Грузовые дворы и товарные конторы
Грузовой район — территория на железнодорожной станции, оснащенная комплексом технических средств и устройств, предназначенных для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций, сортировки и хранения грузов. Грузовой район — это место общего пользования, где обслуживаются многочисленные грузоотправители, грузополучатели, другие физические и юридические лица, которые пользуются услугами железнодорожного транспорта.
Грузовые районы должны иметь соответствующее путевое развитие (погрузочно-выгрузочные, выставочные и соединительные пути), грузовые устройства, склады, площадки, механизмы, вагонные весы, габаритные ворота, служебно-технические здания, средства автоматизации, связи, устройства освещения, электроснабжения, водопровод, канализацию и другое оборудование, необходимое для выполнения работ. На территории грузового района (в зависимости от рода перерабатываемых грузов, размеров и характера грузовой работы) могут размещаться склады для тарно-штучных, тяжеловесных, сыпучих грузов, контейнеров, лесоматериалов, металла, минерально-строительных материалов и угля; площадки для перегрузки грузов (по прямому варианту) из вагонов на автотранспорт и наоборот; платформы для колесной техники и самоходных единиц, товарные конторы; санитарно-бытовые и другие вспомогательные здания и помещения; зарядные пункты для аккумуляторных погрузчиков, ремонтные мастерские, гаражи для автомобилей; склады горючих и смазочных материалов.
Расположение грузового района на железнодорожной станции должно обеспечивать удобное сообщение с ближайшими населенными пунктами, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, свободный подъезд транспортных средств к складским помещениям с наименьшим числом пересечений железнодорожных путей, удобные стоянки транспортных средств на территории грузового района, а также в ожидании въезда на его территорию, выполнение санитарных норм.
Большое внимание уделяется благоустройству грузового района. Его территория должна быть ограждена, оборудована охранной сигнализацией по всему периметру ограждения, противопожарными средствами и освещена. У ворот грузового района оборудуется контрольно-пропускной пункт для обеспечения пропускного режима.
В зависимости от структуры грузооборота грузовые районы разделяют на универсальные (общего назначения), на которых перерабатываются различные грузы, и специализированные, предназначенные для погрузки и выгрузки грузов ограниченной номенклатуры: тарно-штучных или тяжеловесных, контейнеров, сыпучих и т.д. В зависимости от схем путевого развития грузовые районы подразделяют на тупиковые и сквозные. Более широкое распространение получили грузовые районы тупикового типа (рис. 2.2), так как обладают определенными технико-экономическими достоинствами по сравнению со сквозными В конце тупикового проезда предусматривается площадка для поворота автомобилей в виде кольца с внешним радиусом не менее 15 м. Для
Рисунок 2.2. Схема грузового района тупикового типа: 1 — крытый грузовой склад для тарно-штучных грузов; 2 — контейнерная площадка, оборудованная мостовым краном; 3 — площадка для тяжеловесных грузов, лесоматериалов и др.; 4 — площадка для навалочных грузов с повышенным путем; 5 — платформа для выгрузки самоходных единиц; 6 — склад вяжущих строительных материалов; 7 — платформа для непосредственной перегрузки (вагон—автомобиль)
стоянки автомобилей перед въездом на грузовой район предусматривают специальную площадку, а на территории грузового района — площадку для стоянки (в ночное время) автомобилей и прицепов к ним.
На территории грузового района предусматриваются водоотводные сооружения, обеспечивающие отвод поверхностных вод с территории.
Грузовые районы оборудуются устройствами оперативной, технологической и информационной связи (телефоны, телетайпы, переносные радиостанции, мобильные телефоны).
Грузовые районы станций с большим объемом работы проектируются с учетом высокого уровня механизации и автоматизации технологических процессов и носят название транспортно-складские комплексы (ТСК) (рис. 2.3).
Рисунок 2.3. Схемы планирования ТСК с блочным размещением складов: а — с раздельным расположением склада тарно-штучных грузов; б — с концентрацией переработки тарно-штучных грузов в одном районе; 1 — административный центр; 2 — открытые площадки; 3 — склады тарно-штучных грузов; 4 — торцовая рампа для обслуживания автомобилей
На железнодорожных станциях для оформления перевозочных документов, оказания иных услуг и взимания платы за перевозки и услуги организуются товарные конторы, багажные и железнодорожные билетные кассы и другие подразделения железных дорог по обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.
Главное назначение товарной конторы — обеспечение правильного и своевременного оформления перевозочных документов, прием, проверка и оформление транспортных железнодорожных накладных, дорожных ведомостей и других документов, выдача документов на ввоз грузов, определение и взыскание платежей и сборов с грузоотправителей и грузополучателей, не включенных в систему централизованных расчетов.
Работники товарной конторы информируют грузополучателей о прибывших грузах и оформляют выдачу грузов, выполняют операции по переадресовке грузов, ведут учетные карточки выполнения утвержденных заявок на перевозку грузов, заполняют книги и составляют отчетные документы по грузовым перевозкам, ведомости подачи и уборки вагонов, обеспечивают хранение документов.
В операциях по передаче и приему документов на отправляемые и прибывшие грузы товарные конторы взаимодействуют с грузовым районом и станционным технологическим центром, а также с технологическим центром по обработке перевозочных документов.
Для выполнения перечисленных задач товарные конторы оборудуются автоматизированными рабочими местами товарных кассиров (АРМ ТВК), телефонной связью с другими подразделениями и городом, с грузоотправителями и грузополучателями, с железнодорожными подъездными путями; при необходимости — механизированной почтой для пересылки грузовых документов в СТЦ, в грузовой район и обратно; средствами для передачи информации; электрическими штемпелями; автоматическими указателями и справочными установками, шкафами для хранения грузовых документов и бланков; мебелью и другим конторским оборудованием.
Территориально товарные конторы располагаются, как правило, при въезде на грузовые районы или в административном здании транспортно-складского комплекса и по возможности недалеко от СТЦ.
На крупных грузовых станциях помещение товарной конторы имеет операционный зал для грузоотправителей и грузополучателей, рабочие помещения с автоматизированными рабочими местами (АРМ) товарных кассиров, коммерческих агентов и таксировщиков, начальника товарной конторы, работников актово-розыскной группы, агентов фирменного транспортного обслуживания, комнаты для архива и др. В операционном зале должна быть мебель, письменные принадлежности, образцы заполнения перевозочных документов, автоматические указатели и справочные установки, содержащие необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, правилах перевозок, сроках доставки, тарифах на перевозки грузов, дополнительных сборах, ценах на дополнительные работы и услуги и др. Помещение товарной конторы должно обеспечивать сервисные условия работы, надежное хранение документов и информации о перевозочном процессе.
Одним из важных условий производительной работы товарного кассира является организация рабочего места — ограниченной зоны, рассчитанной на одного человека, выполняющего заданную работу или операцию. Размещение и оборудование рабочих мест должны обеспечивать поточность оформления и обработки грузовых документов, исключающих встречные и нерациональные передвижения при выполнении отдельных операций и составлении документов. Для устранения нерациональных затрат рабочего времени и обеспечения производительной работы необходимые справочники, тарифные руководства, подсобные таблицы, схема железных дорог и т.п., которые требуются постоянно, должны располагаться в определенном месте. Причем необходимые руководящие документы и пособия должны размещаться в пределах зоны наиболее
легкой досягаемости, а руководства, подсобные таблицы, которые требуются чаще, укладываются ближе к работающему. Установленный порядок размещения руководств и документов должен быть неизменным, сколько бы раз в течение смены им ни пользовались.