Профессиональное образование в области культуры: специфика, уровни

Формирование профессиональной культуры специалиста не ограничивается рамками его профессиональной подготовки в вузе, а имеет логичное продолжение в процессе профессиональной жизнедеятельности личности. Следовательно, на этапе вузовской подготовки должны быть заложены основы будущего совершенствования и саморазвития личности профессионала. С этой целью в процесс формирования профессиональной культуры необходимо включать основы формирования мировоззрения, роста мировоззренческого потенциала личности, то есть устойчивой системы взглядов. Формирование мировоззрения как целостное и разностороннее развитие личности осуществляется посредством обучения, образования и самообразования, воспитания и самовоспитания. В результате такого комплексного воздействия происходит формирование и развитие культурного, интеллектуального и технологического потенциала личности специалиста (Молоткова Н.В.).

С точки зрения профессиональной культуры важен факт развития всех выше названных составляющих, поскольку культурный потенциал проявляется в системе эстетических чувств, знаний и побуждений, интеллектуальный – в системе знаний о различных научных дисциплинах и методах научного познания, уровне сформированности профессионального мышления, позволяющего специалисту логически мыслить, анализируя, обобщая, синтезируя и интегрируя профессиональные знания, технологический – в совокупности навыков реализации профессиональных функций на определенной технологической основе. При этом важно учитывать факт взаимосвязи культуры и творческого потенциала личности, подтверждаемый исследованиями ученых-педагогов и психологов.

Деятельность носит общественный, преобразующий характер и не сводится к простому удовлетворению потребностей, а в значительной степени определяется целями и требованиями общества. Проблема деятельности органически связана с проблемой личности и сознания, мышления. Специалист как личность формируется и проявляется в деятельности, при этом деятельность выступает как активный и сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с внешней средой. В этой связи следует обратиться к понятию профессионального мышления как обязательного компонента профессиональной культуры специалиста. Только системное профессиональное мышление придает деятельности целостность, завершенность и стратегическую целенаправленность, профессионализм. Деятельность, порождаясь потребностью как источником активности, направляется сознаваемой целью. Деятельность, с одной стороны, есть условия развития личности и проявления ее качеств. С другой стороны, сама деятельность, в свою очередь, зависит от уровня развития личности, выступающей субъектом этой деятельности.

Обобщая вышеизложенное, следует подчеркнуть, что менеджер СКД как объект и субъект культуры, создавая новые культурные ценности, в то же время обогащается освоением того, что создано предшественниками. Усвоение личностью культурных ценностей носит в современных условиях не спонтанный, а преимущественно социально организованный характер, и роль первоосновы выполняет образование и воспитание. С учетом этого положения роль профессионального образования в формировании профессиональной культуры специалиста достаточно весома. Основная задача системы образования - развитие у будущего специалиста способности к эффективному и оптимальному решению профессиональных задач, т.е. развитие профессионального мышления и сознания, формирование основы профессиональных знаний, умений и навыков, развития профессионально важных качеств личности. Только в этом случае возможно проявление профессиональной культуры как интегрального свойства личности, как условия и предпосылки эффективной профессиональной деятельности, как обобщенного показателя профессиональной компетентности и как цели профессионального самосовершенствования. Профессиональное образование, выступая как основообразующий элемент культуры специалиста, должно соответствовать по своему уровню тем задачам, которые предстоит решать в границах избранной профессии

Таким образом, при проектировании системы профессиональной подготовки необходимо рассмотрение сущностных характеристик, структуры, функций профессиональной деятельности специалиста, проведение ее анализа с целью выявления основных видов деятельности, особенностей принятия решений, отражение которых в структуре и содержании профессиональной подготовки позволит достичь высокого уровня сформированности профессиональной культуры специалиста и обеспечить его конкурентоспособность на рынке труда.

Проведенное исследование подтвердило наше предположение о целесообразности реализации культурологического и компетентностного направлений, интегрированных в системе профессионального образования. Как было отмечено выше, ориентированность процесса обучения на формирование высокого уровня профессиональной культуры специалиста позволяет построить целостный педагогический процесс и подготовить конкурентоспособного специалиста, обладающего гибким профессиональным мышлением, системным видением сущности профессиональных задач, проявляющихся в качествекомпетенций.

Приняв за основу уровни сформированности профессиональной культуры, выделенные И.Ф. Исаевым, В.А. Сластениным, Н.В. Молотковой, исследованы основные характеристики уровней сформированности профессиональной культуры менеджера сферы СКД (адаптивный, репродуктивный, эвристический и креативный).

Компетенции, их сочетания в модели специалиста, индикаторы, шкала измерений уникальны для направления подготовки. Исследования показали, что для подготовки менеджеров СКД необходимой и достаточной является модель компетенций, состоящая из четырех кластеров компетенций:

1. Работа с информацией.

2. Достижение результатов.

3. Работа с людьми.

4. Личностное самосовершенствование.

В качестве основных элементов профессиональной компетентности предлагается ряд признаков, характеризующих степень овладения личности культурой (Н.В. Кузьмина). Адаптируя в контексте исследования характеристики профессиональной компетентности, предложенные Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, И.Ф. Исаевым, В.С. Грехневым, в качестве основных можно рассматривать следующие: объективные, субъективные, результативные, процессуальные, нормативные, индивидуально-вариантные, критерии наличного уровня, прогностические, критерии профессиональной обучаемости, творческие, критерии социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе, критерии профессиональной приверженности, качественные и количественные.

На основе обобщения существующих подходов к основным из них отнесем следующие: устойчивая профессиональная направленность, понимание значимости профессии, ее ценностных ориентации, совокупность необходимых профессионально-психологических качеств личности, позитивное отношение к себе как профессионалу, отсутствие личностных деформаций. Качества менеджера СКД как предпринимателя: умение принимать новаторские решения в стандартных и нестандартных ситуациях; умение генерировать идеи, превращая их в новые технологии с целью получения дохода; оперативно оценивать все формы инноваций; не бояться рисковать, уметь управлять риском, быть готовым принять на себя ответственность. Данные качества обеспечивают ему выполнение основных предпринимательских функций: своевременное и правильное определение потребностей покупателей и их платежеспособности; определение нужного типа товара, объема его производства, рынка и способа сбыта; определение оптимальных потребностей в сырье, материалах, основном и оборотном капитале и поиск лучших их источников; определение и реализация оптимальной технологии производства, позволяющей минимизировать издержки и максимизировать прибыль; определение оптимальной организационной структуры управления фирмы.

Таким образом, предпринимательская культура менеджера СКД рассматривается как составляющая профессиональной культуры, обеспечивающая направленность деятельности на определение потенциальных возможностей в достижении результата посредством организационной мобильности, привлечения необходимых ресурсов и формирования системы маркетинговых коммуникаций. Предпринимательская культура менеджера СКД проявляется в инновационном характере его профессиональной деятельности, результатом которой выступают проекты в сфере СКД, доведенные до коммерческой реализации.

Как показывает педагогическая практика и исследования в области профессионального образования, процесс профессиональной подготовки в вузе должен быть ориентирован на достижение высокого уровня сформированности профессиональной компетентности менеджера, что может быть соотнесено с эвристическим и даже креативным уровнем его предпринимательской культуры, поскольку специалист должен не только получить знания и опыт реализации основных профессиональных функций в конкретной инфраструктуре, но и научиться оптимально использовать новые средства и современные технологии для решения профессиональных задач.

Результаты анализа профессиональной деятельности менеджера СКД показали необходимость формирования в процессе профессиональной подготовки всесторонне развитой личности, способной к оперативному реагированию на воздействия внешней профессиональной среды и изменения внутренней. Таким образом, доказателен вывод о полиструктурности самого процесса профессиональной подготовки специалиста, в рамках которой происходит не только передача знаний и формирование умений и навыков решения профессионально-ориентированных задач, но и развитие профессионально важных качеств личности специалиста, поскольку именно в данной совокупности целевых установок процесс обучения обретает культурологическую направленность.

С целью выявления сущностных характеристик профессиональной деятельности менеджера СКД необходимо обратиться к рассмотрению понятия профессиональной компетентности, что позволит выявить элементы, сформированность которых обеспечивает оптимизацию процесса принятия профессиональных решений в условиях современной конкурентной среды. Исследование показало, что к системе требований к качеству профессиональной подготовки можно отнести ее направленность на формирование профессионально-личностных особенностей деятельности в данной сфере бизнеса, что предполагает:

направленность личности на получение конкурентоспособных знаний,

изменение роли самообразования и самоактуализации личности в процессе профессионального становления;

творческую направленность профессиональной деятельности, обусловленную актуализацией процессов самореализации личности.

Сущность умений специалиста состоит в том, что они являются интегративными качествами субъекта профессиональной деятельности и обеспечивают успешное решение профессиональных задач. Среди прочих, в современных условиях особая роль отводится умениям осуществлять выбор средств для решения профессиональных задач, планировать их использование, соотносить свой опыт практической деятельности с рекомендациями теории, современными технологиями ведения бизнеса и передовым социально-значимым опытом. Результаты проведенных социологических исследований подтверждают вывод о том, что интерес к познавательным навыкам и установкам у менеджеров как организаторов предпринимательской деятельности в отношении передовых технологий ведения бизнеса достаточно высок. Этот показатель весьма существенен, так как заинтересованность выступает определяющим мотивационным фактором широкого их внедрения во все сферы профессиональной деятельности. На основе полученных результатов определены методологические ориентиры формирования предпринимательской культуры менеджера социально-культурной деятельности (рисунок 1).

Если обобщенно представить структуру профессиональной культуры менеджера СКД, можно отметить инвариантность рассматриваемых составляющих: аксиологического, личностно-творческого и технологического компонентов. Однако, выделяя базовые элементы в данных структурных составляющих, целесообразно акцентировать внимание на специфике профессиональной сферы, объектах деятельности специалиста данного профиля и функциональных компонентах, содержание которых определяется видами профессиональной деятельности, реализуемой специалистами.

Исходя из этого, в качестве базовых элементов выступают:

- знания профессиональной сферы и специфики ее функционирования, включающие культурное наследие (источники, традиции, ценностные ориентиры, ценностные установки) и основные средства в контексте инфраструктурных элементов бизнес-среды;

- понимание информационно-профессиональной сущности решаемых задач с позиций организационно-управленческой составляющей (кросс-культурный менеджмент), предпринимательства (создание условий и определение средств формирования и развития социально-культурной деятельности и освоения культуротворчеством каждой личностью), информационного поля и информационного пространства (условия осмысления, приумножения и доступности культурного наследия);

интеллектуальные инструментальные средства познания, выступающие основой восприятия объективной картины мира, включая владение методиками, технологиями, сформированность и развитие способностей и ключевых компетенций.

Соответственно базовым элементам профессиональной культуры менеджера СКД на основе системно-функционального анализа деятельности специалиста данного профиля и с учетом реализуемых им видов профессиональной деятельности нами выделены функциональные компоненты: аналитическая, прогностическая, мотивационно-консультативная, исследовательская, инновационная, организационная, проектная, маркетинговая, управленческая, экспертная, экономическая, коммуникативная, учебно-педагогическая.

Специалист СКД должен иметь высокий уровень социальной ответственности за результаты своей профессиональной деятельности, что предполагает необходимость ее системной организации с позиций сбалансированности экономической эффективности и социальной значимости.

Наши рекомендации