Перевозка опасных грузов в контейнерах

БАГАЖОМ И РУЧНОЙ КЛАДЬЮ

В универсальных контейнерах разрешается перевозка только тех грузов, которые по своим свойствам не могут опасно взаимодействовать с материа­лом контейнера и привести его в негодность для дальнейшего использования. Перечень таких грузов дан в правилах перевозок грузов, ч. II. Опасные грузы при перевозке в контейнерах упаковывают в такую же тару, как и при обычной перевозке.

Контейнеры следует загружать только теми опасными грузами, к пере­возке которых они допущены. Упаковки с опасными веществами внутри контейнера устанавливают и закрепляют таким образом, чтобы исключилась возможность их перемещения и, кроме того, при перевозке и перегрузке не нарушалась внутренняя обшивка контейнера или упаковки.

Совместная укладка в одном контейнере разных грузов (опасных и неопасных) допускается в соответствии с таблицами совместимости. Нельзя укладывать в один контейнер радиоактивные вещества вместе с другими грузами.

При отправке в универсальном контейнере упаковок с радиоактивными веществами отправитель после загрузки должен определить мощность дозы излучения на наружной поверхности контейнера, установить транспортную категорию отправки (контейнера), которая указывается в накладной. Для любых упаковок с радиоактивными веществами мощность дозы излучения на поверхности контейнера не должна превышать значений III транс­портной категории.

На каждый контейнер отправитель обязан наклеить соответствующие знаки опасности.

Если при приеме контейнера от отправителя будут обнаружены следы повреждения, утечки или просыпания груза, такой контейнер не принимают.

Контейнеры с опасными грузами хранят на специальной пло­щадке. Их устанавливают вдали от контейнеров с непроявленными кино­фотопленками и продовольственными товарами. Перевозят контейнеры в трюмах и на палубе грузового судна.

При хранении, перегрузке и перевозке контейнеров с опасными груза­ми принимают те же противопожарные и иные меры безопасности, которые предписаны для этих грузов в обычной упаковке.

После выгрузки груза получатель должен тщательно очистить контейнер и при необходимости подвергнуть его нейтрализующей обработке, обеспечив полную безопасность для последующей перевозки грузов.

Глава 18. ПЕРЕВОЗКА НЕФТЕГРУЗОВ НАЛИВОМ

ХАРАКТЕРИСТИКА НЕФТЕГРУЗА

И ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗКИ

Нефть и продукты ее переработки являются одним из наиболее важных грузов, перевозимых внутренним водным транспортом.

Нефть содержит 96…99,5 % углерода и водорода. Помимо этих основных элементов, в ней имеются кислород, азот, золообразующие вещества и сера. По содержанию серы нефть делят на малосернистую (до 0,5 %) и высоко­сернистую (более 0,5 %). В зависимости от температуры застывания масля­ной фракции нефти делят на малопарафинистые (застывающие при темпера­туре — 16° С), парафинистые и высокопарафинистые (застывающие при тем­пературе выше +20° С).

В зависимости от степени огнеопасности нефть и нефтепродукты делят на четыре класса, которые характеризуются температурой вспышки (температура, при которой пары нефтепродукта образуют с окружающим воздухом смесь, способную воспламеняться от огня).

Класс Температура вспышки, °С

I — бензин и др……………………………………..... 28 и ниже

II — керосин осветительный и др………………...... 29—45

III —моторное и дизельное топли­во и др……......... 46—120

IV — другие нефтепродукты…………………..…… выше 120

Сырая нефть, как и керосин, может быть отнесена к различным классам в зависимости от температуры вспышки. Нефть большей части месторождений нашей страны, имея в своем составе легкие бензиновые фракции, отно­сится к I классу.

Важными характеристиками нефтегруза являются вязкость и плотность. Условную вязкость жидких нефтепродуктов измеряют в условных единицах - градусах. Определяют ее по вискозиметру типа ВУ как отношение времени, необходимого на истечение 200 мл нефтепродукта при температуре испыта­ния, к времени истечения 200 мл дистиллированной воды при температуре +20° С (для консистентных смазок вязкость определяют другими методами).

По степени вязкости нефтепродукты подразделяют на следующие кате­гории: высоковязкие (мазуты, некоторые масла), слабовязкие (сырая нефть, моторное топливо), невязкие (бензин, керосин). Вязкость нефтегрузов умень­шается с повышением температуры. Поэтому для облегчения и ускорения по­грузки или выгрузки практикуют подогрев высоковязких нефтепродуктов путем пропускания пара по трубам, уложенным в резервуаре или барже.

Плотность нефтепродукта изменяется в пределах от 0,71 до 1 г/см3. Плотность учитывают при расчете массы принятого к перевозке нефтепро­дукта, которую определяют по формуле

G=Wy, т (18.1)

где

W — объем груза, м3;

y — плотность нефтепродукта, т/м3 .

Плотность изменяется в зависимости от температуры, поэтому при опреде­лении массы нефтегруза по формуле (18.1) следует учитывать разницу в тем­пературе нефтегруза, которая была в резервуаре или на судне и при анализе в лаборатории.

Государственным стандартом установлено, что если температу­ра в процессе испытания не совпадает с температурой нефтепродукта в ре­зервуаре, то значение плотности, которым пользуются для пересчета объема нефтепродукта в весовые единицы, рассчитывают по формуле:

y = yt + Δy (t — t1),

где

yt— плотность нефтепродукта при температуре испытания, т/м3;

Δy — температурная поправка плотности, которую принимают по таблице, приве­денной в ГОСТ 3900—47. Эти поправки в зависимости от плотности нефтепродукта изменяются от 0,000897 до 0,000581 на 1° С;

t- температура испытания, °С;

t1 - температура нефтепродукта в резервуаре, °С.

Важная отрицательная характеристика качества нефтепродукта — содержание воды или других примесей. Вода в нефтяном топливе не только снижает теплотворную способность, но может вообще сделать его непригод­ным для использования. Особенно недопустимо обводнение смазочных масел и авиационного топлива. Это определяет характер требований к техническому состоянию корпусов судов, занятых на нефтеперевозках, и необходимость определения наличия воды в принимаемом к перевозке грузе.

Все качественные характеристики нефти и нефтепродуктов (температура вспышки, вязкость, плотность, наличие воды и других примесей) очень важ­ны, по­этому при погрузке и выгрузке нефтегрузы подвергают лабораторному анализу. По его результатам составляют паспорт (качественное удостовере­ние) на данную пар­тию груза, приобщаемый к транспортным документам.

Взрывоопасные смеси наиболее легко образуются на судне, загруженном нефтепродуктами I класса с температурой вспышки менее 28° С, нефтепро­дуктами II, III, IV классов или их смесью, погруженными на остатки сырой нефти I класса, а также на судне, где остаток нефтепродуктов I класса составляет до 10 % его грузоподъемности. Такие суда взрывоопасны. При их буксировке, загрузке или разгрузке нельзя допускать удары, навалы, посадки на мель и др. и необходимо строго соблюдать правила пожарной безопас­ности.

Заполнение воздушного пространства грузовых отсеков инертным газом повышает пожарную безопасность и сокращает потери нефтепродуктов на испарение.

Наши рекомендации