Основные направления развития и совершенствования розничной торг.сети

Одной из прогрессивных тенденций в развитии торговой сети является постоянное увеличение обеспеченности населения торговыми площадями. Очень резкие колебания наблюдаются в обеспеченности торговыми площадями по отдельным товарным группам. Низок уровень, как правило, по гастрономическим, хлебобулочным товарам, строительным материалам, электро-, хозтоварам и т. п.

Если в нашей республике и странах СНГ обеспеченность составляет около 200 м2 на 1000 человек, то во многих странах Западной Европы она достигает 600 —1000 и более м2 на 1000 человек. В Республике Беларусь эта норма установлена исходя не из потребности, а из экономических возможностей.

Одновременно с количественным ростом обеспеченности розничной торговой сетью и числа магазинов происходит процесс укрупнения розничной сети. Примерно 70 % продовольственных магазинов имеют торговую площадь ниже минимальных размеров, предусмотренных Номенклатурой типов магазинов.

Поэтому важнейшим направлением дальнейшего развития розничной торговой сети является ее рациональное укрупнение, прежде всего за счет ввода в действие крупных универсамов, универмагов, торговых центров.

Расширение и укрупнение торговой сети обеспечивает возможность внедрения достижений научно-технического прогресса, более рационального использования торговых площадей, широкого применения современных технологических решений (в частности, самообслуживание).

В условиях перехода к рыночным отношениям особую актуальность приобретают вопросы рациональной специализации торговой сети, ее структурного упорядочения. Ускоренное развитие сети универсамов — одна из наиболее заметных тенденций в развитии продовольственной торговли.

В непродовольственной торговле происходит увеличение и совершенствование специализированной торговли.. В результате доля специализированной торговой сети возросла до 76 %.

В условиях перехода к рынку важным направлением в развитии розничной сети является ее размещение.Анализ размещения торговой сети показывает, что, как правило, основная часть магазинов размещена в центрах городов. Магазины размещаются главным образом в первых этажах жилых домов и в помещениях, встроенно-пристроенных к жилым домам (удельный вес их достигает 60 и более процентов). Вместе с тем, строительство и эксплуатация встроенных и встроенно-пристроенных помещений магазинов значительно дороже, чем отдельно стоящих зданий.




14. Классификация торговых зданий. Требования к устройству и оформлению магазинов. Состав помещений магазина, их планировка и взаимосвязь.

Для размещения магазинов используют здания и сооружения, которые классифицируются по следующим основным признакам: месту расположения, капитальности, материалу стен и конструктивных элементов, этажности, функциональному назначению и конструктивным особенностям.

По месту расположения магазины делятся на отдельно стоящие, отдельно стоящие совмещенного типа, встроенные, встроенно-пристроенные.

Наиболее эффективными является отдельно стоящие торговые здания. Еще большими преимуществами обладают отдельно стоящие здания совмещенного типа, так называемые торговые комплексы или торговые центры Они более экономичны как в процессе строительства, так и в процессе эксплуатации Кроме магазинов, они могут включать предприятия питания и бытового обслуживания, что обеспечивает комплексность обслуживания населения

К торговым зданиям совмещенного типа относятся также здания, в которых находятся производственные предприятия и магазины по продаже готовой продукции этих предприятии (например, пекарня и хлебный магазин, колбасный цех и магазин колбасных изделий, швейная мастерская и магазин по продаже готового платья и т. д.). С развитием частного предпринимательства такое совмещение становится весьма эффективным.

Особое место среди торговых зданий занимают магазины-склады, которые включают комплекс различных сооружений в зависимости от его назначения.

Встроенные магазины располагаются на первых этажах жилых здании. Их достоинство заключается в том что они вводятся, как правило, вместе с заселением жилого дома, максимально приближены к покупателю. Вместе с тем такие магазины имеют ряд существенных недостатков: планировка торгового зала нерациональная, вытянутая, торговый зал имеет частую сетку колонн, которые препятствуют рациональной организации технологического процесса, затруднены погрузочно-разгрузочные работы, порожняя тара, мусор захламляют двор, шум механизмов, автомашин, прибывающих с грузом, мешает жителям

По капитальности торговые здания бывают капитальные и облегченного типа. В зданиях капитального типа располагаются магазины При их сооружении объем строительных работ достаточно большой, расходуется значительное количество строительных материалов, денежных средств, требуются более длительные сроки строительства.

В зависимости от материала стен и конструктивных элементов торговые здания делятся на каменные, кирпичные, блочные, крупнопанельные, железобетонные, деревянные.

По этажности торговые здания могут быть одно- и многоэтажные (двух- и более) Большинство магазинов потребительской кооперации одноэтажные. Это объясняется тем, что они сравнительно небольшие.

К торговым зданиям предъявляют требования, которые можно объединить по группам: технологические, архитектурно-строительные, санитарные, технические, противопожарные.

15. Виды технологических планировок торгового зала. Виды торгово-технологического оборудования. Размещение торгового оборудования.

При планировке помещении магазина необходимо соблюдать следующие основные требования:

- обеспечение нормального движения покупателей в торговом зале и создание максимальных удобств для обслуживания;

расположение торговых залов и помещений для подготовки товаров таким образом, чтобы по окончании рабочего дня они могли быть изолированы от других помещений;

- объединение помещений, входящих в одну группу, в единый блок;

обеспечение внутримагазинного перемещения товаров кратчайшими путями и создание благоприятных условии для хранения:

- расположение административно-бытовых помещений таким образом, чтобы в них можно было пройти, минуя торговый зал и помещения для подготовки и хранения товаров;

- обеспечение хорошей обозримости торгового зала и возможности контроля.

Основным помещением магазина, в котором завершается торгово-технологический процесс, является торговый зал, под разделяющийся на следующие функциональные зоны: вход и выход, расчетный узел, зоны размещения товаров, движения потоков покупателей и оказания дополнительных услуг.

Наиболее рациональной формой планировки торгового зала является прямоугольник, приближенный к квадрату, т. е. соотношение сторон 1: 1. Эта форма характерна для новых предприятий, особенно универсамов. В таких залах покупатели легко ориентируются, здесь лучшие условия для расстановки оборудования, организации кратчайших путей движения покупательских потоков и товаров. На практике чаще встречаются торговые залы с соотношением сторон 1: 2, 1: 3, 1: 4 и более. В зарубежной практике квадратная форма планировки характерна для большинства супермаркетов, но встречаются и другие формы (круглая, овальная, треугольная).

Площадь торгового зала магазина подразделяется на площади: под торговым оборудованием; для выкладки товаров; под узлами расчета; для покупателей; для дополнительного обслуживания покупателей.

В зависимости от площади и конфигурации торгового зала применяется несколько форм его планировки.

Линейная планировка — это такая планировка, при которой торговое оборудование располагают вдоль стен или в виде нескольких параллельных линий торгового зала. Различают 1-, 2-, 3 и более линейную, а также Ги П-образные планировки.

Такая планировка позволяет рационально организовать движение покупательских потоков и эффективно использовать торговые площади, средства внутримагазинной рекламы и информации, обеспечить лучший просмотр торгового зала и контроль за торгово-технологическим процессом. Именно по этим причинам линейная планировка получила наибольшее развитие в торговле как в нашей стране, так и за рубежом.

При островной форме планировки торгового зала оборудование размещается в виде отдельных островков, имеющих круглую, овальную или прямоугольную форму. Этот метод увеличивает фронт экспозиции товаров на горках и стендах, обеспечивает свободный доступ, повышает пропускную способность магазина. Однако при этом ограничивается емкость) оборудования для хранения рабочих запасов, затрудняется до ставка товаров из подсобных помещений в течение рабочего дня.

Комбинированная планировка представляет собой сочетание линейной и островной. Применяется при неправильной форме торгового зала магазина.

Боксовая планировка предусматривает такую расстановку оборудования, когда образуется замкнутый контур с од ним или двумя выходами. При такой планировке внутри бокса размещается ассортимент одной секции или отдела. Чаще всего она применяется в универмагах самообслуживания, когда параметры и конфигурация торгового зала не позволяют применять линейную планировку. При боксовой планировке недостаточно эффективно используются торг овые площади, усложняется движение потоков покупателей и управление ими.

Устройство и планировка неторговых помещений существенным образом зависят от типа магазина, физико-механических и химических свойств реализуемых товаров, характера спроса на них.

Помещения для приемки товаров включают зоны для раз грузки транспортных средств, площади для размещения принятых товаров и их количественной и качественной проверки, площади для ночного завоза товаров. Эти помещения желательно размещать со стороны грузового двора на одном уровне с торговым залом. Для разгрузки транспортных средств обору дуются платформы, а в крупных магазинах —открытые или закрытые рампы или дебаркадеры.

Основным требованием к помещениям для хранения товаров является обеспечение их' сохранности в течение установленных сроков хранения. Они могут размещаться в под вальных помещениях или на верхних этажах торгового зда ния, что требует специальных средств подъемно-транспортного оборудования (лифтов, подъемников). Лучшим вариантом является размещение их на одном уровне с торговым залом. Охлаждаемые камеры хранения устраивают в одном блоке, они должны быть хорошо изолированы от других помещений.

Размещение помещений для подготовки товаров к продаже должно планироваться с учетом поточной технологии работ. Технологическими схемами может предусматриваться движение товарных потоков как прямо в торговый зал, так и через помещения для подготовки товаров к продаже. Это зависит прежде всего от характера работ, связанных с подготовкой к продаже (фасовка, мойка, нарезка, этикетирование, разруб мяса — для продовольственных товаров; утюжка, чистка, мел кии ремонт, сборка мебели и т. д. — для непродовольственных товаров).

Площади для этих групп помещении определяются на основе нормалей основных планировочных элементов магазина самообслуживания, а также дополнительных расчетов с учетом условий работы конкретных магазинов.

16. Состав помещений магазина. Объемно-планировочные решения и компоновка. Разработка технологической планировки торгового зала продовольственного магазина.

Помещения, входящие в состав магазина, по своему функциональному назначению делятся на следующие группы:

• торгово-операционный зал, включающий торговый зал и площади для дополнительного обслуживания покупателей (кафетерии, раскрой тканей, подгонка швейных изделий по фигуре, оформление кредита, звукозапись и т. д.);

• помещения для приема, хранения и подготовки товаров к про даже (разгрузочные, приемочные, кладовые для хранения и подготовки товаров к продаже, фасовочные, разрубочные, для проверки технически сложных товаров и др.);

• подсобные помещения (кладовые для хранения тары, упаковочных материалов, пункт приема посуды и др.);

• административно-бытовые помещения (кабинет директора, торговый отдел, бухгалтерия, комната для отдыха персонала, мед пункт, санитарные устройства и т. д.);

• технические помещения (вентиляционные камеры, машинное отделение холодильных установок и др.);

• площадь связи (проходы, проезды).

Объемно-планировочное решение должно обеспечить оптимальную связь между ними. При этом следует соблюдать следующие требования:

• торговые залы должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки и хранения товаров, обеспечивать кратчайшие пути для грузопотоков;

• проходы в административные, бытовые, подсобные и технические помещения не должны проектироваться через торговые залы и помещения для хранения и подготовки товаров к про даже;

• помещения, где хранятся товарно-материальные ценности, не должны быть проходными;

• расположение помещений магазина должно соответствовать последовательности и прямолинейности технологического процесса.


Наши рекомендации