Выбор подшипников качения
В конструкциях редукторов в качестве опор валов используются стандартные подшипники, технические параметры которых приводятся в каталогах и справочниках.
Рекомендуется валы ставить на подшипники нерегулируемых типов, что упрощает сборку и увеличивает надежность узла.
К такому типу относятся, в частности, шариковый радиальный однорядный подшипник. Он предназначен для восприятия радиальной нагрузки и осевой, действующей в обоих направлениях.
Подшипники качения (рисунок 5) состоят из наружного (1) и внутреннего (2) колец с расположенными между ними телами качения (3) – шариков, роликов.
Для предотвращения соприкосновения тел качения их отделяют друг от друга сепаратором (4).
Рисунок 5. Основные типы подшипников качения | Достоинства: высокий КПД и незначительный нагрев; высокая надежность и нагрузочная способность; малая стоимость при массовом производстве; высокая степень взаимозаменяемости. Недостатки: пониженный срок службы при ударных и вибрационных нагрузках; большие радиальные размеры; повышенный шум при высоких частотах вращения. |
При одном и том же диаметре подшипники одного типа имеют разные наружные диаметры и ширину , что соответствует сериям (рисунок 6).
Рисунок 6. Размерные серии подшипников качения: 1 – особо легкая; 2 – легкая; 3 – легкая широкая; 4 – средняя; 5 – средняя широкая; 6 – тяжелая |
Типы подшипников:
- шариковый радиальный – 0;
- шариковый радиальный с короткими цилиндрическими роликами – 2;
- роликовый радиальный с длинными роликами – 4;
- шариковый радиально-упорный однорядный – 6;
- роликовый конический – 7;
- шариковый упорный – 8.
Пример условного обозначения подшипника – 7208.
Читаем справа налево: первые две цифры (08) определяют диаметр подшипника (умножаем 08 на 5, мм); третья цифра – серия (2 – легкая серия); четвертая цифра – тип подшипника (7 – роликовый конический).
Для проектируемых машин подшипники качения не конструируются, а подбираются по таблицам каталога в зависимости от типа подшипника.
Выбор типа подшипника зависит от вида механической передачи, передаваемой мощности, требуемого срока службы машины (или отдельных узлов) и др.
В цилиндрических передачах выбирают шариковые, роликовые подшипники.
Рисунок 7 | В курсовом проекте рекомендуется применять (рисунок 7) шариковый радиальный однорядный подшипник (ГОСТ 8338-75): - для быстроходного (входного) вала – шариковые подшипники средней серии; - для тихоходного (выходного) вала – шариковые подшипники легкой серии. – внутренний и наружный диаметры подшипника; – ширина колец. |
По диаметру вала под внутренним кольцом подшипника для назначенной серии находят все параметры подшипника, необходимые для дальнейшей конструкторской разработки. Рекомендуется значения записать в таблице, вид которой приведен ниже.
Основные параметры подшипников качения ГОСТ 8338-75
Параметр | Обозначение | Вал 1 | Вал 2 |
Обозначение подшипника | |||
Диаметр отверстия внутреннего кольца, мм | |||
Диаметр наружной поверхности внешнего кольца, мм | |||
Ширина подшипника, мм | |||
Размер фаски подшипника, мм | 2,0 | 2,0 | |
Диаметр тела качения, мм | 11,51 | 12,7 |
Примечание: Пример обозначения радиального шарикового подшипника легкой серии диаметров 2, серии ширин 0 размерами
Подшипник 207 ГОСТ 8338-75 для тихоходного вала
Подшипник 305ГОСТ 8338-75 для быстроходного вала
Подшипники должны быть надежно изолированы от внешней среды, чтобы исключить попадание пыли и грязи, а также вытекания смазки. Для этих целей могут быть использованы манжеты (ГОСТ 8752-79).
Манжета – это уплотнение, представляющее собой кольцо, выполненное из армированной маслостойкой резины с пружинным браслетом (рисунок 7).
Каркас придает манжете жесткость и обеспечивает ее плотную посадку в корпусную деталь без дополнительного крепления. Браслетная пружина позволяет уплотняющей части манжеты плотно охватывать поверхность вала.
Манжету устанавливают в крышку подшипника, к валу она прижимается под действием собственных сил упругости и сил упругости пружины. Размеры манжет определяются по диаметру вала.
Наружное кольцо подшипника в корпусе крепится с помощью крышки, например, по ГОСТ 18511-73* или
ГОСТ 18512-73*. Привертные крышки удобны в эксплуатации, т.к. обеспечивают доступ к отдельным подшипникам для их осмотра без разборки редуктора.
ГОСТ 18511-73* устанавливает конструкцию и размеры торцовых глухих крышек.
ГОСТ 18512-73* устанавливает конструкцию и размеры торцовых крышек с отверстием для манжетного уплотнения, предназначенных для герметизации узлов подшипников качения, осевой фиксации подшипников и восприятия осевых нагрузок. В качестве уплотнения применяются резиновые армированные манжеты для уплотнения валов по ГОСТ 8752-79.
Рисунок Манжета резиновая армированная
Манжета 1-25x42 ГОСТ 8752-79 для быстроходного вала
Манжета 1-35x60,62 ГОСТ 8752-79 для тихоходного вала
Размеры торцевых глухих крышек (ГОСТ 18511-73*)
Крышка 22-62 ГОСТ 18511-73 Dn=62 D1=75 D2=95 D3=48
Крышка 22-72 ГОСТ 18511-73 Dn=80 D1=100 D2=120 D3=72
Размеры торцевых крышек с отверстием для манжетного уплотнения (ГОСТ 18512-73*)
Крышка 21-62´28 ГОСТ 18512-73*
Крышка22-72´36ГОСТ 18512-73*