Понятия проблемы, проблемной ситуации. Табличные и графич способы представления проблем: дерево проблем
Понятия проблемы, проблемной ситуации. Формулирование, оценка, обоснование проблемы. Построение алгоритма (декомпозиция проблемы). Классификация проблем.
Проблема есть неудовлетворительное состояние системы (организации, подразделения и т.п.), противоречие, требующее разрешения.
Проблема — это связь между двумя явлениями, содержащая противоречие и носящая деструктивный характер по отношению к целям организации.
Проблемные ситуации возникают в процессе познавательной деятельности субъекта, направленной на некий объект, когда субъект встречает какое-то затруднение, преграду. Преграда может быть самой различной природы: это и недостаток или несоответствие знаний, средств и способов их применения, и необходимость произвести какие-то неизвестные действия для достижения цели или сделать выбор между несколькими объектами и т
Если представить проблему как иерархически упорядоченную совокупность вопросов, то ядро проблемной ситуации – противоречия, установить иерархию которых и выявить центральное противоречие удается, как правило, только на уровне теоретической схемы проблемы.
Наиболее важные факторы, определяющие процесс формулирования проблемы, – методологические установки (разграничение старого и нового, проблемного знания, содержащегося в описании проблемной ситуации) и ценностные ориентации, в которых методологические установки выступают в качестве принципов запрета или нормы.
Таким образом, генезис проблемы представляет собой последовательную реализацию следующих процедур:
- описание проблемной ситуации (создание исходной совокупности знаний о проблеме);
- осмысление описания проблемной ситуации (установление смысла проблемной ситуации в структуре человеческой деятельности);
- формирование теоретической схемы проблемы (построение системы теоретических конструктов);
- формулирование проблемы (соотнесение теоретической схемы проблемы со структурой проблемной ситуации).
Однако нужно отдавать себе отчет в том, что на практике формулировки некоторых проблем не всегда позволяют увидеть причину и следствие, а также существо проблемы. В данном случае под проблемами понимаются противоречия, требующие разрешения; трудности по преодолению трудностей.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОБЛЕМ
По характеру проявления проблемы обычно подразделяются на повторяющиеся, аналогичные, новые и уникальные. По степени связности принято выделять комплексные и автономные проблемы. Следующий вид классификации проблем связывают с уровнем решения. Выделяют четыре уровня проблем и решений. Первый уровень — рутинные проблемы, рутинные решения. На этом уровне руководитель ведет себя в соответствии с имеющейся программой, почти как компьютер, распознающий ситуации и поступающий заранее предсказуемым образом. На этом уровне не требуется творческого подхода, поскольку все процедуры заранее предписаны. Второй уровень — селективные проблемы, инициативные решения. На этом уровне требуется доля инициативы и свободы. Результативность зависит от способности руководителя выбрать направление действий с максимальной вероятностью, что оно окажется приемлемым и эффективным. Третий уровень — адаптационные проблемы, новое решение известной проблемы. На этом уровне руководитель должен выработать творческое решение, которое в определенном смысле может быть абсолютно новым. Имеется набор проверенных возможностей и некоторые новые идеи.. Руководитель ищет новое решение известной проблемы. Четвертый уровень — инновационные проблемы, новое решение неизвестной проблемы. Проблемы сложные, требующие совершенно нового подхода. Наиболее современные и трудные проблемы могут потребовать для их решения создания новой отрасли науки или технологии.
Проблема, проблемная ситуация. Стадии жизненного цикла проблемы: зарождение, развитие, стабилизация. Пояснить понятия упреждающего проактивного управления, запаздывающего реактивного управления. Классификация проблем.
При анализе проблемы большое значение имеет определение, на какой стадии жизненного цикла она находится, от этого будет зависеть качество разрабатываемых решений. Если проблема находится на стадии зарождения, ее масштаб полностью не известен, принимаемое решение будет действовать по упреждению. В период устойчивого развития величина проблемы оказывает существенное негативное влияние на управленческую деятельность и вызывает массу негативных последствий; принимаемое решение будет действовать с опозданием и приниматься в «режиме тушения пожара». В период стабилизации развития проблемы, когда известны масштаб и последствия проблемы, решение будет приниматься в режиме реального времени.
Упреждающим управлением называется форма управления бизнесом, посредством использования возможностей интеллектуальных информационных технологий. В основе упреждающего управления заложена прогрессивная методика управления корпоративным бизнесом.
Данный термин относится к числу новых понятий, использующих современные средства и методы прогнозирования, мониторинга, планирования, анализа, моделирования сложных динамических систем и процессов оптимизации принятия управленческих решений.
К основным причинам малоэффективного порядка управления и возникающих ошибок в управлении является сложность взаимодействия бизнес объектов и недостаток известных данных и сопутствующих факторов в поиске оптимальных решений. В этом случае принятию управленческого решения помогают КИС (корпоративные интеллектуальные системы).
Одним из обязательных условий упреждающего (проактивного) управления в бизнесе является анализ поведения и тенденций рынка. Использование интеллектуальных технологий помогает предсказывать поведение бизнес системы руководителю корпорации на основе проанализированных и смоделированных моделей развития ситуации, с учетом ранее накопленных и текущих данных.
Понятия проблемы, проблемной ситуации. Табличные и графич способы представления проблем: дерево проблем.
Метод «дерева проблем» ориентирован на получение относительно устойчивой структуры проблематики
Дерево проблем позволяет представить значительный объем информации о проблематике менеджмента компактной форме.
Дерево проблем отлично справляется с задачами выявления и ранжирования имеющихся в организации проблем, а также с задачами классификации, т.е. распределения проблем по известным типам проблематики.
Дерево проблем позволяет наглядно увидеть соотношение и взаимосвязь различных типов проблематики.
• Дерево проблем помогает выделить центральную - корневую проблему менеджмента и отследить ее влияние на различные типы проблематики.
Имеется некое множество проблемных вопросов, составляющих проблематику менеджмента организации, это множество содержит конкретные проблемы, каждая из которых характеризуется определенными параметрами, которые указывают на принадлежность проблемы к определенному типу проблем.
Для построения «дерева проблем» необходимо разбить проблемное множество, ассоциированное с каждым типом проблем на подмножества, т.е. декомпозировать проблемы по их типам.
Последовательность построения «дерева проблем»:Выявить и сформулировать основную проблему менеджмента организации.
Выявить основное множество проблем организации.
Установить преобладающий тип проблемы.
Проанализировать соотношение и взаимосвязь различных типов проблем.
Разбить проблемное множество на подмножества.
Распределить полученные группы по типам проблем.