Типы опор трубопроводов и определение усилий на опоры
Опоры в тепловых сетях устанавливают для восприятия усилий, возникающих в теплопроводах, и передачи их на несущие конструкции или грунт. В зависимости от назначения их подразделяют на подвижные (свободные) и неподвижные (мертвые).
Подвижные опоры предназначены для восприятия весовых нагрузок теплопровода и обеспечения свободного его перемещения при температурных деформациях. Устанавливают их при всех видах прокладки, кроме бесканальной, когда теплопроводы укладывают на утрамбованный слой песка, что обеспечивает более равномерную передачу весовых нагрузок на грунт.
Теплопровод, лежащий на подвижных опорах, под действием весовых нагрузок (веса трубопровода с теплоносителем, изоляционной конструкцией и оборудованием и иногда ветровой нагрузки) прогибается и в нем возникают изгибающие напряжения, значения которых зависят от расстояния (пролета) между опорами. В связи с этим основной задачей расчета является определение максимально возможного пролета между опорами, при котором изгибающие напряжения не превышают допустимых значений, а также величины прогиба теплопровода между опорами.
При расчете изгибающих напряжений и деформаций трубопровод, лежащий на свободных опорах, рассматривается как многопролетная балка. На рис. 8.20 приведена эпюра изгибающих моментов многопролетного трубопровода.
При равных пролетах и упругом изгибе максимальный изгибающий момент, Н·м, возникающий на опоре, определяется по выражению
, (8.8)
Рис. 8.20. Эпюра изгибающих моментов многопролетного трубопровода
откуда максимальные изгибающие напряжения на опоре, Па,
(8.9)
и максимальный пролет между подвижными опорами, м,
(8.10)
Где q — удельная нагрузка, определяемая в общем случае по формуле
(8.11)
Здесь — вертикальная удельная нагрузка от веса теплопровода, Н/м; — горизонтальная удельная нагрузка от ветрового усилия, Н/м, возникающая только при надземной прокладке.
Момент сопротивления трубы*
(8.12)
Где dн и dв — наружный и внутренний диаметр трубопровода, м.
При определении максимально возможного пролета между опорами по максимальным напряжениям, равным предельным (где — коэффициент прочности сварного шва, равный 0,7 1), обеспечивается коэффициент запаса прочности, равный примерно 2. Однако на практике это может оказаться недостаточным, так как при просадке одной из опор расстояние между опорами увеличивается вдвое, а напряжения в 4 раза. В связи с этим в качестве расчетных максимальных напряжений обычно принимают . Величина прогиба трубопровода в середине пролета определяется по формуле
, (8.13)
где Е — модуль упругости материала труб; I— центральный момент инерции трубы:
. (8.14)
На основании этих расчётов разработаны проектные нормативы по предельному расстоянию между подвижными опорами. Например, при прокладке в непроходных каналах со скользящими опорами на бетонных подушках эти нормативы следующие:
Условный диаметр трубы , мм | |||||
Пролёт между подвижными опорами, м | |||||
2,5 | 3,5 | ||||
4,5 |
Подвижные опоры в зависимости от способа прокладки и диаметров трубопроводов могут быть скользящие, катковые, подвесные и др. При подземной прокладке трубопроводов в непроходных каналах применяются только скользящие опоры на бетонных подушках, при надземной – катковые.
В скользящих опорах (рис. 8.21) происходит скольжение башмака (корпуса опоры), приваренного к трубопроводу, по металлической подкладке, заделанной в опорную бетонную или железобетонную подушку.
Рис. 8.21. Подвижные опоры трубопроводов и опорные подушки:
скользящие для труб по ГОСТ 14911-69; б-скользящие для труб по ТД серии 4.903-10; в – катковые для труб по ГОСТ 14097-77 и по ТД серии 4.903-10.
Неподвижные опоры предназначены для закрепления трубопровода в отдельных точках, разделения его на независимые по температурным деформациям участки и для восприятия усилий, возникающих на этих участках, что устраняет возможность последовательного нарастания усилий и передачу их на оборудование и арматуру. Изготовляют эти опоры, как правило, из стали или железобетона.
Стальные неподвижные опоры (рис. 8.22, а и б) представляют собой обычно стальную несущую конструкцию (балку или швеллер), располагаемую между упорами, приваренными к трубе. Несущая конструкция защемляется в строительные конструкции камер, приваривается к мачтам, эстакадам и др.
Рис. 8.22. Неподвижные опоры:
а – стальной несущей конструкции; б – хомутовые; в – щитовые
Железобетонные неподвижные опоры обычно выполняют в виде щита (рис. 8.22, в), устанавливаемого при бесканальной прокладке на фундамент (бетонный камень) или защемляемого в основании и перекрытии каналов и камер. С обеих сторон щитовой опоры к трубопроводу приваривают опорные кольца (фланцы с косынками), через которые и передаются усилия. При этом щитовые опоры не требуют мощных фундаментов, так как усилия на них передаются центрально. При выполнении щитовых опор в каналах в них делают отверстия для пропуска воды и воздуха.
При разработке монтажной схемы тепловых сетей неподвижные опоры устанавливают на выходе из источника тепла, на входе и выходе ЦТП, насосных подстанций и т.п. для снятия усилий на оборудование и арматуру; в местах ответвлений для устранения взаимного влияния участков, идущих в перпендикулярных направлениях; на поворотах трассы для устранения влияния изгибающих и крутящих моментов, возникающих при естественной компенсации. В результате указанной расстановки неподвижных опор трасса тепловых сетей разбивается на прямолинейные участки, имеющие различные длины и диаметры трубопроводов. Для каждого из этих участков выбирают тип и требуемое число компенсаторов, в зависимости от которого определяется и число промежуточных неподвижных опор (на одно меньше, чем компенсаторов).
Предельные по условиям прочности расстояния между неподвижными опорами принимают в зависимости от диаметра трубопровода и компенсирующей способности компенсаторов. Например при подземной прокладке в непроходимых каналах с П-образными компенсаторами эти расстояния равны:
Условный диаметр трубы , мм | |||
25…32 | 40…50 | 80…100 | |
125…150 | 175…250 | 300…350 | 400…450 |
Расстояния между неподвижными опорами, м | |||
При расчёте строительных конструкций необходимо определить усилия, действующие на опоры.
Подвижные опоры воспринимают вертикальные весовые усилия и осевые усилия, обусловленные силами трения скольжения.
Вертикальное усилие, Н, равно
(8.15)
где qв – вертикальная удельная нагрузка от веса трубопровода, воды и термоизоляции, Н/м; l – пролёт между подвижными опорами, м.
Расчётные весовые характеристики теплопроводов следующие:
Диаметр трубопровода dн×S, мм | 38×2,5 | 45×2,5 | 57×3,0 | 76×3,0 |
89×3,5 | 108×4,0 | 133×4,0 | 159×4,5 | |
194×5,0 | 219×6,0 | 273×7,0 | 325×8,0 | |
Сила тяжести 1м трубы с водой и термоизол, Н/м | 79,8 | 125,5 | 167,5 | |
210,9 | ||||
Горизонтальное осевое усилие Н, равно
, (8.16)
где μ – коэффициент трения скольжения; для скользящих опор принимается μ=0,3.
На неподвижные опоры в общем случае действуют вертикальные и горизонтальные усилия. Вертикальные усилия определяют так же, как и для подвижных опор.
Горизонтальные усилия на неподвижные опоры обусловливаются реакцией компенсаторов и участков естественной компенсации, реакцией от сил трения в подвижных опорах или в грунте при бесканальной прокладке и неуравновешенными силами внутреннего давления, Эти усилия могут суммироваться и вычитаться или уравновешиваться (частично или полностью) вследствие взаимной компенсации.
Результирующие горизонтальные осевые усилия на промежуточные неподвижные опоры 1 (рис. 8.23) находят как разницу суммарных сил по обе стороны опоры. При этом для повышения запаса прочности (например, при неравномерном прогреве в период пуска) меньшую сумму сил принимают с коэффициентом 0,7
, (8.17)
при равенстве сумм сил с обеих сторон в качестве расчетной принимается одна из сумм с коэффициентом 0,3, т. е.
. (8.18)
В неподвижных опорах, устанавливаемых на поворотах и ответвлениях (рис. 8.23, б, опора 2), учитывают и боковую сумму сил S3, а результирующее усилие находят геометрическим сложением векторов действующих сил.
Неуравновешенные силы внутреннего давления возникают вследствие разности давлений или площадей сечений. В симметричных по обе стороны неподвижной опоры участках одинакового диаметра они взаимно уравновешиваются (компенсируются). При этом неподвижные опоры, на которые не действуют силы внутреннего давления, принято называть разгруженными (опора 1), а при наличии их — неразгруженными (опора 6).
Результирующее горизонтальное усилие на концевую неподвижную опору (рис. 8.23, а) определяется как сумма сил, действующих с одной стороны:
, (8.19)
Рис. 8.23. Схемы действия горизонтальных усилий на неподвижные опоры с осевыми усилиями (а); с боковыми усилиями (б);
1 – разгруженная опора; 2 –опора с боковым усилием; 3 – П-образный компенсатор; 4 – задвижка; 5 – заглушка; 6– концевая неразгруженная опора.
где — реакция компенсатора; — реакция от сил трения в подвижных опорах или в грунте; — неуравновешенная сила внутреннего давления.
Реакция от сил трения в подвижных опорах равна, Н,
. (8.20)
Максимальное значение неуравновешенной силы внутреннего давления на опоре 6 определяют по формуле:
где рраб и — рабочее давление теплоносителя, Па, и площадь сечения трубопровода, м2; например, площадь сечения затвора задвижки при ее закрытии.
Задание 6. Рассчитать усилия, действующие на неподвижную опору Н2 в соответствии с расчетной схемой, представленной на рис 8.24.
Рис. 8.24. Расчетная схема определения усилия на неподвижную опору
Заданы: диаметр трубопровода D; расстояние между неподвижными опорами 2L; пролет между подвижными опорами l; сила упругой деформации компенсатора ; подвижные опоры – скользящие; компенсаторы – П – образные.
Исходные данные для выполнения задания приведены в табл 8.2.
Таблица 8.2.
Числовые данные к заданию 6
Последняя цифра шифра | Dу,мм | L, м | Pк,кН | Последняя цифра шифра | Dу,мм | L, м | Pк,кН |
1,7 0,4 1,3 7,0 0,5 | 4,0 6,0 1,2 10,0 2,5 |