Критерии перевода баллов в оценку

Количество баллов Оценка
0–25 «Неудовлетворительно»
26–50 «Удовлетворительно»
51–75 «Хорошо»
76–100 «Отлично»

Предметом оценки может являться как сам созданный продукт (материалы, оформленные в печатном или электронном виде), так и результаты его использования.

Таким образом, портфолио может быть определено как современная образовательная технология, в основу которой положен метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности студента. В данном случае аутентичное оценивание определяется как вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированной деятельности и предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков личности в условиях помещения ее в ситуацию, максимально приближенную к требованиям реальной жизни – повседневной или профессиональной.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Определите значение портфолио для реализации компетентностого подход в профессиональной подготовке студента.

2. Разработайте методические рекомендации по составлению проблемно-исследовательского портфолио для студентов, выполняющих курсовую работу.

3. Какой тип портфолио студентов наиболее полно представляет уровень его профессиональной компетентности, значимый для будущего работодателя?



4.3. Педагогическое тестирование как технология измерения
учебных достижений студентов

Измерение текущих и конечных результатов профессионального образования, то есть получение наиболее надежной, объективной и действительной оценки знаний и умений, необходимых для будущей работы выпускника вуза, является одним из наиболее актуальных и спорных вопросов педагогики высшей школы. В современной системе высшего образования в качестве одного из наиболее стандартизованных и объективных методов контроля и оценивания знаний, умений и навыков испытуемого, который лишен таких традиционных недостатков других методов контроля знаний, как неоднородность требований, субъективность экзаменаторов, неопределенность системы оценок, используется педагогическое тестирование.

Современное педагогическое тестирование представляет собой комплекс стандартизованных методов измерения тех латентных (т. е. недоступных для непосредственного наблюдения) параметров человека, которые определяют его уровень подготовленности и соответствие образовательным стандартам в конкретной области знаний. При этом широко используются математические методы планирования и обработки результатов измерений, а также современные технологии обработки информации.

Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:

· Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.

· Обучающая функция тестирования состоит в мотиви­ровании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования могут быть использованы дополнительные меры стимулирования студентов, такие как: раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.

· Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

Если сравнивать тестовую форму контроля с наиболее распространенной в вузе формой экзамена-диалога «преподаватель – студент», то она обладает целым рядом преимуществ. Перечислим
наиболее существенные:

- объективность – исключение фактора субъективного подхода со стороны экзаменатора: применение шифровки бланков ответов, обработка тестов независимой комиссией или с помощью компьютера в целях обеспечения достоверности результатов;

- валидность – исключение фактора «лотереи» обычного экзамена, на котором может достаться «несчастливый билет» за счет охвата большим количеством заданий теста всего объема материала дисциплины, что позволяет тестируемому шире проявить свой
кругозор и не «провалиться» из-за случайного пробела в знаниях;

- простота – конкретизация и лаконичность тестовых заданий в отличии от вопросов экзаменационных билетов.

- демократичность – создание равных условий для тестируемых: тестовая форма контроля «позволяет опросить всех студентов по вопросам учебного материала в одинаковых условиях, применяя при этом ко всем без исключения одну и ту же, заранее разработанную шкалу оценок»;

- массовость и кратковременность – возможность охвата итоговым контролем большого количества тестируемых за определенный четко установленный промежуток времени;

- технологичность – возможность использования машинной и безмашинной статистической обработки результатов тестирования, что делает этот метод педагогических измерений несопоставимым с иными видами контроля;

- полифункциональность – возможность проведения анализа количественных результатов тестирования, позволяющего осуществить качественный анализ, в котором заинтересованы все субъекты образовательного процесса;

- управляемость – использование результатов тестирования для выявления типичных ошибок, учет которых позволит своевременно скорректировать процесс освоения учебного материала.

Наряду с перечисленными несомненными достоинствами тестовой формы контроля следует отметить и ее недостаткии ограничения, которыми можно считать:

· относительную трудность создания хорошего теста, проверенного эмпирически, имеющего устойчивые коэффициенты валидности и надежности. Опыт показывает, что для разработки качественного теста требуется большая предварительная работа по научно обоснованному выбору формы и содержания тестовых заданий, определению их количества и продолжительности времени тестирования. Поэтому тестирование оправдывает себя при оценке учебных достижений большого контингента студентов по уже устоявшимся дисциплинам, содержание которых не подвергается быстрому и резкому изменению. Таким образом, в полной мере тестирование следует использовать в дисциплинах базовой подготовки.

· отсутствие при проведении тестирования возможности для использования диалога студента с преподавателем. Несомненно, диалог студента с преподавателем имеет важное учебное значение, так как позволяет организовать общение с непредсказуемым творческим развитием событий и постановкой новых вопросов. При этом со стороны обоих участников диалога в большей мере проявляются не только формализованные подходы, но и творческий поиск, эрудиция, развитие которых является определяющей задачей высшей школы. Как отмечает М. В. Иванов: «Диалог – это реализованное в педагогическом общении диалектическое противоречие предмета, а противоречие даже самая современная машина освоить никак не может, она к этому принципиально не приспособлена. Введение противоречивой информации она оценивает «двойкой».

· отсутствие при проведении компьютерного тестирования открытых опросов, позволяющих активизировать функцию синтеза мыслительной деятельности.

Педагогический тест – это система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, позволяющая качественно оценить структуру и измерить уровень знаний, умений и навыковобучающихся.

В. С. Аванесов предлагает рассматривать педагогический тест как систему, как упорядоченное множество тестовых заданий. Задания – это те элементы, из которых составляется педагогический тест. Важнейшим отличием тестового задания от обычной задачи является его технологичность. Под этим подразумевается, что задание имеет четкий однозначный ответ и оценивается стандартно. В самой полной мере технологичность проявляет себя в случае реализации автоматизированной системы тестового контроля. Определенное содержание означает использование в тесте только такого контрольного материала, который соответствует содержанию учебной дисциплины.

Посредством тестирования, чаще других признаков, проверяются знания, умения, навыки и представления. С точки зрения педагогических измерений полезно ввести два основных показателя качества знаний – уровень и структура знаний. Они оценивается посредством регистрации оценок, как за знание, так и за незнание всех требуемых компонентов проверяемого материала. Для объективизации этого процесса все компоненты должны быть одинаковы. Одинаковыми являются и правила выставления оценок испытуемым. Эти условия открывают дорогу для объективного сравнения индивидуальных структур знания и незнания.

Содержание теста связано с его формой. Поиск наилучшей формы для выражения содержания учебной дисциплины является предметом теории тестов. Профессионально сделанный тест – это всегда удачное соединение содержания и формы.

Форма начинает определяться уже на стадии замысла теста, но не всякое содержание поддается трансформации в форму тестового задания. Многие доказательства, обширные вычисления, многословные описания и инженерные задачи иногда не удается выразить ни в одной из четырех основных тестовых форм.

Форма тестовых заданий – это способ организации, упорядоче­ния и существования содержания теста. В настоящем тестовом зада­нии форма позволяет в одном предложении соединить содержание за­дания с содержанием ответа студента. Разработчики тестов, затра­чивая много времени на отбор содержания, уделяют недостаточное внимание выбору правильной формы.

В настоящее время в дидактике выделяют четыре основные формы тестовых заданий.

1. Задания закрытой формы, в которых студент выбирает правильный ответ из нескольких правдоподобных, предложенных на выбор. Эти правдоподобные ответы называются дистракторами. Чем лучше дистрактор, тем чаще на него «попадается» студент, давая неправильный ответ. Плохие дистракторы, которые студенты не выбирают в силу их абсурдности, должны быть убраны из тестового задания. Существуют специальные методики пересчета «сырых» тестовых баллов в оценки стандартной шкалы. Эти методики позволяют учесть вероятность угадывания и исключить ее.

2. Задания открытой формы, где ответы дают сами испытуемые, дописывая ключевое слово в утверждении и превращая его в истинное или ложное. Такое тестовое утверждение содержит в одном предло­женни и вопрос, и ответ. Оно должно состоять из небольшого коли­чества слов (чем меньше, тем лучше), а ключевое слово, которое вписывает студент, должно завершать фразу. При формулировке зада­ния надо минимумом слов добиваться максимальной смысловой
ясности и однозначности содержания задания. Задание не должно
содержать более одного придаточного предложения.

3.Задания на соответствие, в которых элементам одного мно­жества требуется сопоставить элементы другого множества, причем число элементов во втором множестве должно на 20–30 % превышать число элементов первого множества. Это обеспечит студенту широкое поле для поиска правильного ответа.

4. Задания на установление правильной последовательности. Студент указывает с помощью нумерации операций, действий или вы­числений требуемую заданием последовательность. Такие задания хороши в тех областях учебной или профессиональной деятельности, которые хорошо алгоритмизируюся.

Анализ исследований в области педагогической тестологии позволяет классифицировать педагогические тесты по целому ряду оснований. Наиболее распространенные подходы к классификации педагогических тестов представлены в таблице 11.

Рассмотрим подробнее лишь некоторые из представленных подходов к классификации тестов.

1. По процедуре созданиятесты могут подразделяться настандартизированные и нестандартизированные.

· Стандартизированные – профессионально составленные тесты. Стандартизируются процедура и условия проведения тестирования, способы обработки и интерпретации результатов, которые должны привести к созданию равных условий для испытуемых и минимизировать случайные ошибки и погрешности, как на этапе проведения, так и на этапе обработки результатов в интерпретации данных.

Таблица 11

Наши рекомендации