Аэрогидродинамические шумы
Аэрогидродинамические шумы обусловлены нестационарными процес-сами в газовых и жидких средах. По природе образования они делятся на не-сколько видов.
Вихревой шум – возникает в результате вихреобразования у твердых гра-ниц потока – обусловлен турбулентностью в пограничном слое у стенок кана-
ла (рис.2.8) и срывом вихрей при обтекании тел (рис.2.9). За обтекаемым телом образуется вихревой след. Интенсивность вихреобразования зависит от обте-каемости тела и угла α (угол атаки) составленного направлением потока и хор-дой профиля тела (см. рис.2.9).
Рис. 2.8. Вихреобразование в пограничном слое у стенок канала.
Рис.2.9.Схема возникновения вихреобразования при обтекании потоком твердого тела.
Интенсивность вихревого шума зависит от формы размеров тела, от ско-рости набегающего потока u. Он имеет сплошной спектр, располагающийся в широкой области звуковых частот. Частота вихревого шума определяется час-тотой срыва вихрей с поверхности обтекаемого тела и может быть найдена из выражения
u | ||
f = Sh D sinα | , | (2.10) |
где Sh = f D/u – число Струхаля;
D – геометрический параметр тела, имеющего профиль с хордой b и мак-симальной толщиной δ (D = bsinα + δcosα);
α – угол атаки (рис.2.9)
Число Струхаля определяется экспериментально для тел различной формы и может быть найдено по числу Рейнольдса (Re = uD/ν) из соотношения
Sh=0,195(1 – 20,1 / Re) | (2.11) |
Для обтекаемых пластин и цилиндров Sh = 0,18 – 0,20.
Если на частоте определенной по (2.10) длина волны намного больше раз-меров тела (λ>>D), то акустическая мощность шума пропорциональна шестой степени скорости
W ~ | ρ | (C | Sh)2 u6 | D2 | (2.12) | ||
c3 | x | ||||||
здесь Сх – аэродинамический коэффициент лобового сопротивления, учиты-вающий геометрическую форму обтекаемого тела.
Вихревой шум имеет выраженную дипольную характеристику направ-ленности в виде восьмерки (см. п.1.2.2). На расстоянии r от источника интен-сивность вихревого шума определится по формуле
I = 0,24 W cos2θ / r2, | (2.13) |
где θ – угол наблюдения, отсчитываемый от перпендикуляра к направлению потока.
Приведенные выше формулы можно использовать и для характеристики шума срыва пограничного слоя вблизи стенок труб и каналов. Вихревой шум, возникающий в каналах, может передаваться по рабочему телу, как в атмосфе-ру, так и на стенки механизма, которые в этом случае порождают звуковые вибрации других частей механизма и воздушный шум. Если частота срыва вихрей совпадает с частотой собственных колебаний обтекаемого тела, могут возникнуть интенсивные резонансные вибрации тела.
Источниками вихревого шума являются воздуходувные машины, насосы, воздуховоды, трубопроводы.
Шум вращения – образуется в машинах с вращающимися рабочими коле-сами (насосы, вентиляторы, пропеллеры, турбины). Лопасти колеса поперемен-но рассекают рабочую среду, вызывая чередующиеся разряжения и сгущения потока. Частота этого шума пропорциональна частоте вращения рабочего коле-са и количеству лопастей z
f = nz / 60, | (2.14) |
здесь n – количество оборотов колеса в минуту.
Распространение шума вращения в пространстве неравномерно. Вдоль оси вращения колеса шум почти отсутствует, а максимум наблюдается в на-правлении составляющим с направлением потока угол 65 – 75о.
Шум неоднородности потока возникает при взаимодействии неоднород-ного потока с твердыми телами (рабочим колесом вентилятора или насоса, про-пеллера). Он имеет силовое происхождение и носит дипольный характер. При обтекании лопаток турбулентным потоком на них возникают дополнительные силы реакции, вызванные различием значений скорости набегающего потока по всей плоскости колеса. Эти силы и вызывают шум. Частота обусловленного не-однородностью потока шума также определяется количеством лопаток и чис-лом оборотов колеса или пропеллера, т.е. по формуле (2.14).
Сиренный или объемный – шум, возникающий при периодическом вы-пуске газа в атмосферу – (сирена, ротационная воздуходувка, винтовые насосы и компрессоры, пневматические двигатели, шум выпуска и впуска ДВС). Аку-стическая мощность зависит не только от числа оборотов n, но и от размера выпускного отверстия d
W ~ n4 d2 | (2.15) |
Этот тип шума носит монопольный характер и имеет выраженные дис-кретные составляющие, частота которых
f = nzmi / 60, | (2.16) |
где z – число отверстий, m – количество выхлопов, i – номер гармоники.
Для одноцилиндрового двухтактного ДВС m = 1; для четырехтактного m = 2.
Шум отрывных течений – обусловлен пульсациями границ вихревых зон,образующихся при обтекании препятствий, в том числе и в местных сопротив-лениях каналов (рис.2.10).
а – резкое расширение (диффузор); б – разветвление (тройник); в – поворот (колено); г- препятствие на стенке канала
Рис. 2.10. Вихреобразование в пограничном слое у стенок канала.
Шум отрывных течений является широкополосным, как и вихревой шум. Его спектр и интенсивность зависят от скорости потока, вида местного сопро-тивления, размеров канала и препятствий.
Шум струи – возникает при перемешивании потоков, имеющих различ-ные скорости (струйные течения, выбросы сжатого воздуха), имеет квадру-польный характер. При истечении газового потока вследствие разности стати-ческого давления на срезе сопла и в окружающей среде возникают вихри (рис.2.11), срыв которых приводит к пульсациям давления, а следовательно к звуку. Стекая по потоку, вихри сливаются и укрупняются. По мере удаления от
среза сопла структура струи меняется – зона смешения с окружающей средой расширяется, и скорость потока постепенно уменьшается.
Рис. 2.11. Схема вихреобразования на срезе сопла
Акустическая мощность струи существенно зависит от режима истечения
– дозвуковое или сверхзвуковое. Для характеристики режима используют один из аэродинамических параметров подобия – число Маха, которое определяется отношением скорости потока и к местной скорости звука с, т.е. М = ис/ с. Для дозвуковых течений (М < 1)
ρ 2 u6 D2
W = k( M ) , (2.17)
ρc2
где k(M) – коэффициент Лайтхилла, зависящий от М; ρс – плотность струи;
D – диаметр сопла;
ρ – плотность окружающей среды.
При М < 0,3 коэффициент k(M) = const и принимается равным kо≈ 10-5. С увеличением скорости, при М > 0,5, k растет пропорционально квадрату М и формула (2.17) принимает вид
W = k | ρ 2 u8 | D2 | (2.18) | ||
c c | |||||
о | ρc | ||||
В диапазоне 0,5 < M < 1,5 коэффициент Лайтхилла kо=3.10-5 – 1,5.10-4. Меньшее значение соответствует холодным струям, верхнее – горячим струям реактивных двигателей.
Основная акустическая мощность излучается в начальном участке (рис.2.11), где при срыве вихрей и происходит генерация звука. На эту область приходится 65% общей звуковой мощности струи.
Спектр излучаемого струей шума зависит от расстояния вдоль струи. Вы-сокочастотные составляющие создаются первичными вихрями в начальном участке, а низкочастотные – крупными вихрями в зоне смешения струи. На Рис.2.12 приведен безразмерный третьоктавный спектр звуковой мощности струи в зависимости от числа Струхаля Sh = f D/uc.
Рис.2.12. Безразмерный третьоктавный спектр звуковой мощности струи
Характеристика направленности шума создаваемого струей подобен на-правленности излучения поперечного квадруполя (см. п.1.2.2), в виде сложив-шихся крыльев бабочки. Максимальное излучение для высоких частот наблю-дается под углом 90о от оси струи и 20о – для низких частот.
Шум сверхзвуковых течений, обусловленный скачками уплотнен ий, взаимодействующих с твердыми поверхностями или с атмосферным воздухом (шум самолета при переходе через звуковой барьер, шум распылителей, топоч-ных форсунок и т.п.).
Шумы при автоколебаниях упругих конструкций (хлопанье недостаточножестких стенок воздуховодов, "пение" гребных винтов, автоколебания в водо-разборных кранах и запорной арматуре при плохой конструкции или износе уплотняющих прокладок)
Шумы при неустойчивых течениях (поверхности раздела между подвиж-ным и неподвижным воздухом вблизи резонаторов; свисток, тонкая струя, на-бегающая на клин и др.) Возникают при обдуве полых тел, течениях газа по ка-налам, имеющим углубления, при движении автомобиля с открытыми окнами (инфразвук)
Кавитационный шум
Источником интенсивного шума является кавитация жидкости, возни-кающая на поверхности лопастей при высоких окружных скоростях и недоста-точном давлении на всасывании. Как правило, кавитационный шум появляется уже в ранней стадии кавитации. Даже малый очаг кавитации, практически не ухудшающий рабочих характеристик насоса, достаточен для того, чтобы вы-звать интенсивный шум.
Кавитационный шум возникает из-за потери жидкости прочности на раз-рыв при уменьшении в ней давления ниже определенного предела и возникно-вения в результате этого полостей (каверн) и пузырьков, заполненных парами жидкости и растворенными в ней газами, при захлопывании которых возникает звуковой импульс
Рис.2.10. Схема появления кавитации на лопасти рабочего колеса насоса. 1 – лопасть насоса; 2 – эпюра распределения разрежения по контуру лопасти; 3
– зона кавитации.
Кавитация возникает в тех точках потока, где вследствие разрежения происходит разрыв сплошности жидкости. В образовавшуюся каверну диффун-дирует растворенный в воде воздух, а при весьма больших разрежениях — во-дяной пар. В момент последующего захлопывания парового или газового пу-зырька (вследствие конденсации пара или растворения газа) частицы воды уст-ремляются к его центру в связи с чем давление резко повышается. Возникает звуковой импульс. имеющий ряд составляющих различной частоты, распола-гающихся преимущественно в области средних и высоких звуковых частот. Ввиду обилия высокочастотных составляющих кавитационный шум оказывает очень сильное воздействие на органы слуха.
Аналогичные явления имеют место в трубопроводах, где при отрывном обтекании колен и клапанов также образуются очаги кавитации.