Коллективный способ обучения (КСО)
Психологи утверждают: эффективность произвольного запоминания материала в студенческом возрасте может быть оценена такими критериями: читает — 10%, слышит — 20%, видит — 30%, видит и слышим — 50%, обсуждает — 70%, опирается на опыт — 80%, обучает других — 95%.
Этим объясняется высокий интерес педагогов к такой образовательной технологии, как взаимообучение в коллективе. Она имеет и другие названия: «организованный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения (КСО)». В основе данной технологии лежит работа в парах переменного состава.
В начале XX века русский педагог Александр Григорьевич Ривин сделал педагогическое открытие —самообучение в парах сменного состава.
В основе технологии А.Г. Ривина лежат три принципа:
1) «кит первый» — общение. Принцип: «Обучение есть общение»;
2) «кит второй» — принцип полиморфизма: человеку свойственно обогащать других своей уникальностью, при этом обогащаться самому, учась у других, перенимая знания и качества других людей;
3) «кит третий» — единство речевой и мыслительной деятельности: одна всегда является «катализатором» для другой.
Рассмотрим методику А.Г. Ривина детально. Работая в паре на уроке географии, ученики обучают друг друга. Допустим, Петров должен обучать Васечкина теме «Рельеф Африки», а Васечкин Петрова — теме «Климат Африки». Сначала Петров разбивает свой параграф на небольшие пункты (абзацы), объясняет Васечкину первый пункт и проверяет уровень его понимания (предлагает контрольные вопросы, задачу или схему). Если у Васечкина есть затруднения, то Петров помогает ему, еще раз объясняя содержание своего пункта. После этого Васечкин пишет себе в тетрадь название пункта (не содержание этого пункта, а только его название!). Далее Петров излагает для Васечкина содержание второго пункта темы, объясняет, учит, проверяет уровень понимания. Васечкин пишет в тетрадь формулировку второго пункта плана, и они переходят к третьему пункту темы. Таким образом, Петров по пунктам плана, по частям учит Васечкина теоретической части темы и тут же предлагает ему практические задания, а у Васечкина в тетради появляется подробнейший план темы. После этого напарники меняются ролями. Теперь Васечкин таким же образом учит Петрова своей. В итоге Петров осваивает теоретическую часть, решает задачи, и у него появляется подробнейший план этой темы.
На последнем этапе напарники дают друг другу задачи по своим темам, решают их самостоятельно и проверяют друг у друга. На этом работа в паре заканчивается, и напарники расходятся. Теперь как Петров, так и Васечкин может при необходимости обучить любого третьего ученика как теме «Рельеф Африки», так и теме «Климат Африки». То есть знания каждого за урок удвоились.
На следующем уроке Васечкин, освоивший с помощью Петрова тему «Рельеф Африки», сам преподает ее, скажем, Чижикову, а Чижиков ему преподает тему новую тему: «Внутренние воды Африки». Петров, освоивший с помощью Васечкина тему «Климат Африки», преподает ее ученику Пыжикову, а Пыжиков знакомит его с темой «Растительный и животный мир Африки».
И так ученики по очереди обучают друг друга своей теме, одновременно усваивая другую. В результате каждый ученик осваивает полный комплект тем по разделу «Африка», о чем будет свидетельствовать в его тетради серия планов каждой темы.
Последователь Ривина, профессор Виталий Кузьмич Дьяченко развил его технологию дальше и свой вариант назвал: коллективный способ обучения (КСО).
КСО — это такая организация учебного процесса, при которой ребенок выступает то в роли ученика, то в роли учителя, и которая интегрирует все существующие формы учебной деятельности:
— коллективную (каждый учит каждого);
— групповую (один учит многих);
— парную (один учит другого);
— индивидуальную (через письменную речь).
Механизм реализации КСО.Коллективные учебные занятия (КУЗ) совершенно не похожи на обычные уроки. Тут действует особый режим и расписание работы. Так, урок спаренный (90 минут).
1-й этап. Учитель выбирает (или составляет) несколько ключевых абзацев изучаемой темы. Предлагает ученикам а течение 2—3 минут разобраться в содержании первого абзаца, озаглавить его. Эту работу ученики выполняют работая в паре, каждый со своим соседом по парте. Здесь важно, чтобы ученики научались совместно обсуждать, выдвигать разные гипотезы (версии, варианты), аргументировать свои утверждения, совместными усилиями находить подходящий вариант. Далее учитель организует общегрупповое обсуждение – он спрашивает учеников, какие появились варианты заглавий абзаца (удобно их зафиксировать на доске), предлагает им аргументировать предложения и отнестись к предложениям других, устраивает дискуссию между учениками. На основе этой дискуссии учитель раскрывает определенную часть темы. Таким же образом организуется работа по изучению остальных абзацев.
2-й этап. После того, как ученики приобрели определенные навыки проработки и озаглавливания абзацев, можно предложить ученикам изучить и озаглавить не отдельные абзацы а всю тему. Ученики, по-прежнему работая в постоянных парах, изучают новую тему, прорабатывая каждый абзац и озаглавливая его. В итоге у учеников появляется подробный план темы. Далее учитель организует общегрупповое обсуждение, в ходе которого сопоставляются составленные учениками планы темы, проверяется правильность усвоения содержания темы.
3-й этап. Часть учеников изучает в постоянных парах одну тему вторая — другую. Далее образуются пары учеников из первой и второй групп. В новых парах ученики обучают друг друга. В конце организуется общегрупповое обсуждение по обеим темам.
4-й этап. Учитель предлагает ученикам дома изучить новую тему. При этом разным ученикам предлагаются разные темы. А в классе, ученики, обучая друг друга в парах сменного состава, осваивают всю программу.
В малокомплектной сельской школе или в одной параллели большой школы можно применить такую модификацию КСО. Вместо одного учителя работает кооперация учителей, каждый из которых может выполнять разные функции, в том числе: контролера, технолога, координатора, консультанта, учителя. Весь коллектив школы (параллели) — 60-80 человек — делится на несколько сводных отрядов.
В каждом отряде изучается свой раздел одного и того же предмета или даже разные предметы по методике А.Г. Ривина. Каждый ученик движется к цели своим темпом. Как только ученик осваивает все темы внутри своего отряда, он поступает в распоряжение кооперации учителей, которая определяет, в какой сводный отряд направить ученика для дальнейшей работы. Учителя для каждого ученика разрабатывают примерные маршруты прохождения программного материала.
При КСО не ведутся обычные классные журналы. Учет знаний в классе проводится в форме экрана успеваемости:
Ф. И. О. учащегося | Темы | ||||
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | |
Иванов И. | + | + | |||
Петров П. | + | + | + | + | |
Сидоров С. | + | + | |||
Семенов С. | + | + | + |
Преимущества КСО перед традиционным обучением:
1) учащиеся лучше овладевают материалом (по принципу: «пока объяснял, сам все понял»);
2) включенность каждого ученика в образовательный процесс, отсутствие на уроке «отсиживающихся» учеников;
3) педагогизация ученической среды: каждый ученик может попробовать себя в роли учителя; некоторые ученики открывают в себе педагогические способности;
4) педагог высвобождается от фронтальной работы с классом и получает возможность работать с учащимися, нуждающимися в индивидуальной помощи.
Вопрос №14.
Учебная информация
Организация работы по технологии «Пила», или «Мозаика»:
Класс делится на малые группы с равным числом участников. Если остаются «лишние» ученики, они получают индивидуально задание или выступают в роли помощников учителя.
1. Все малые группы получают для изучения одну и ту же тему. Это может быть статья в распечатке или параграф учебника. Тема делится на части по числу участников малой группы. Каждый участник получает свой фрагмент материала и обязан основательно его изучить, стать «экспертом» по данному частному вопросу темы.
2. После того, как «эксперты» индивидуально поработали над своими вопросами, организуются «встречи экспертов»: малые группы временно распадаются, и эксперты, изучающие один и тот же вопрос, но относящиеся к разным малым группам, сходятся вместе, коллективно обсуждают свой вопрос, выясняют трудные места, при необходимости получают консультацию учителя.
3. Затем «эксперты» расходятся по своим малым группам. В каждой группе «эксперты» последовательно выступают с докладами, каждый по своему вопросу. Остальные случают, спрашивают, уточняют. Каждый «эксперт» добивается ясного понимания своего вопроса остальными участниками малой группы.
4. По окончании работы в малых группах учитель дает тест по всей теме. Каждый ученик выполняет этот тест индивидуально. Таким образом, реализуется принцип индивидуальной ответственности: учимся вместе, педагогический контроль проходим индивидуально. После проверки учителем тестов становится ясно, «эксперты» какой группы поработали лучше, а какой ― хуже.
5. Занятие завершается коллективной рефлексией.
Организация работы по технологии «Учимся вместе»:
1. Класс делится на малые группы с числом участников 4—6. Здесь, в отличие от методики «пила», не так строго требуется соблюдать равное число участников в малых группах.
2. Все малые группы получают для изучения одну и ту же тему. Но, в отличие от технологии «пила», тема не делится между участниками группы, а распределяются функциональные роли участников в группе:
а) лидер, или организатор (осуществляет общее руководство работой группы);
б) докладчик, или эксперт (он делает доклад по всей изучаемой теме);
в) художник, или редактор (готовит наглядные пособия для докладчика по его заказу; по окончании работы оформляет красочный отчет, или афишу);
г) «пониматель» (его задача — задавать вопросы докладчику, уточнять сказанное им, требовать примеров, сомневаться, высказывать встречные гипотезы и тем самым добиваться ясного понимания темы всеми участниками группы);
д) протоколист-хронометрист (ведет учет времени, а также фиксирует наиболее интересные высказывания, вопросы докладчику, идеи, гипотезы, находки и т. п.);
е) «шутник» (поддерживает всех участников, насыщает атмосферу юмором, шутливо комментирует высказывания участников, подбадривает их).
На протяжении отпущенного времени докладчик основательно изучает тему, остальные только знакомятся с темой. Художник готовит наглядность.
3. Собственно групповая работа: в каждой малой группе докладчик делает доклад, сопровождая его наглядностью, «пониматель» и остальные обращаются к докладчику с вопросами («пониматель» делает это по обязанности, остальные — по желанию), словом, каждый исполняет свою роль.
4. По окончании работы в малых группах все ученики класса в индивидуальном порядке выполняют тест по всей теме.
5. После проверки теста организуется рефлексивное обсуждение проделанной работы. Оформляется красочный отчет (афиша).
Функции педагога в работе по технологиям кооперативного обучения:
1. До урока:
а) готовит учебный текст, разбивает его на части, делает нужное количество распечаток;
б) готовит помещение, расставляет мебель так, как нужно для работы малых групп;
в) обеспечивает для участников групповой работы необходимые принадлежности — ручки, карандаши, фломастеры, маркеры, бумагу, ватман, лабораторное оборудование и т. п.;
г) по возможности, до урока распределяет роли в группах. Желательно также, чтобы «эксперты» проработали свои вопросы до урока, это позволит сэкономить полезное время урока);
д) готовит дидактический тест по изучаемой теме и распечатывает его в нужном количестве экземпляров.
2. Во время урока:
а) мотивирует учащихся к групповой работе (например, обращается к школьникам с прочувствованным словом);
б) напоминает порядок работы, организует учащихся к работе;
в) во время групповой работы посещает каждую малую группу, каждую встречу «экспертов», участвует в обсуждении, задает вопросы, обращает внимание на трудные моменты, дает необходимые разъяснения;
г) по окончании групповой работы проводит тестирование учащихся и проверяет результаты выполнения тестов;
д) организует рефлексивное обсуждение проделанной работы: с участниками групповой работы прогнозирует дальнейшую деятельность в группах с учетом отмеченных успехов и недостатков, обозначившихся интересов; организует оформление творческого отчета (афиши).
3. После урока: следит, чтобы все учащиеся убрали свои рабочие места, навели порядок в аудитории.
Составьте примерный перечень творческих продуктов, которые могут быть созданы школьниками в процессе изучения конкретной учебной темы. Это может быть художественное произведение (сочинение-миниатюра, стихотворение, рисунок, песня, инсценировка), результат технического творчества (чертеж, модель, макет) или учебного исследования (отчет, практические рекомендации, рецензия, экспертное заключение, тематический бюллетень, трактат в миниатюре), разработка ученика в роли учителя (дидактическая игра, дидактическая сказка, дидактический спектакль, авторское наглядное пособие и т. п.). При этом важно помнить: творческий образовательный продукт – не ремесленническая поделка, в его основе должна лежать «выношенная» учеником идея, догадка, гипотеза, образ, вывод, аргумент, обладающая субъективной (для самого автора) или объективной (для окружающих) новизной.
Вопрос №15.