Техническое обслуживание опор контактной сети и их заземлений
Опоры и заземляющие устройства проверяют для своевременного обнаружения и устранения в них дефектов, связанных с электрической и другими видами коррозии. С этой целью на дистанции электроснабжения и в дорожных лабораториях создаются группы коррозии, которые помогают районам контактной сети анализировать влияние блуждающих токов на целостность опорных устройств.
Для определения степени опасности электрической коррозии необходимо знать значения потенциалов «рельс—земля» и сопротивления заземления. Потенциалы «рельс—земля» измеряют приборами 1 (рис.13.9) М-231 или ПК-1 (ПК-1м), которые присоединяют в середине пролета между опорами 4 изолированными проводами 2 положительным полюсом к рельсу 5 и отрицательным к стальному электроду 3 диаметром 10—16 мм и длиной 0,6—0,8 м, забитому в землю на всю длину в створе опор.
Показания приборов записывают через каждые 10 с в течение не менее 30 мин с учетом того, что в каждом направлении за период измерений должно пройти не менее двух поездов на участках с интенсивным движением (более 100 пар поездов в сутки) и не менее одного — при меньшем движении. Из числа показаний определяют средние значения положительных и отрицательных потенциалов. Замеры проводят через каждые 600—800 м. Затем наносят полученные результаты на однолинейный план пути и получают потенциальную диаграмму (рис. 13.10).
Оценку состояния опор следует начинать с выявления низкоомных опор, имеющих сопротивление заземления менее 100 Ом, а также опор, сопротивление которых менее 25 Ом на каждый вольт среднего потенциала «рельс—земля».
Сопротивление заземления измеряют различными приборами: ГТК-1 (ПК-1м), МС-07 (МС-08) или двумя приборами М-231, один из которых используют в качестве вольтметра, а другой — амперметра. При измерениях мегаомметром прибор 5 включают между рельсом 6 и опорой (рис. 13.11, а), зажимы Е1 и I1 соединяют между собой и изолированным проводом 2 присоединяют к заземляющему проводнику 1, предварительно отсоединенному от рельса и
Рис. 13.9. Схема измерения рельса потенциала «рельс—земля»
Рис. 13.10. Потенциальная диаграмма
Рис. 13.11. Схема измерения сопротивления опоры мегаомметром (а) и амперметром и вольтметром (б)
расположенному изолированно от земли на полушпале. Зажимы Е2 и /2 соединяют между собой и присоединяют изолированным проводом 4 к рельсу. Перед присоединением устанавливают защитный искровой промежуток 3. При положении «Регулировка», вращая ручку генератора, поворотом ручки реостата добиваются установки стрелки мегаомметра на красной отметке шкалы. Затем переводят прибор в положение «Измерение» и по шкале определяют измеряемое сопротивление. Если сопротивление заземления больше 1000 Ом, на вход прибора I1 и I2 параллельно искровому промежутку подключают резистор Rдоп = 1000 Ом, а измеренное сопротивление пересчитывают по специальной кривой.
По схеме измерения амперметра или вольтметра (рис. 13.11, б) запись потенциалов «рельс—земля» и токов утечки через опору 7 ведется синхронно без переключений приборов в процессе измерений, что существенно повышает их точность. Помимо этого, из цепи вольтметра исключается сопротивление опоры благодаря применению электрода 8, помещаемого на расстоянии 7 м от измеряемой опоры.
Среднее значение тока утечки измеряют амперметром, подключенным гибким изолированным проводом с одной стороны к рельсу, а с другой — к отсоединенному от рельса и изолированному от земли заземляющему проводу. С присоединенного прибора через каждые 10 с снимают показания. Длительность измерения принимают такой, чтобы за этот период по каждому из путей прошло не менее одного поезда, а при интенсивном движении — не менее двух. По этим показаниям определяют среднее значение тока утечки делением суммы показаний прибора на общее число измерений. Электрическое сопротивление определяют как отношение мгновенных значений разности потенциалов «рельс—земля» к току утечки.
При измерении этим методом в устойчивую сухую погоду для железобетонных опор вводится переходной коэффициент А = 0,2...0,3, зависящий от числа дней в году с осадками. Переходное сопротивление определяют по формуле Rou = ARmM.
Выявленные низкоомные опоры подлежат в первую очередь обследованию и оценке их состояния. Визуально осматривается надземная часть опоры на уровне поверхности грунта. Выход трещин над поверхностью земли или фундамента на высоту до 15 см, отслоения бетона, выход продуктов ржавчины свидетельствуют о значительном коррозионном повреждении опоры. При отсутствии выходов трещин и других дефектов откапывают опору с полевой стороны на глубину 0,5—0,7 м. Простукивают бетон молотком. Глухой звук, трещина, отслоение бетона также свидетельствуют о наличии коррозионного повреждения опоры. Такая опора должна быть немедленно укреплена оттяжками и затем заменена.
По обнаружению на поверхности фундамента или анкеров трещин и выступающих продуктов коррозии и при неудовлетворительных результатах замеров их также выборочно откапывают и детально обследуют арматуру и анкерные болты, вскрывая защитный слой бетона. Замеряют диаметр арматуры и анкерных болтов и определяют оставшуюся площадь их поперечного сечения. Если в результате коррозии она уменьшилась у арматуры более чем на 10 %, а у анкерного болта в растянутой зоне — на 20 %, в сжатой зоне — на 30 %, такую опору заменяют.
Изоляцию анкерных оттяжек проверяют мегаомметром на 500 В, ее сопротивление должно быть не менее 10 кОм.
Данные замеров по каждой опоре регистрируют в специальном журнале, который ведется в районе контактной сети, при этом подсчитывают, какое сопротивление опоры приходится на 1 В среднего значения потенциалов «рельс—земля». Опоры, не удовлетворяющие нормам, отмечают особо для проведения дальнейших исследований и принятия мер по приведению их в соответствие установленным требованиям.
Надземную часть обследуют у всех опор. У металлических опор обращают внимание на качество окраски, отмечают места, подвергающиеся коррозии, состояние сварных швов и степень возможных механических повреждений. При осмотре железобетонных опор обращают внимание на наличие трещин и отколов бетона. Ширину и длину раскрытия трещин определяют с помощью наборов щупов с размерами от 0,03 до 0,25 мм, лупы с делениями 0,1 мм и линейки. Для выявления дальнейшего характера раскрытия трещины устанавливают цементные маяки и отмечают краской начало и конец трещины.
Оценка состояния опор контактной сети изложена в главе 8.
Проверяя заземления, обращают особое внимание на надежность крепления их к рельсам, так как в результате вибрации при проходе поездов и производстве путевых работ эти места подвержены частому ослаблению и обрывам. Кроме того, проверяют изоляцию от опор заземляющих проводов (спусков) и при необходимости их выправляют, очищают от ржавчины и окрашивают.
Искровые промежутки в заземлениях проверяют с помощью вольтметра со шкалой более 20 В, подключенным параллельно, при этом искровой промежуток от опоры и рельсов не отсоединяют. Такую проверку осуществляют при проходе электропоезда по пути, на который заземлена данная опора, а на дорогах постоянного тока, кроме того, и при проходе по соседнему пути. Отклонение стрелки вольтметра указывает на исправность искрового промежутка. Более точно искровые промежутки проверяют по схеме, приведенной на рис. 13.12, а. Прежде всего определяют переходное сопротивление заземления опоры Ron, для чего между тяговым рельсом 1 и опорой 4 врезают амперметр 2, в середине пролета между опорами устанавливают вольтметр 6, подключая один его конец к тяговому рельсу, а другой — к электроду 5. Затем, переключив вольтметр в высокоомный режим, синхронно фиксируют общее падение напряжения в цепи заземления опоры U и падение напряжения на искровом промежутке 3, т.е. Uр-з. Измерения проводят при потенциале «рельс—земля», превышающем 1 В. После измерений рассчитывают сопротивление искрового промежутка по формуле
Рис. 13.12. Схемы измерения сопротивления искрового промежутка (а) и диодного заземлителя (б)
и сравнивают его с нормативным — оно должно быть не менее значений, установленных для железобетонных опор (в катодной зоне — 10 кОм, а в анодной и знакопеременной зонах — 1,5 кОм).
Диодные заземлители проверяют вольтметром М-231 или М-762 (рис. 13.12, 6) или мегаомметром. Диодный заземлитель 8, подключенный к групповому заземлению 7 и рельсу 1, при проверке вольтметром шунтируют искровым промежутком 9 на 800—1200 В. Измерения проводят при прохождении поездов по участку. При исправном диодном заземлителе вольтметр 6, измеряющий падение напряжения на нем, при положительном потенциале «рельс—земля» показывает единицы и десятки вольт, а при отрицательных нотенциалах — десятые доли вольта (около 0,3 В). В случае неисправности диодного за-землителя показания близки к нулю или составляют десятые доли вольта. Тогда проверяют исправность каждого вентиля диодного заземлителя мегаомметром М-1101 на 500 В.