Понятие и сущность процесса товародвижения. Факторы, влияющие на процесс товародвижения

Вводная лекция

Переход к рыночной экономике, появление большого
разнообразия организационно-правовых форм предпри­-
ятий обусловили потребность в новых подходах к органи­-
зации и технологии торговых процессов, широкому разви­-
тию частной инициативы и предпринимательства. Все это
предъявляет новые требования к подготовке специали-
стов, профессиональная деятельность которых осуществ-
ляется в сфере товарного обращения.

Данный курс лекций «Организация, технология и проектирование торговых предприятий» поможет студентам высших учебных заведений получить теоретические и прикладные знания о сложном механизме процесса доведения товаров от места производства до потребителей, о путях повышения эффек­тивности этого процесса на всех его стадиях, интенсифика­ции отдельных торгово-технологических звеньев и опера­ций, а также всей совокупности процесса товародвижения. Вопросы организации, технологии и проектирования торговых предприятий освещены на основе общетеорети-ческих и методологических положений научной организации процесса товародвижения, совершенствования дея­тельности торговых предприятий.

Торгово-технологический процесс товародвижения рассматривается в лекциях в последовательности, соответствующей реальному движению

товаров от производства до потребителей.

На каждом этапе товародвижения:

-транспортировка товаров от производства до складов оптовой торговли,

-их внутрискладское перемещение,

-приемка и хранение товаров,

-товароснабжение розничной торговой сети,

- внутримагазинные операции,

-отпуск товаров покупателям и оказание им дополнительных услуг применяются различные средства и орудия труда.

Проходя через звенья торговли, товарные потоки претерпевают различные количественные и качественные преобразования, связанные с выполнением мно­гочисленных общих операций. Так, приемка товаров по количеству и качеству, их хранение, фасовка, подготовка к продаже и продажа осуществляются в звеньях как опто­вой, так и розничной торговли. Однако перечисленные торгово-технологические операции, несмотря на их общ­ность, во многом различны в зависимости от того, в каком из звеньев торговли они выполняются. В связи с этим в данной дисциплине предусмотрено отдельное изучение торгово-технологических процессов на предприятиях оптовой и розничной торговли. Специальные темы посвящены таре и тарным операциям в торговле, организации перевозки това­ров, а также организации проектирования и капитального строительства предприятий торговли.

Дисциплина «Организация, технология и проектирова­ние торговых предприятий» тесно связана с другими учеб­ными дисциплинами: «Коммерческая деятельность», «Ме­неджмент», «Маркетинг», «Товароведение и экспертиза товаров», «Экономика предприятия», «Коммерческое право», «Организация коммерческой деятельности предприятий», «Логистика», «Транспортное обеспечение коммерческой деятельности» и др.

Наряду с этими дисциплинами она способствует всесторонней подготовке будущих коммерсантов и других специалистов в области торговли.

ТЕМА 1. Основы построения процесса товародвижения

Понятие и сущность процесса товародвижения. Факторы, влияющие на процесс товародвижения

Процесс доведения товаров от предприятий-изготови­телей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называется товародвижением. В государственном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» товародвижение определено как «процесс физического перемещения товаров от производителя в мес­та продажи или потребления».

Он включа­ет не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на предприятиях торговли.

На предприятиях торговли завершается процесс круго­оборота средств, вложенных в произведенные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Поэтому рацио­нальная организация процесса товародвижения — одна из

важных функций торговли. С этой целью должны опреде­ляться наиболее благоприятные потоки и направления движения товаров, более экономичные виды транспорта для перевозки товаров из мест производства в места по­требления, а также должна создаваться соответствующая сеть складов и баз.

От того, насколько рационально организован процесс товародвижения, в значительной степени зависит качест­во торгового обслуживания населения, а также время обо­рота товарно-материальных ценностей.

Поэтому товародвижение предполагает создание технологической цепи, способной своевременно и бесперебойно доводить товары от производства до потребителей в необходимом количест­ве, широком ассортименте, высокого качества, при мини­мальных затратах труда, материальных средств и времени.

Основными звеньями технологической цепи товародви­жения являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, производящие товары народного потребле­ния, оптовые базы, магазины и другие пункты розничной продажи товаров.

Следуя из сферы производства в сферу потребления, товары могут проходить через одно или более складских звеньев. Рациональная организация процесса товародви­жения предусматривает прохождение товара через мини­мальное число звеньев.

На организацию процесса товародвижения оказывает влияние ряд факторов, которые можно объединить в сле­дующие группы:

• производственные;

• транспортные;

• социальные;

• торговые.

К числу производственных факторовотносят: размеще­ние производства, специализация производственных пред­приятий, сезонность производства отдельных товаров Существенное влияние на процесс товародвижения ока­зывает размещение производства товаров. Приближение производственных предприятий к источни­кам сырья часто приводит к неравномерному распределе­нию их на территории страны, удалению от районов по­требления, а это, в свою очередь, усложняет процесс товародвижения, так как вызывает необходимость пере­возки товаров на большие расстояния, замедляет их дове­дение от производства до потребителей.

 

Не менее важное влияние на организацию товародви­жения оказывает специализация производ­ственных предприятий на выпуске сравни­тельно узкого ассортимента товаров. Особенно это касается товаров сложного ассортимента, так как мелкие магазины не в состоянии получать их без предварительной подсорти­ровки на предприятиях оптовой торговли. Это приводит к тому, что большинство товаров, прежде чем поступить на розничное торговое предприятие, проходит предварительно через одно или несколько звеньев оптовой торговли.

Производство некоторых товаров народного потребле­ния имеет ярко выраженный сезонный харак­тер, что в свою очередь связано с сезонностью произ­водства сырья для их изготовления, а также сезонностью приобретения и потребления отдельных товаров. В связи с этим ассортимент товаров, участвующих в процессе товародвижения, существенно изменяется на протяжении года, а это вызывает необходимость внесения соответст-вующих коррективов в организацию технологического процесса товародвижения.

К транспортным факторамотносятся: состояние тран­спортных путей сообщения, виды транспорта, используе­мые для перевозки товаров, и т. д.

В настоящее время пока еще не все регионы имеют хо­рошо развитую транспортную сеть, следовательно, достав­ка товаров в некоторые из них сопряжена с определенными трудностями (носит сезонный характер, вынуждает ис­пользовать нерациональные виды транспорта и т. д.). Струк­тура парка транспортных средств должна также отвечать требованиям рациональной организации процесса товаро­движения, для чего необходимо наличие соответствующего специализированного транспорта, транспортных средств различной грузовместимости и т. д.

Важное влияние на процесс товародвижения оказыва­-
ют социальные факторы, основными из которых являют-­
ся: расселение населения, уровень денежных доходов на­
селения и т. д.

Так, при невысокой плотности населения сложнее организовать доставку товаров потребителям, чем в районах с высокой плотностью населения: перевозить их приходится на большие расстояния и, как правило, они проходят через большее количество звеньев.

На интенсивность процесса товародвижения оказывает влияние и уровень денежных доходов населения.

На процесс товародвижения влияют следующие торговые факторы: размеры, специализация и размещение пред­приятий торговли, степень сложности ассортимента това­ров и их свойства, уровень организации товароснабжения розничной торговой сети.

В значительной степени процесс товародвижения зави­сит от ассортимента и свойств товаров. Так, товары слож­ного ассортимента, прежде чем поступить в розничную торговую сеть, проходят подсортировку в оптовом звене. Создания особых условий в процессе товародвижения тре­буют скоропортящиеся продукты.

По-разному будет протекать процесс товародвижения в зависимости от применяемой формы снабжения рознич­ной торговой сети товарами.

На характер процесса товародвижения большое влия­ние оказывают его форма и звенность.

Наши рекомендации