Понятие и сущность процесса товародвижения. Факторы, влияющие на процесс товародвижения
Вводная лекция
Переход к рыночной экономике, появление большого
разнообразия организационно-правовых форм предпри-
ятий обусловили потребность в новых подходах к органи-
зации и технологии торговых процессов, широкому разви-
тию частной инициативы и предпринимательства. Все это
предъявляет новые требования к подготовке специали-
стов, профессиональная деятельность которых осуществ-
ляется в сфере товарного обращения.
Данный курс лекций «Организация, технология и проектирование торговых предприятий» поможет студентам высших учебных заведений получить теоретические и прикладные знания о сложном механизме процесса доведения товаров от места производства до потребителей, о путях повышения эффективности этого процесса на всех его стадиях, интенсификации отдельных торгово-технологических звеньев и операций, а также всей совокупности процесса товародвижения. Вопросы организации, технологии и проектирования торговых предприятий освещены на основе общетеорети-ческих и методологических положений научной организации процесса товародвижения, совершенствования деятельности торговых предприятий.
Торгово-технологический процесс товародвижения рассматривается в лекциях в последовательности, соответствующей реальному движению
товаров от производства до потребителей.
На каждом этапе товародвижения:
-транспортировка товаров от производства до складов оптовой торговли,
-их внутрискладское перемещение,
-приемка и хранение товаров,
-товароснабжение розничной торговой сети,
- внутримагазинные операции,
-отпуск товаров покупателям и оказание им дополнительных услуг применяются различные средства и орудия труда.
Проходя через звенья торговли, товарные потоки претерпевают различные количественные и качественные преобразования, связанные с выполнением многочисленных общих операций. Так, приемка товаров по количеству и качеству, их хранение, фасовка, подготовка к продаже и продажа осуществляются в звеньях как оптовой, так и розничной торговли. Однако перечисленные торгово-технологические операции, несмотря на их общность, во многом различны в зависимости от того, в каком из звеньев торговли они выполняются. В связи с этим в данной дисциплине предусмотрено отдельное изучение торгово-технологических процессов на предприятиях оптовой и розничной торговли. Специальные темы посвящены таре и тарным операциям в торговле, организации перевозки товаров, а также организации проектирования и капитального строительства предприятий торговли.
Дисциплина «Организация, технология и проектирование торговых предприятий» тесно связана с другими учебными дисциплинами: «Коммерческая деятельность», «Менеджмент», «Маркетинг», «Товароведение и экспертиза товаров», «Экономика предприятия», «Коммерческое право», «Организация коммерческой деятельности предприятий», «Логистика», «Транспортное обеспечение коммерческой деятельности» и др.
Наряду с этими дисциплинами она способствует всесторонней подготовке будущих коммерсантов и других специалистов в области торговли.
ТЕМА 1. Основы построения процесса товародвижения
Понятие и сущность процесса товародвижения. Факторы, влияющие на процесс товародвижения
Процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называется товародвижением. В государственном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» товародвижение определено как «процесс физического перемещения товаров от производителя в места продажи или потребления».
Он включает не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на предприятиях торговли.
На предприятиях торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в произведенные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Поэтому рациональная организация процесса товародвижения — одна из
важных функций торговли. С этой целью должны определяться наиболее благоприятные потоки и направления движения товаров, более экономичные виды транспорта для перевозки товаров из мест производства в места потребления, а также должна создаваться соответствующая сеть складов и баз.
От того, насколько рационально организован процесс товародвижения, в значительной степени зависит качество торгового обслуживания населения, а также время оборота товарно-материальных ценностей.
Поэтому товародвижение предполагает создание технологической цепи, способной своевременно и бесперебойно доводить товары от производства до потребителей в необходимом количестве, широком ассортименте, высокого качества, при минимальных затратах труда, материальных средств и времени.
Основными звеньями технологической цепи товародвижения являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, производящие товары народного потребления, оптовые базы, магазины и другие пункты розничной продажи товаров.
Следуя из сферы производства в сферу потребления, товары могут проходить через одно или более складских звеньев. Рациональная организация процесса товародвижения предусматривает прохождение товара через минимальное число звеньев.
На организацию процесса товародвижения оказывает влияние ряд факторов, которые можно объединить в следующие группы:
• производственные;
• транспортные;
• социальные;
• торговые.
К числу производственных факторовотносят: размещение производства, специализация производственных предприятий, сезонность производства отдельных товаров Существенное влияние на процесс товародвижения оказывает размещение производства товаров. Приближение производственных предприятий к источникам сырья часто приводит к неравномерному распределению их на территории страны, удалению от районов потребления, а это, в свою очередь, усложняет процесс товародвижения, так как вызывает необходимость перевозки товаров на большие расстояния, замедляет их доведение от производства до потребителей.
Не менее важное влияние на организацию товародвижения оказывает специализация производственных предприятий на выпуске сравнительно узкого ассортимента товаров. Особенно это касается товаров сложного ассортимента, так как мелкие магазины не в состоянии получать их без предварительной подсортировки на предприятиях оптовой торговли. Это приводит к тому, что большинство товаров, прежде чем поступить на розничное торговое предприятие, проходит предварительно через одно или несколько звеньев оптовой торговли.
Производство некоторых товаров народного потребления имеет ярко выраженный сезонный характер, что в свою очередь связано с сезонностью производства сырья для их изготовления, а также сезонностью приобретения и потребления отдельных товаров. В связи с этим ассортимент товаров, участвующих в процессе товародвижения, существенно изменяется на протяжении года, а это вызывает необходимость внесения соответст-вующих коррективов в организацию технологического процесса товародвижения.
К транспортным факторамотносятся: состояние транспортных путей сообщения, виды транспорта, используемые для перевозки товаров, и т. д.
В настоящее время пока еще не все регионы имеют хорошо развитую транспортную сеть, следовательно, доставка товаров в некоторые из них сопряжена с определенными трудностями (носит сезонный характер, вынуждает использовать нерациональные виды транспорта и т. д.). Структура парка транспортных средств должна также отвечать требованиям рациональной организации процесса товародвижения, для чего необходимо наличие соответствующего специализированного транспорта, транспортных средств различной грузовместимости и т. д.
Важное влияние на процесс товародвижения оказыва-
ют социальные факторы, основными из которых являют-
ся: расселение населения, уровень денежных доходов на
селения и т. д.
Так, при невысокой плотности населения сложнее организовать доставку товаров потребителям, чем в районах с высокой плотностью населения: перевозить их приходится на большие расстояния и, как правило, они проходят через большее количество звеньев.
На интенсивность процесса товародвижения оказывает влияние и уровень денежных доходов населения.
На процесс товародвижения влияют следующие торговые факторы: размеры, специализация и размещение предприятий торговли, степень сложности ассортимента товаров и их свойства, уровень организации товароснабжения розничной торговой сети.
В значительной степени процесс товародвижения зависит от ассортимента и свойств товаров. Так, товары сложного ассортимента, прежде чем поступить в розничную торговую сеть, проходят подсортировку в оптовом звене. Создания особых условий в процессе товародвижения требуют скоропортящиеся продукты.
По-разному будет протекать процесс товародвижения в зависимости от применяемой формы снабжения розничной торговой сети товарами.
На характер процесса товародвижения большое влияние оказывают его форма и звенность.