, промежуточную, сборку под сварку, окончательную и др.
Предварительная сборка,т.е. сборка заготовок, составных частей или изделий, которые в последующем подлежат разборке. Например, предварительная сборка узла с целью определения размера неподвижного компенсатора.
Промежуточная сборка, т.е.сборка заготовок, выполняемая для дальнейшей их совместной обработки. Например, предварительная сборка корпуса редуктора с крышкой для последующей совместной обработки отверстий под подшипники, предварительная сборка шатуна с крышкой шатуна для обработки отверстия под шатунные шейки коленчатого вала и т.п.
Сборка под сварку,т.е. сборка заготовок для их последующей сварки. Процесс соединения деталей при помощи сварки в большинстве случаев является сборочным и может быть введен непосредственно в поток узловой или общей сборки. Большой объем сборочных работ с использованием сварки выполняется при изготовлении, например, кузовов и кабин различных транспортных машин. В процессе сварки основание, кабина и другие элементы кузова удерживаются в специальных приспособлениях фиксаторами или конвекторами, что обеспечивает правильное положение элементов относительно друг друга.
Окончательная сборка,т.е. сборка изделия или его составной части, после которой не предусмотрена его последующая разборка при изготовлении.
Следует отметить, что после окончательной сборки некоторых изделий может следовать их демонтаж, который включает работы по частичной разборке собранного изделия для его подготовки к транспортированию потребителю.
Любая машина состоит из определенных деталей, сборочных единиц различной сложности. В соответствие с ГОСТ 2.101-68 вводятся определения:
Деталь— это изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке материала без применения сборочных операций (например, вал, винт, литой корпус).
В технологии сборки есть понятие «базовая деталь» — это деталь с базовыми поверхностями, выполняющая в сборочном соединении (узде) роль соединительного (основного) звена, которое обеспечивает при сборке соответствующее относительное положение других деталей.
Сборочная единица— это изделие, составные части которого подлежат соединению между собой на предприятии-изготовителе путем сборочных операций (свинчиванием, опрессовкой, клепкой, сваркой, пайкой, развальцовкой и т.п.). Например, станок, автомобиль, редуктор, сварной корпус.
В литературе вместо термина «сборочная единица» чаще используют термин «узел». Кроме того, для удобства разработки и нормирования технологического процесса сборки узлы условно разделяют на подузлы, узлы первого, второго и более высоких порядков. Обычно узел более высокого порядка включает в себя один или несколько узлов более низкого порядка, комплекты и отдельные детали.
Комплекс — два и более специфицированных изделия, не соединенные на предприятии-изготовителе сборочными операциями, но предназначенные для взаимосвязанных эксплуатационных функций. В комплекс, кроме изделий, выполняющих основные функции, могут входить детали, сборочные единицы и комплекты, предназначенные для выполнения вспомогательных функций, например детали и сборочные единицы для расширения технологических возможностей станка, монтажа изделия на месте эксплуатации.
Комплект — два и более изделия, соединенные на предприятии сборочными операциями, или набор изделий, имеющих общее эксплуатационное назначение вспомогательного характера (например, комплект запасных частей, комплект инструмента, комплект измерительных инструментов).
Составные части (сборочные единицы) могут быть спроектированы с учетом конструкторских и технологических требований (ГОСТ 3.1108—82), в соответствии с которыми различают конструктивные сборочные единицы, технологические сборочные единицы и узлы.
Конструктивная сборочная единица — это единица, спроектированная лишь по функциональному принципу без учета особого значения условий независимой и самостоятельной сборки. Примером конструктивных сборочных единиц являются механизмы газораспределения, системы топливо- и маслопроводов двигателей.
Технологическая сборочная единица, или узел — это сборочная единица, которая может собираться отдельно от других составных частей изделия (или изделия в целом) и выполнять определенную функцию в изделиях одного назначения только совместно с другими составными частями (ГОСТ 23887-79). Например, головки блоков цилиндров.
Наилучшим вариантом конструкции является сборочная единица, которая отвечает условию ее функционального назначения в изделии и условию самостоятельной независимой сборки. Это так называемая конструктивно-технологическая единица. К таким единицам относят насосы, клапаны, вентили, коробки скоростей, коробки передач и т.п.
Из конструктивно-технологических сборочных единиц формируют агрегаты.
Агрегат— это сборочная единица, обладающая полной взаимозаменяемостью, возможностью сборки отдельно от других составных частей изделия (или изделия в целом) и способностью выполнять определенную функцию в изделии или самостоятельно. Сборка изделия или его составной части из агрегатов называется агрегатной.
Изделие, спроектированное по агрегатному (модульному) принципу, имеет лучшие технико-экономические показатели, как в изготовлении, так и в эксплуатации и ремонте: цикл сборки при этом значительно сокращается. Повышается и качество сборки, потому что каждая сборочная единица после ее сборки может быть испытана независимо от других сборочных единиц. Значительно улучшаются условия эксплуатации такого изделия, особенно при замене отдельных составных частей. Агрегатная конструкция позволяет производить ремонт каждой составной части отдельно, исходя из ее состояния. При этом уменьшается количество изделий, находящихся в резерве. Примером агрегатного изделия может служить автомобиль (особенно иномарка), металлорежущий станок.
Установленная последовательность ввода деталей и групп в технологический процесс сборки изделия характеризует систему его комплектования.
Последовательность комплектования может быть одновариантной в случае простых сборочных единиц и многовариантной для комплексных групп и изделий. Примером одновариантной последовательности комплектования могут быть сборочные единицы, приведенные на рис. 1. В первом случае (рис. 1.а) в гнездо крышки 1 устанавливается подшипник 2, а затем стопорное кольцо 3; во втором (рис. 1.9, б) — шарикоподшипник 2 устанавливается на вал-шестерню 1 и стопорится кольцом 3; в третьем (рис. 1.9, в) — после напрессовки шарикоподшипника 2 на шлицы вала-шестерни 1 устанавливают вторую шестерню 3. Другие последовательности комплектования здесь невозможны.
Рис. 1. Сборочные единицы одновариантного комплектования:
а — сборка подшипника с крышкой; б—сборка подшипника с валом-шестерней; в—сборка подшипника с валом-шестерней и шестерней
Однако в сложных сборочных единицах и изделиях, когда комплектуют десятки и сотни деталей, возможен ряд вариантов в последовательности сборки. При большом числе деталей в изделии таких вариантов может быть очень много. Конструкции машин все более усложняются, и количество деталей и их соединений неуклонно растет. В этом случае ставится задача использования оптимального варианта, обеспечивающего наилучшее выполнение установленных технических требований к объекту сборки при минимальных затратах труда и средств.