Дополнительное образование как сфера реализации образовательных технологий социально-культурной деятельности
Новая педагогическая практика, получившая название «дополнительное образование детей», соответствует природе детства, имеет в основании признание ребенка высшей ценностью педагогической деятельности, учитывает индивидуальные склонности и возрастные особенности воспитанников, осуществляется добровольно, удовлетворяет многообразные образовательные потребности, создает условия для личностного, профессионального, творческого и духовного развития человека. Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка [7]. Под «дополнительным» понимается мотивированное образование, которое получает личность сверх основного образования, позволяющее ей реализовать устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. В дополнительном образовании дети имеют право на свободный выбор образовательных программ в объёме и темпе, адекватном творческой индивидуальности; проявление образовательной активности в выборе образовательной области для освоения не предусмотренных основными образовательными программами знаний; участие в социальной деятельности, социальном проектировании, исследовательской деятельности, в освоении и создании культурных ценностей; организацию досуга в соответствии со своими интересами. Ценность дополнительного образования определяется направленностью на создание условий, благоприятных для получения ребёнком образования по актуальных для него направлениям, поэтому образовательная деятельность учреждений дополнительного образования детей должна находиться в состоянии постоянного обновления с учётом интересов детей, общества и государства, чтобы удовлетворять постоянно изменяющиеся потребности. Система дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе и выступает гарантом поддержки и развития разных категорий детей. Затраты бюджетов всех уровней на дополнительное образование детей являются долгосрочными инвестициями в будущее развитие российского общества и государства, кадровый потенциал интеллектуального, научно-технического, творческого и культурного развития общества; профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, других асоциальных проявлений в детской и подростковой среде [7,23]. Дополнительное образование детей по своему содержанию охватывает все сферы жизнедеятельности человека и реализуется в неограниченном образовательными стандартами пространстве, в силу чего оно рассматривается как поле расширения возможностей развития личности, является абсолютно добровольным, не связанным с возрастным цензом обучающихся, с получением образовательных сертификатов, с обязательностью программных требований, с образовательными стандартами, с жестким режимом занятий и т.д. Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции [12].
Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, формирования социальных компетенций и развития творческих способностей детей в области научно-технической, художественной, эколого-биологической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической, естественно-научной и другой образовательной деятельности, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями. В учреждениях дополнительного образования детей более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствие этого - накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии; получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни. Нельзя не отметить, что за последние годы был осуществлен реальный качественный рост системы дополнительного образования, которая динамично развивается, несмотря на объективные трудности. Осмысление феноменологических характеристик дополнительного образования детей позволяет сделать вывод о его сущностной инновационности, так как оно осуществляется по не исследованным и не осмысленным наукой законам. Но главная проблема заключается в том, что деятельность государственной системы дополнительного образования детей, при всей ее уникальности, должна подчиняться общим законодательным и нормативным требованиям для образовательной системы. Поэтому в настоящее время остро стоит вопрос регламентации деятельности учреждений дополнительного образования детей на основе нормативной базы, находящейся в состоянии интенсивной разработки. Активизации этого процесса в настоящее время способствует происходящая в российском образовании модернизация, предполагающая обоснование нового государственного стандарта общего образования. Признание стандарта нового поколения инструментом реализации государственной политики в области образования на основе общественного договора позволяет приступить к разработке стандарта дополнительного образования детей (как системы требований) при сохранении специфических характеристик этого феномена. Современная ситуация в образовании актуализирует роль дополнительного образования детей на современном этапе, требует его разноуровневой проработки с учётом современных тенденций развития национальной образовательной системы России. Но, к сожалению, данный образовательный феномен рассматривается через призму школьного образования, что не способствует его развитию, не позволяет использовать уникальные возможности и накладывает отпечаток вторичности. Исходя конкретизации качественных характеристик дополнительного образования детей и опираясь на существующие государственные документы, можно высказать некоторые рекомендации по использованию в практической деятельности потенциала дополнительного образования детей, имея в виду как необходимость формирование готовности педагогического сообщества к профессиональной деятельности с их учетом. Центральное место должны занять разработка и реализация инновационных образовательных программ дополнительного образования детей, гибких и вариативных, стимулирующих творческое развитие детей и приобщающих их к научным исследованиям; внедрение современных информационных технологий, вне которых немыслима реальная инновационная деятельность в образовании; усиление воспитательного компонента в образовательных программах и разработка комплексных воспитательных программ, охватывающих всю работу учреждения на основе четкого и точного выбора приоритетных целей воспитательного процесса и адекватных современному состоянию российского общества средств Внимание законодательной власти к вопросу, который все еще находится на периферии общественного сознания, вселяет уверенность, что в дополнительном образовании детей начинается новый этап. Есть надежда на то, что дети России будут иметь возможность на получение образования, отобранного в не ограниченном государственными образовательными стандартами пространстве жизнедеятельности человека на основе принципов информационной безопасности, духовности и нравственности, присущих многонациональной культуре России. Дополнительное образования детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе: оно социально востребовано, обладает особым потенциалом, позволяющим все большему числу детей с разными способностями, возможностями и интересами успешно адаптироваться к современному социуму, реализовывать себя в условиях интенсивного развития современных технологий, самоопределяться личностно и профессионально. Надеемся, что сегодня, когда страна проводит модернизацию системы образования, прошлый опыт будет востребован и послужит делу совершенствования сферы дополнительного образования детей как уникального пространства детства, не имеющего аналогов в мире. Одним из видов внешкольного образования является ДО организуемое внешкольными учреждениями. Основоное их предназначение – удовлетворять постоянно изменяющиеся, индивидуальные ск и образовательные потребности. Данные образовательные учреждения призваны: создавать условия для творческой самореализации личности, концентрировать внимание на индивидуальности каждого, ориентировать свою деятельность на интересы учеников к различным сферам жизни. Создание сферы ДОД является составной частью реформы образования в России. Превращение внешкольных учреждений в учреждения ДО позволило повысить эффективность образовательной СКД.
Образование есть синтез обучения и учения (индивидуальной познавательной деятельности). Воспитание и самовоспитание, развитие и саморазвитие, взросление и самореализация. Основной путь получения образования – обучение в системе различных учебных заведений. В сфере СКД образование выступает как необходимое условие повышения уровня знаний населения, формирование профессиональной карьеры человека.
В структуру СКД входят ступени образования: дошкольное, школьное, дополнительное, средне-профессиональное, профессиональное, вузовское и т.д.
Эффективность образования СКД в учреждениях ДО во многом зависит от методики организации этого процесса.
Она включает: 1) изучение спроса населения на доп. услуги. 2) Обеспечение материально-технической базы. 3) Создание психолого-педагогичской среды, наличие взаимодействий педагога и ребенка. 4) Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса. 5) Подбор и расстановка педагогических кадров. 6) Интеграция общего доп. обрзования. 7) Организация конференций, семинаров, курсов повышения квалификации.
ДО вид образования самостоятельный и самоценный.