Юридическая техника нормативных правовых актов
Ее задача в адекватном, рациональном изложении нормативного правового материала. Безусловно, составитель нормотворческого документа должен максимально избегать пробелов, противоречий, излишнего дублирования. Неясность содержания, нерациональное использование многозначных слов и оборотов ведет к снижению эффективности правового регулирования. Задача нормотворческих органов адекватно урегулировать фактические отношения, подобрать и "встроить" в правовое регулирование наиболее актуальные логико-языковые средства правового регулирования.
Требования к качеству нормативных правовых актов. Условием успешной подготовки нормативных правовых актов является обеспечение надлежащего качества проектируемых норм. Речь идет о достижении высокого уровня совершенства их юридической, языковой, логической и социальной сторон.
Качество проекта нормативного правового акта, его юридическая, языковая, логическая и социальная составляющие предполагают его соответствие следующим требованиям: нормативность; полнота; конкретность; системность; точность; ясность; простота; краткость (экономичность).
Все проектируемые нормы права должны обладать нормативностью: 1) регулировать соответствующий вид (сторону) общественных отношений, а не конкретное правоотношение; 2) предусматривать длительное действие, не исчерпываемое их однократным исполнением; 3) факты и субъекты регулируемых отношений обозначать при помощи абстрактных терминов, ("юридическое лицо", "налогооблагаемая база", "унитарные предприятия" и др.).
Полнота нормативно-правового регулирования означает, что в нормативном правовом акте закреплены все необходимые признаки регулируемого правоотношения - каждая норма права имеет полную конструкцию (гипотезу, диспозицию и санкцию) либо содержит отсылки к иным нормативным правовым актам, в которых содержатся отсутствующие в ней элементы и механизм ее реализации в конкретных отношениях.
Нормы права должны отвечать такому требованию юридической техники, как конкретность, т.е. отражать специфические, наиболее характерные признаки регулируемого правоотношения таким образом, чтобы в процессе реализации нормы права без труда можно было определить правовые отношения, подпадающие под сферу ее действия. Конкретность нормы права является необходимым ее условием качества, ибо любая норма права может действовать только в строго ограниченной сфере, определяемой предметом ее правового регулирования. Определенность нормы права играет решающую роль при юридической классификации, когда участники правоотношений или правоприменители пытаются определить юридическую природу соответствующих отношений, действий, поступков и установить субъективные права и субъективные обязанности тех или иных лиц.
Требование системности означает, что создаваемые нормы права не должны противоречить другим предписаниям нормативного правового акта, а также действующим нормам права. Нормоустановитель должен стремиться к тому, чтобы подготовленные нормативные новеллы представляли собой органичную часть единого целого - системы права Российской Федерации, были последовательно согласованы со всеми ее компонентами (институтами, отраслями права). Иначе неизбежны логические, языковые и другие дефекты системы права, например, коллизии норм - ситуации, когда в системе действующих норм по одному и тому же вопросу действуют два и более противоречащих друг другу нормативных правовых предписаний*(139).
Принцип точности означает, что нормативные правовые предписания, сформулированные в тексте нормативного правового акта, соответствуют воле законодателя и обеспечивают их однозначное восприятие всеми заинтересованными лицами.
Определенность нормативного правового текста обеспечивается, прежде всего, тем, что правовые предписания формулируются по возможности фразеологическими оборотами, не допускающими двусмысленного толкования, а юридические, экономические, педагогические и иные специальные термины используются в их общепринятом значении.
Точность нормативного языка должна органично сочетаться с его ясностью и простотой. Требование ясности означает, что в нормативном правовом акте использованы языковые средства, доступные для понимания всех заинтересованных лиц. Критерий простоты означает отсутствие в законе и других нормативных правовых актах сложных, громоздких предложений (так называемых "длиннот"), сложных языковых оборотов.
Краткость как требование юридической техники, означает, что в нормативном правовом акте должны отсутствовать лишние слова, повторы, многословия, детальное (казуальное) описание предметов и явлений.
Проекты нормативных правовых актов, их нормы должны соответствовать требованию социально-экономической обоснованности*(140). Соответствовать уровню развития общества (экономическому, социальному, культурному), а при выборе вариантов правового регулирования учитывать возможные пути совершенствования общества, происходящие в нем социальные процессы.
Одним из важных показателей социальной обоснованности норм права является их эффективность, под которой в юридической литературе чаще всего понимают степень достижения целей нормативного правового акта в процессе его реализации. Действующий нормативный правовой акт неизбежно приводит к социально-полезным результатам - упрочению правового порядка, созданию реальных юридических гарантий реализации прав граждан и др. Эффективное действие нормативных правовых актов обеспечивается закреплением ими таких правовых средств, которые позволяют полностью нейтрализовать действие негативных социально-правовых факторов и усиливают действие позитивных социально-правовых факторов.
Рассмотренные требования позволяют оценить, насколько тот или иной нормативный правовой акт нормотворческого органа является качественно совершенным и способным осуществлять эффективное регулирование общественных отношений. При этом нужно иметь в виду, что качественно совершенный акт должен обладать всеми необходимыми свойствами источника права и, прежде всего, быть принятым в пределах компетенции правотворческого органа.
1.3 Структура юридической техники
Большинство исследователей юридической техники выделяют в ее структуре такие элементы, как методы, правила, приемы и средства.
Методы и правила юридической техники представляют собой научно-техническую базу юридической техники, то самое научно-техническое знание, которое появляется в результате преломления знания теоретического через призму практических потребностей.
Методы юридической техники можно рассматривать как активные, деятельные составляющие ее научно-технической базы, то есть собственно познание. Следующую ступень занимают принципы формальной логики, затем следуют правовые методы - социолого-правовой, сравнительный, историко-правовой и другие, которые для юридической техники не менее важны, чем общенаучные.
Вершину этой пирамиды занимает собственно комплексный юридико-технический метод, который заключается в использовании юридической техникой отдельных методов различных неюридических наук: лингвистики, семантики, информатики, нетрадиционных логик (например, модальной) и пр. Методы этих наук выступают в данном случае в единстве, что обуславливается задачами правотворчества.
Правила юридической техники - это производные от методов элементы, в которых воплощены уже познанные, исторически и практически подтвержденные методологические закономерности юридической техники, выраженные в форме конкретных требований к деятельности по выработке формы правового акта. Правила юридической техники подразделяются на три относительно самостоятельные группы - лингвистических, логических и гносеологических правил. Очевидно, что при помощи методов юридическая техника получает и аккумулирует новое знание, необходимое для решения стоящих перед ней задач. А в правилах юридической техники это знание воплощается в качестве своего рода стандарта деятельности правотворца.
Приемы юридической техники следует отнести к уровню технической деятельности, то есть к технологическому звену.
А. Нашиц отмечает: "Следует признать, что существует стадия собственно технического построения норм с присущими ей техническими средствами и приемами". Это и есть технологическая стадия, когда научно-техническое знание начинает применяться к объекту, т.е. возникает определенного рода деятельность. Соответственно, прием юридической техники можно определить как действие уполномоченного субъекта по реализации юридико-технического правила (операцию).
Классификации приемов юридической техники, имеющихся в литературе, достаточно разнообразны. О них мы поговорим в следующей главе.
Наконец, средства юридической техники следует расценивать в качестве технических устройств, своего рода агрегатов, деталей, благодаря которым и создается конечный продукт - текст правового акта.
Наличие таких технических устройств, орудий труда - непременный атрибут всякой техники. В материальном смысле подобных орудий труда в юридической технике мы не наблюдаем, однако это не означает, что их нет вообще. Они присутствуют там, но не в материальном, а в идеальном виде, именно в виде средств юридической техники. По справедливому суждению В.С. Степина, «в области права техническими средствами являются, в частности, юридические конструкции, терминология...» Воеводин Л.Д. Юридическая техника в конституционном праве // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право. - 2007. - № 3. - 255 с.. При этом вряд ли правильно мнение, высказанное, в частности, А.А. Ушаковым, согласно которому наличествуют и материальные средства юридической техники - «кибернетические устройства, чернила, бумага». Ведь эти устройства позволяют не столько выработать содержание правового акта, сколько придать ему форму конкретного материального носителя, создать не столько документ, сколько экземпляр документа.
Средства юридической техники крайне разнообразны. О них мы так же расскажем чуть позже.