Перевозка опасных грузов
Опасный груз —груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде (ст. 2 Устава). Вследствие этого при перевозке и хранении таких веществ, материалов, изделий и отходов необходимо соблюдать меры предосторожности и особые условия перевозок.
Эти условия и меры определены в Правилах перевозок железнодорожным транспортом опасных грузов и в Правилах безопасности и порядке ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам.
Руководящие работники, специалисты предприятий и организаций магистрального и промышленного железнодорожного транспорта независимо от форм собственности, причастные к перевозкам опасных грузов, должны сдавать экзамены на знание этих правил не реже одного
раза в три года. Грузоотправители и грузополучатели представляют на станцию приказы по предприятию о назначении ответственных за работу с вагонами и перевозочными документами на опасные грузы.
Опасные грузы в соответствии с ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» разделяются на следующие классы:
– Класс 1 — взрывчатые материалы (ВМ);
– Класс 2 — газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
– Класс 3 — легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
– Класс 4 — легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ);
– самовозгорающиеся вещества (СВ), вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
– Класс 5 — окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);
– Класс 6 — ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);
– Класс 7 — радиоактивные материалы (РМ);
– Класс 8 — едкие и (или) коррозийные вещества (ЕК);
– Класс 9 — прочие опасные вещества.
Опасные грузы каждого класса в соответствии с их физико-химическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировании разделяются на подклассы, категории и группы, указанные в Приложении 1 к Правилам перевозок опасных грузов.
Каждому наименованию опасного груза присвоен классификационный шифр из четырех цифр: первая обозначает класс, вторая — подкласс, третья — категорию опасности, четвертая — степень опасности.
Например, сера имеет классификационный шифр 4133. Это означает, что она относится к легковоспламеняющимся твердым веществам первого подкласса, третьей категории (слабо ядовитые), третьей степени опасности. Классификационный шифр — это численный код опасного груза, характеризующий его транспортную опасность.
Опасные грузы в соответствии с их физико-химическими свойствами и видами опасности при транспортировании разделяют согласно ГОСТ 19433-88 на подклассы (всего 24 подкласса). Первая и вторые цифры классификационного шифра обозначают подкласс (в приведенном выше примере сера относится к подклассу 4.1).
Взрывчатые материалы в каждом подклассе (шесть подклассов) в зависимости от их свойств, назначения и возможности совместной перевозки разделяются на группы совместимости, обозначенные буквами от А до N, а также S. Для опасных грузов класса 1 классификационный шифр состоит из номера класса, подкласса и группы совместимости.
Например, для пороха бездымного классификационный шифр по ГОСТ 19433-88 1.3 С, что обозначает: первый класс, третий подкласс (ВМ пожароопасные, не взрывающиеся массой), группа совместимости С.
Отнесение опасных грузов к определенному классу, подклассу, категории и группе производится в соответствии с ГОСТ 19443-88. Класс (подкласс) опасного груза, обладающего более чем одним видом опасности, устанавливается в соответствии с таблицей приоритета видов опасности. Для таких грузов должны соблюдаться требования, предписанные как для класса приоритетной опасности, так и для классов дополнительной опасности.
Опасные грузы должны предъявляться грузоотправителями к перевозке в таре и упаковке, предусмотренных стандартами или техническими условиями на данную продукцию и ГОСТ 26319-84 «Грузы опасные.Упаковка».
Тара и упаковка должны быть прочными, исправными, полностью исключать утечку и просыпание груза, обеспечивать его сохранность и безопасность перевозки. Материалы, из которых изготовлены тара и упаковка, должны быть инертными по отношению к содержимому.
Опасные грузы, которые выделяют легковоспламеняющиеся, ядовитые, едкие, коррозийные газы или пары, грузы, которые становятся взрывчатыми при высыхании или могут опасно взаимодействовать с воздухом и влагой, а также грузы, обладающие окисляющими свойствами, должны быть упакованы герметично.
Опасные грузы в стеклянной таре должны быть упакованы в прочные ящики (деревянные, полимерные, металлические) с заполнением свободного пространства соответствующими негорючими прокладочными и впитывающими материалами. Стенки ящиков должны быть выше закупоренных бутылей и банок на 5 см.
Опасные грузы в металлических или полимерных банках, бидонах и канистрах должны быть дополнительно упакованы в деревянные ящики или обрешетки.
На грузовые места с опасными грузами должна быть нанесена транспортная маркировка в соответствии с Правилами перевозок грузов и ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов».
Рис. 8.3. Место расположения маркировки, характеризующей транспортную опасность груза: 1 — знак опасности; 2 — манипуляционные знаки по ГОСТ 14192-96; 3 — номер ООН; 4 — классификацион-
ный шифр; 5 — транспортное наименование груза
На каждое грузовое место, кроме транспортной маркировки, грузоотправитель обязан нанести маркировку, характеризующую вид и степень опасности груза (рис. 8.3), содержащую: знак опасности по ГОСТ 19433-88 в соответствии с Алфавитным указателем (знаки опасности помещены на форзацах книги «Правила перевозок железнодорожным транспортом опасных грузов»); наименование груза согласно Алфавитному указателю (при совместной упаковке
в одном грузовом месте нескольких опасных грузов наименование наносится для каждого груза); классификационный шифр; номер ООН.
Знаки опасности, наносимые на транспортную тару (рис. 8.3), должны иметь форму квадрата, повернутого на угол, со стороной не менее 100 мм, который условно разделен на два равных треугольника. При размерах тары, не позволяющих наносить знаки опасности указанных размеров, допускается уменьшить сторону квадрата до 50 мм. В верхнем треугольнике знака
наносят символ опасности, в нижнем углу треугольника номер подкласса.
Между символом и номером подкласса располагают надпись, характеризующую опасность груза, а под ней — номер аварийной карточки. Нанесение знаков опасности производится: на ящиках и транспортных пакетах — на трех поверхностях (боковой, торцевой и верхней); на бочках —на одном из днищ и обечайке (цилиндрической части); на кипах и тюках — на торцевой и боковой поверхностях; на других видах тары (баллонах и др.) в наиболее удобных местах, хорошо видимых при размещении в вагоне. Знаки опасности разделяются на: основной, характеризующий основной вид опасности и соответствующий классу (подклассу), к которому отнесен груз, и дополнительный, характеризующий вид дополнительной опасности. Определяются по классификационным таблицам опасных грузов каждого класса Правил перевозок опасных грузов. В них в виде дроби указан: в числителе номер основного знака опасности, в знаменателе — дополнительного.
Если груз обладает несколькими видами опасности, то грузоотправитель обязан нанести на упаковку все знаки, соответствующие этим видам опасности. Номер подкласса в этом случае наносится только на основной знак опасности.
При совместной упаковке опасных грузов различных классов на грузовое место наносятся знаки опасности, соответствующие каждому грузу.
При перевозке опасных грузов в транспортных пакетах знаки опасности должны быть нанесены как на упаковку, так и на пакеты, если в сформированном пакете знаки опасности, нанесенные на упаковку, не видны.
Перевозки радиоактивных материалов с удельной активностью более 70 кБк/кг (2 нКи/г), радиоактивных материалов в количествах, суммарная активность которых превышает значения предельно допустимой активности, указанной в Приложении 17 Правил перевозок опасных грузов, а также радиоактивных делящихся материалов (уран — 233, плутоний — 238 и др.)
осуществляются в специальных транспортных упаковочных комплектах.
Транспортные упаковочные комплекты обеспечивают безопасность и защиту от излучений при перевозке, сохранность радиоактивных веществ, а также предохраняют попадание их в окружающую среду. Транспортные упаковочные комплекты делятся на два типа. Комплект типа А обладает механической прочностью, исключающей потерю или рассеяние радиоактивного вещества и обеспечивающей эффективность защиты от излучений в нормальных условиях пере-
возки, не сопровождающихся температурными воздействиями. Комплект типа В обладает повышенной механической прочностью и термостойкостью, исключающей потерю и рассеяние радиоактивного вещества и обеспечивающей эффективность защиты от излучения при возможных авариях в момент перевозки, сопровождающихся температурными воздействиями.
В один упаковочный комплект типа А должно быть загружено радиоактивное вещество в количестве (по активности), не превышающем значений, приведенных в Приложении 17 Правил перевозок опасных грузов.
Упаковочные комплекты массой более 10 кг должны иметь рукоятки, скобы или другие приспособления, облегчающие их погрузку и выгрузку. Упаковки массой более 25 кг должны быть снабжены приспособлениями для подъема и перемещения с помощью подъемно-транспортных средств. Приспособления для подъема должны выдерживать нагрузку, в 6 раз превышающую массу упаковочного комплекта.
Минимальная масса упаковки, содержащей радиоактивные вещества, должна составлять не менее 5 кг. Минимальный наружный размер упаковочного комплекта не должен быть менее 0,1 м.
На внешней поверхности упаковочного комплекта должны быть предусмотрены устройства для установки пломбы таким образом, чтобы исключалась возможность ее срыва или повреждения при транспортировании. Отправителем должна быть опломбирована каждая упаковка, предъявляемая к перевозке.
На внешней поверхности упаковочного комплекта должны быть нанесены маркировка и знаки опасности согласно требованиям соответствующих стандартов. На упаковках с радиоактивными материалами, обладающими другими видами опасности, должны быть нанесены знаки дополнительной опасности.
Транспортные и промышленные упаковочные комплекты, содержащие радиоактивные материалы, называются радиационными упаковками. Груз, состоящий из одной или нескольких радиационных упаковок, называется радиационным грузом, или грузом радиоактивных веществ.
Рис. 8.4. Знаки опасности, наносимые на радиационные упаковки и транспортные средства
Перед отправлением радиационных упаковок отправитель должен измерить мощность эквивалентной дозы излучения каждой упаковки для определения транспортного индекса (максимального значения мощности эквивалентной дозы излучения на расстоянии 1 м от любой точки поверхности радиационной упаковки, выраженного в мбэр/ч). Сумма транспортных индексов малогабаритных радиационных упаковок не должна превышать 50.
В зависимости от значения мощности эквивалентной дозы излучения на поверхности или на расстоянии 1 м от поверхности радиационные упаковки делятся на три транспортные категории и четыре группы опасных грузов. Образцы знаков опасности показаны на рис. 8.4.
До отправки радиационного груза грузоотправитель должен проверить, что на наружной поверхности радиационной упаковки нет «снимаемого» радиоактивного загрязнения, а уровень общего радиоактивного загрязнения не превышает допустимых значений: 10 альфа частиц/(мин.
см2), 100 бета частиц/(мин. см2).
«Снимаемое» радиоактивное загрязнение — радиоактивное загрязнение, слабо связанное с поверхностью, которое может быть определено методом «мазков». «Снимаемое» радиоактивное загрязнение вагонов, контейнеров и наружных поверхностей радиационных упаковок не допускается.
Упаковка ВМ должна быть прочной, исправной, соответствовать стандарту или техническим условиям, обеспечивать их сохранность. Этим же требованиям должны отвечать транспортные пакеты, сформированные из отдельных грузовых мест.
Находящиеся в таре ВМ должны быть уложены и закреплены в соответствии с требованиями ГОСТ, ОСТ и ТУ, чтобы исключалось их перемещение внутри упаковки, а грузовых мест — в транспортном пакете.
При подготовке к отправлению ВМ запрещается соединять в одном грузовом месте (таре), а также транспортом пакете ВМ разных наименований, кроме случаев перевозки их в комплекте.
Метод упаковки для конкретного ВМ указан в табл. П10.1 и П10.2, и он должен соответствовать требованиям Приложения 11 Правил перевозок опасных грузов.
Каждая грузовая единица маркируется транспортной маркировкой по ГОСТ 14192-96 согласно нормативно-технической документации на конкретный вид ВМ, а также должна иметь маркировку, характеризующую вид и степень опасности (далее — транспортную опасность) ВМ.
Маркировка, характеризующая транспортную опасность, наносится в соответствии с ГОСТ 19433-88 на упаковку, транспортный пакет, а также на контейнер или железнодорожное транспортное средство. Для грузов, перечисленных в табл. П10.2, она должна содержать
(рис. 40.2, а): знак опасности (основной и дополнительный) и условный номер.
Для ВМ, перечисленных в табл. П10.1. указанная маркировка должна содержать (рис. 8.5, б): знак опасности, транспортное наименование груза, номер ООН.
Знаки опасности в зависимости от подклассов ВМ выполняются в соответствии с рис. 8.6. Цвет фона указанных знаков опасности —
Рис. 8.5. Расположение маркировки на грузовой единице взрывчатых материалов: 1 — условный номер; 2 — знак опасности; 3 — манипуляционные знаки; 4 — номер ООН; 5 — транспортное наименование груза
Рис. 8.6. Знаки опасности для взрывчатых материалов: 1а — подклассов 1.1—1.3; 1б — подкласса 1.4; 1в — подкласса 1.5; 1г — подкласса 1.6; * — место нанесения класса; ** — место нанесения подкласса и группы совместимости; *** — место нанесения группы совместимости; — место нанесения номера аварийной карточки
оранжевый. Высота цифр 1.4, 1.5, 1.6 составляет 30 мм, толщина — 5 мм. Надпись «Взрывается» при международных перевозках на английском, французском или испанском языке наносится только на тару.
Условный номер ВМ наносится в равностороннем треугольнике, расположенном под знаком опасности (см. рис. 8.5, а). Длина стороны треугольника должна быть не менее 50, 80 или 150 мм при нанесении его на грузовую единицу и не менее 250 мм — при нанесении условного номера на контейнер и железнодорожное транспортное средство.
Маркировка, характеризующая транспортную опасность груза, наносится на: упаковку и (или) транспортный пакет (на контрастном фоне или ярлыке рядом с манипуляционными знаками по ГОСТ 14192-96); контейнер (на дверь, боковые стенки и, если позволяет конструкция, на крышу); железнодорожное транспортное средство (в центре обеих дверей так, чтобы она была видна персоналу при проведении погрузочно-разгрузочных, маневровых, аварийно-восстановительных работ).
Вагоны и контейнеры, подаваемые под погрузку опасных грузов, должны быть в исправном техническом и коммерческом состоянии, исключающем утечку или просыпание опасных грузов, а также очищены от ранее перевозимых грузов и обезврежены. Вагоны-цистерны
и контейнеры-цистерны, на которые распространяется действие Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, должны отвечать требованиям этих Правил.
Вагоны перед погрузкой опасных грузов должны проходить техническое обслуживание, а также осмотр в коммерческом отношении только в порожнем состоянии в день начала погрузки в них опасных грузов. Учет предъявления к техническому освидетельствованию вагонов, подаваемых под погрузку опасных грузов, в том числе и вагонов, принадлежащих грузоотправителям (грузополучателям) или арендованных ими, производится в специальной Книге формы ВУ-14. Работник вагонного хозяйства должен сделать запись в этой книге о тех-
ническом состоянии вагона с указанием наименования груза, под перевозку которого этот вагон или контейнер предназначается, проставить номер свидетельства о техническом состоянии вагона или контейнера-цистерны, предъявленного грузоотправителем, и удостоверить эти записи своей подписью.
Пригодность специализированных контейнеров для перевозки опасного груза как в техническом, так и в коммерческом отношении устанавливает грузоотправитель.
Универсальные контейнеры, используемые под погрузку опасных грузов, должны быть только металлическими.
Пригодность всех вагонов и контейнеров под перевозку опасных грузов в коммерческом отношении определяется грузоотправителями.
Не допускается подавать под погрузку опасных грузов вагоны, у которых до планового ремонта или освидетельствования осталось менее одного месяца.
Грузоотправитель на оборотной стороне накладной в графе 4 должен сделать отметку: «Вагон (контейнер-цистерна), его арматура и оборудование исправны и соответствуют установленным требованиям».
Способы подготовки вагонов и контейнеров в противопожарном отношении изложены в Приложении 8 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам.
Под аварийной ситуацией понимаются условия, отличные от условий нормальной перевозки грузов, связанные с загоранием, утечкой, просыпанием опасного вещества, повреждением тары или подвижного состава с опасным грузом, которые могут привести или привели к взрыву, пожару, отравлению, облучению, заболеваниям, ожогам, обморожениям, гибели людей или животных, опасным последствиям для природной среды, а также случаи, когда в зоне аварии на железной дороге оказались вагоны, контейнеры или грузовые места с опасными грузами.
Меры безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам определены в Нормативно-правовом акте «Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке
их по железной дороге» (в дальнейшем Правила безопасности).
Правила безопасности являются обязательными для владельцев инфраструктур, перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей опасных грузов, а также для предприятий и организаций, осуществляющих транспортно-экспедиционное обслуживание и ликвидацию последствий аварийных ситуаций.
Ликвидация последствий аварийной ситуации — это комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на предотвращение угрозы людям, защиту природной среды, возможную сохранность груза, подвижного состава, сооружений и возобновление движения поездов и маневровых работ в возможно короткий срок. Действия работников железнодорожного транспорта и привлеченных формирований при возникновении аварийной ситуации должны быть максимально оперативными, соответствовать характеру и масштабам аварийной ситуации и проводиться с учетом свойств груза, с соблюдением мер безопасности и профилактики, предусмотренных Правилами безопасности и Правилами перевозок опасных грузов.
Для ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами привлекаются силы и средства грузоотправителя (грузополучателя), которые после получения требования от перевозчика должны быть направлены немедленно таким видом транспорта, который обеспечил бы прибытие их к месту происшествия в возможно короткий срок.
В соответствии с законодательством РК при возникновении аварийных ситуаций с опасными грузами управления (отделения) железных дорог привлекают специалистов газоспасательных, горноспасательных и других аварийных служб региона, близлежащих
предприятий, пожарные подразделения населенных пунктов и объектов. Указанные службы и специалисты выезжают на место происшествия с необходимыми для ликвидации аварийной ситуации средствами и техникой.
Кроме того, к ликвидации последствий аварийных ситуаций привлекаются невоенизированные формирования и воинские подразделения, входящие в территориальные органы МЧС России, предусмотренные двухсторонним соглашением между МЧС и МТК РК, а также войска и воинские формирования Вооруженных сил РК. Места дислокации, номера телефонов и другие средства связи центральных служб и соответствующих территориальных организаций указаны в Приложении 8 к Правилам безопасности.