Основы технологии грузовой и коммерческой работы на станции
Разнообразие местных условий вызывает необходимость разработки и внедрения технологии выполнения грузовых и коммерческих операций применительно к работе данной станции. Это достигается составлением технологического процесса работы грузовой станции.
Технологическим процессом называется рациональная система организации работы, основанная на широком использовании прогрессивных методов труда, новых информационных технологий и предусматривающая наиболее эффективное использование технических средств. Технологический процесс работы грузовой станции должен обеспечивать рациональное взаимодействие всех видов транспорта, безопасность движения и охрану труда при перевозке грузов, снижение себестоимости продукции и экономическую эффективность работы коллектива. Технологический процесс работы грузовой станции определяет порядок выполнения операций, обеспечивающих безусловное соблюдение требований Устава и Правил перевозок грузов, наилучшее использование перерабатывающей способности технических средств грузового хозяйства, максимальное повышение производительности труда, своевременную обработку грузов и документов, ускорение оборота вагонов, сохранность грузов, сервисное обслуживание предприятий, организаций и отдельных граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.
Технологический процесс работы грузовой станции разрабатывает главный инженер (заместитель начальника) станции и утверждает начальник дороги или начальник отделения дороги в зависимости от объема грузовой работы. На основе технологического процесса разрабатывают инструкционно-технологические карты для работников ведущих профессий: приемосдатчиков грузов, механизаторов, товарных кассиров, таксировщиков, коммерческих агентов, информаторов, диспетчеров и др.
Нормирование продолжительности грузовых и коммерческих операций — обязательный и очень важный элемент технологического процесса. Сокращение времени, необходимого для выполнения операций, служит основным показателем рациональной организации работы, обеспечивающей повышение производительности труда, правильную расстановку штата, сокращение оборота вагона и поточность перевозочного процесса.
Средние нормы времени на выполнение операций на разных станциях различны из-за разнообразия перерабатываемых грузов и местных условий работы. Рассчитывают их на основе хронометражных наблюдений с учетом характера и трудоемкости операций, выполняемых на отдельных участках, складах, в кассах и т.д. При определении продолжительности выполнения операций погрузки-выгрузки пользуются Методическими рекомендациями по определению технологического времени на выполнение погрузочно-разгрузочных операций с грузовыми вагонами, а также новыми нормативными документами типовых и отраслевых норм времени и выработки, утвержденными МТК РК: Комплексные типовые нормы времени и выработки на переработку крупнотоннажных контейнеров; Отраслевые нормы времени и выработки на перевозку тарно-упаковочных грузов; Отраслевые нормы времени и выработки на переработку контейнеров, металлов и металлических изделий, лесных и навалочных грузов; Комплексные типовые технически обоснованные нормы времени и выработки на работы по сортировке грузов, перевозимых мелкими отправками в крытых вагонах и др.
Нормативы работы приемосдатчиков грузов на местах общего пользования определяют: прием и выдачу грузов — в отправках, исходя из средней их массы; погрузку, выгрузку и сортировку — в вагонах, исходя из средней массы и количества отправок в них.
При нормировании работы в складах, специализированных для отдельных видов грузов, учитывается также характер груза, перерабатываемого в них. Нормативы времени в чел.-мин на один перевозочный документ (отправку) в товарной конторе определяют с учетом оформления перевозочных документов по отправлению и прибытию, составлению всех учетных и отчетных форм, кассовой документации и др., как вручную, так и с применением АРМ товарного кассира.
При нормировании времени на выполнение коммерческих операций можно пользоваться утвержденными МТК РК Нормативами численности работников в товарных конторах станций.
Обязательная составная часть технологического процесса — графики выполнения операций, которые регламентируют затраты времени и порядок выполнения отдельных операций по элементам. Каждым графиком должен быть точно определен измеритель, на который устанавливают нормативы (например на одну отправку, на один вагон и т.д.). В товарной конторе наиболее целесообразно составлять графики на обработку одного документа (отправки); в грузовом районе — отдельно на прием, погрузку, выгрузку и выдачу грузов в складах и непосредственно на одну отправку (повагонную или мелкую) и на всю группу одновременно подаваемых вагонов. Во всех случаях, когда в выполнении операции участвует несколько работников, в графике должны быть указаны исполнители всех элементов, учтена возможность параллельности операций. Примерные графики выполнения грузовых и коммерческих операций приведены в табл. 12.1; 13.1; 15.1; 16.1.