Глава 2. Практика развития аутсорсинга в мире и Беларуси
Мировой опыт развития аутсорсинга
На мировом рынке лидером в потреблении услуг аутсорсинга (по данным на 2001 г.) являются США (доля мирового рынка 36%), Западная Европа (29%) и Япония (13%). Удельный вес компаний США, передающих какие-либо функции или бизнес-процессы аутсорсерам, составил в 2005 г. 86% против 52% в 1999 г. Объем продаж услуг на рынке аутсорсинга США увеличился в 2001—2005 гг. более чем в 3 раза.
В табл. 2.1 и на рис. 2.2. представлены данные о развитии европейского рынка услуг аутсорсинга.
Таблица 2.1. Развитие европейского рынка услуг аутсорсинга по странам (2001-2005 гг.)
Страна | Развитие рынка, млн долл. | ||||
Рост 2001-2002, % | Рост 2002-2005, % | ||||
Европа | |||||
Франция | |||||
Германия | |||||
Великобрит. | |||||
Италия | |||||
Швеция | |||||
Дания | |||||
Норвегия | |||||
Финляндия | |||||
Нидерланды | |||||
Бельгия | |||||
Испания | |||||
Швейцария | |||||
Австрия | |||||
Португалия | |||||
Греция | |||||
Ирландия | |||||
Восточная Европа |
Рисунок 2.2. Развитие европейского рынка услуг аутсорсинга по отраслям
Тенденции к расширению европейского рынка услуг аутсорсинга усиливаются. По подсчетам аналитиков, за последний квартал 2010 г. в Европе было заключено больше контрактов об аутсорсинге, чем за любой другой период, начиная с 2000 г. Как отмечают ведущие консультанты, «необходимость снижать затраты заставляет европейские компании переступить через свое нежелание поручить часть своего бизнеса субподрядчикам». По мнению специалистов компании Technology Partners International {TPГ), консультирующей почти 20% мировых аутсорсинговых контактов, в немецкой экономике, крупнейшей на данный момент в Европе, в тенденции по передаче бизнес-процессов полностью «третьей стороне» лидируют банки. Общие доходы от аутсорсинга за первые 9 месяцев 2009 г. утроились по сравнению с тем же периодом 2008 г. На долю Германии уже приходится 13% общемирового рынка аутсорсинга, выросшего на 3,4% по сравнению с 2008 г.
Наиболее динамично развивается рынок аутсорсинга бизнес-процессов. На мировом рынке ВРО в настоящее время доминируют 6 американских компаний — IBM, Accenture, EDS, Affiliated Computer Services, Computer Sciences и HP. Однако перспективы роста на этом рынке ведут к увеличению числа европейских компаний, переключающихся на этот бизнес с традиционного IT-аутсорсинга. Среди таких компаний — Bayer Business Services, выделившаяся из структуры производителя медикаментов и химических препаратов концерна Bayer AG, а также компания SAP, на чьей технологической платформе основаны предложения многих европейских аутсорсинговых компаний. Тенденции к развитию комплексных предложений по аутсорсингу бизнес-процессов на основе использования информационных технологий, совершенствование технологической базы аутсорсинга бизнес-процессов, стандартизация бизнес-процессов, унификация требований к поставщикам услуг аутсорсинга позволяют говорить об аутсорсинге бизнес-процессов как о «завтрашнем дне» методологии аутсорсинга в теории и практике менеджмента организации.
В Японии аутсорсинг является важной частью деловой практики. Согласно исследованию, проведенному Министерством внешней торговли и промышленности Японии, аутсорсинг в стране использовался для решения следующих задач: обучения кадров — 20,1% (общего числа опрошенных фирм), управления информационными системами — 19,7, выполнения производственных процессов — 17,4, выполнения бухгалтерских операций — 14, НИОКР — 13,7%. По данным этого министерства, свыше 70% компаний, использовавших аутсорсинг для повышения степени специализации, максимизации эффективности операций и снижения издержек, достигли поставленных целей.
Индия лидирует среди поставщиков IT-аутсорсинга, так как имеет большое англоязычное население и высокий уровень образования молодежи. Индийские компании давно и успешно внедряют западные модели ведения бизнеса. Индийская IT-индустрия переживает гигантский подъем, вбирая в себя целые куски инфраструктуры транснациональных компаний. Традиционный индийский сектор рынка офшорного программирования планомерно замещается сектором аутсорсинга бизнес-процессов. «Аутсорсинг бизнес-процессов — новый, набирающий силу механизм индийской софтверной индустрии», — говорит президент Национальной ассоциации софтверных и сервисных компаний Индии (Nasscom) Арун Кумар (Arun Kumar). Если индийская IT-индустрия в целом демонстрирует впечатляющие темпы роста в 30% в год, то сектор ВРО растет на 70% в год. Индийские специалисты с большим энтузиазмом и готовностью берутся за работу, которую западные европейцы считают скучной или бесперспективной. Развитие IT-индустрии всемерно поддерживает центральное правительство Индии. В 2000 г. центральное правительство создало Министерство информационных технологий и теперь предоставляет расположившимся в стране международным компаниям льготы, такие, как нулевой уровень налогообложения на начальном этапе с постепенным его повышением в течение 10 лет. Результатом, по оценке аналитиков, в скором времени будет то, что западные компании перенесут в Индию те бизнес-процессы, которые уже и так отдают на аутсорсинг. Индийские компании, со своей стороны, прикладывают множество усилий к тому, чтобы обеспечить западным партнерам надежную инфраструктуру для развития бизнеса. Опыт аутсорсинга в Индии имеет как положительные, так и отрицательные стороны, но объем контрактов по аутсорсингу уже превысил 7,7 млрд. долл., а неуклонное стремление к развитию этого сектора рынка и государственная поддержка принесут плоды в ближайшем будущем.
За Индией тянутся другие развивающиеся страны - Тайвань, Филиппины, Индонезия, Китай. Любопытно, что в эту группу в последнее время пытается войти и Вьетнам. Вьетнамские компании много работают на Австралию, используя недавно предоставленные правительством льготы и подготовленных в СССР специалистов. А вот у Сингапура дела обстоят не очень просто. Уровень жизни там высок, и все усилия правительства пока не привели к созданию чего-то большего, чем маленькие "сэйлз-офисы" индийских, российских и прочих компаний.
Традиционно сильные аутсорсеры - Израиль и Чехия. Кстати, там многие - в недавнем прошлом - небольшие компании уже превратились в фирмы, известные на мировом рынке. В СНГ известны оффшорные компании в России, Украине, Беларуси, Казахстан и Армении.
Первая и самая главная причина такого роста - дешевизна. В Штатах программистам - даже приезжим - нужно платить гораздо больше. И, кстати, по этому параметру Москва проигрывает, например, Бомбею или Гомелю - выше накладные расходы. В провинции дешевле, но там сложнее ситуация с квалифицированным персоналом.
Есть и заметное преимущество по сравнению с вывозом людей за границу. Во-первых - не любой на это пойдет по самым разным причинам. Потом, с переездом связаны разные издержки - человеку придется адаптироваться в местную культуру, обзаводиться домом. У себя на родине программист быстрее включается в рабочий процесс. [23]
Среди основных игроков на рынке аутсорсинга можно выделить Vested Development. Это пример компании, которая одновременно работает на многих клиентов-разработчиков ПО, и поставляет им решения, которые затем включается в состав продуктов этих компаний.
Вероятно, самая большая реально функционирующая оффшорная софтверная компания, частично принадлежащая IBM - это IBA. Она является признанным игроком на мировом рынке JavaBeans.
Пример, присутствующий во всех публикациях - Luxoft. Эта компания входит в группу IBS, и уже это является серьезной гарантией качества и стабильности. У них есть интересные клиенты. Например, Boeing.
В числе первых возникла компания EPAM. Сейчас ее клиенты - SAP, Samsung, Halliburton, Colgate и многие другие. В ее офисах в Принстоне, Москве и Минске работает более 400 человек.
Питерская компания "Рэксофт" - пример фирмы, удачно освоившей вертикальный рынок. С одной стороны, их разработки в области телекоммуникаций гарантированно востребованы. С другой - требуют высокой квалификации и длительного обучения персонала. Это, наверное, очень способствует росту прибыли. В России "Рэксофт" известен, в основном, проектом электронного магазина "Озон". [18]
В большей или меньшей степени работать с оффшорными разработчиками пробуют все - от аэрокосмических фирм до производителей микросхем и оборудования (Intel, Motorola, Sun, NEC, Fujitsu, Samsung, Silicon Graphics).
Разумеется, в числе заказчиков много относительно небольших, но агрессивных компаний, продвигающих на американском и мировом рынках новые классы продуктов. Например, CRM-системы и сьюты для интеграции каналов сбыта. Им новые продукты нужны быстро, "круто" и не очень дорого.
В принципе, даже самые крупные, мультимиллиардные транснациональные корпорации также могут отдать существенные части создания своей IT-инфраструктуры на аутсорсинг наиболее авторитетным из наших фирм. Такие проекты были у EPAM. Им приходилось делать внедрения в более чем тридцати странах одновременно, локализуя свои разработки на множество языков, включая японский.
Учитывая то, что Российская Федерация является страной, которая располагается по соседству с нашим государством, необходимо изучить её практику и рынок аутсорсинга. Развитие российского рынка услуг аутсорсинга напрямую связано с интеграцией российской экономики в мировое экономическое пространство. Российские компании, стремясь к достижению необходимого уровня производительности и конкурентоспособности, используют доступные инструменты, технологии и концепции менеджмента. Этому способствует также партнерство с западными производителями, осваивающими российский рынок.
В той или иной мере к использованию услуг аутсорсинга прибегают до 70% российских предприятий. В большинстве случаев речь идет об IT-аутсорсинге: сопровождении программ бухгалтерского и складского учета, обслуживании компьютерной и офисной техники, локальных сетей. Существенный рост рынка телекоммуникационных услуг сопровождается ростом этого сектора рынка услуг аутсорсинга. Есть успехи в развитии электронной коммерции. Ряд российских консалтинговых компаний предлагает услуги в области аутсорсинга бизнес-процессов, аутсорсинга человеческих ресурсов (HR-аутсорсинг), разработку и сопровождение аутсорсинг-проектов для предприятий различных отраслей промышленности. Развивается рынок услуг индустриального питания, транспортных и логистических услуг, обслуживания производственной инфраструктуры и отдельных видов промышленного сервиса.
Одновременно российский рынок услуг аутсорсинга формируется за счет предложений со стороны поставщиков мирового уровня, таких, как PricewaterhouseCoopers, Ernst&Young, EDS, ICG (International Computer Group) и др., активно развивающих партнерские отношения с российскими компаниями. Можно констатировать, что структура российского бизнеса в результате внедрения аутсорсинга как технологии менеджмента уже претерпела существенные изменения.
Российские предприятия активно стремятся к выходу на мировой рынок в качестве поставщиков мирового уровня или партнеров крупных западных производителей продукции и услуг. Развитие этого направления означает интеграцию российского бизнеса в мировую экономическую систему. Предприятия-экспортеры заинтересованы в том, чтобы их деятельность соответствовала мировым стандартам. Однако на данный момент структура экспорта России демонстрирует низкотехнологичную (сырьевую) ориентацию экономики. Ожидается, что спрос на российском рынке услуг аутсорсинга (в том числе IT-аутсорсинга) в ближайшие годы должен быть сформирован за счет инвестиций в развитие основных высокотехнологичных отраслей промышленности, в первую очередь — машиностроения. м высоких технологий менеджмента, в том числе аутсорсинга. Однако сейчас экономическое положение российского машиностроения — одно из самых худших среди прочих отраслей промышленности. Объективным фактором низкого уровня рентабельности производства признается высокая себестоимость продукции и ориентация на заполнение дешевых ценовых ниш.
В российской бизнес-практике спрос на дорогостоящие виды услуг аутсорсинга, такие, как аутсорсинг информационных технологий, аутсорсинг финансовых бизнес-процессов и другие затратные проекты, до сих пор не получил того уровня развития, который мог бы быть сопоставим с примерами ведущих западных корпораций. Однако именно использование аутсорсинга, в том числе производственного, может дать российским предприятиям шанс сохранения и развития производственных мощностей, повышения эффективности и достижения того уровня конкурентоспособности, который позволит России укрепить свои экономические позиции в мире на пороге вступления в ВТО. Множество примеров успешной реализации аутсорсинг-проектов российскими предприятиями подтверждают это. Мы вправе ожидать значительного роста российского рынка аутсорсинга, в том числе IT-аутсорсинга и аутсорсинга бизнес-процессов, несмотря на существующие до сих пор два главных препятствия на пути его развития: несовершенство законодательства и слабую культуру договорных отношений.
Основу для формирования рынка услуг аутсорсинга в России закладывают следующие тенденции развития российских предприятий:
· реорганизация управления;
· реструктуризация активов;
· внедрение новых технологий.
Основными препятствиями к повсеместному использованию аутсорсинга российскими предприятиями являются:
· неудовлетворительное качество продукции и услуг;
· неразвитая культура договорных отношений;
· низкая производительность;
· отсутствие свободных средств для инвестирования в долгосрочные проекты технического перевооружения и IT;
· отсутствие законодательных механизмов регулирования партнерских взаимоотношений;
· отсутствие информации о потенциальных аутсорсерах;
· нежелание руководителей предприятий изменять сложившуюся практику деловых отношений.
Рынок аутсорсинга информационных технологий в России формируется одновременно с развитием рынка информационных и коммуникационных технологий. Практически до конца 90-х гг. XX в. об услугах аутсорсинга на внутреннем российском рынке вообще не было речи. Однако уже в это время достаточно широкую известность приобрело офшорное программирование, и разработки российских специалистов пользовались значительным успехом у зарубежных заказчиков. Многие российские компании в области создания программного обеспечения, развивавшиеся как российско-американские совместные предприятия, были почти в чистом виде аутсорсерами, например, компания ParaGraph, занимавшаяся разработкой программ для распознавания рукописного текста.
В отличие от индийских и китайских компаний, для которых деятельность в сфере офшорного программирования всемерно поддерживалась на государственном уровне (создавалась необходимая инфраструктура, предоставлялись существенные налоговые льготы), привлекательность российских компаний для западного заказчика определялась высоким качеством разработки при относительно низкой оплате труда специалистов. Со временем этот фактор потерял свою значимость. В настоящее время на мировом рынке офшорного программирования Россия занимает далеко не ведущие позиции. Развитие офшорного программирования в России с недавнего времени стало приоритетной государственной задачей. Произошло это в конце 2004 г., когда президентом страны была принята «Концепция развития рынка информационных технологий в Российской Федерации», согласно которой Россия должна стать страной с инновационной экономикой. Одним из сегментов рынка информационных технологий, развитию которых в рамках данной концепции должно уделяться особое внимание, является следующий: предоставление услуг, связанных с внедрением и поддержкой IT, включая выполнение внешним подрядчиком функций, связанных с поддержкой и обслуживанием информационных систем и IT-инфраструктуры, а также разработкой по заказу программного обеспечения. По мнению разработчиков концепции, инфраструктура мирового рынка информационных технологий еще не сложилась, что дает шанс России значительно увеличить свою долю. При этом экспорт программных продуктов — офшорное программирование — практически единственный сегмент мирового рынка IT, где представлена Россия.
Тем не менее участники российского рынка IT-услуг надеются, что реализация мер, заложенных в концепции, позволит России стать второй страной в мире на рынке услуг аутсорсинга после Индии, обогнав Китай. Этому способствует как высокая квалификация российских специалистов, так и желание иностранных заказчиков диверсифицировать структуру рынка услуг. По прогнозам ассоциации РУССОФТ, если положения концепции будут полностью реализованы, объем рынка экспорта IT-услуг в России через пять-шесть лет вырастет до 10 млрд долл., из которых более трети придется лишь на офшорное программирование.
Крупнейшими компаниями в области офшорного программирования в России считаются Luxoft и Ераm Systems, в которых трудятся более тысячи сотрудников. Так называемые компании второго эшелона — Aplana, «Аркадия», «Аурига», «Датаарт», «Рексофт», «Терком», VDI — имеют менее тысячи сотрудников.
Существенную роль в формировании российского рынка услуг аутсорсинга и других бизнес-технологий призваны сыграть так называемые технопарки, основная функция которых — предоставление качественной и доступной по цене IT-инфраструктуры, необходимой для ведения бизнеса. Особые экономические условия для компаний, развивающих свою деятельность в технопарках, проявляются также и в двух важнейших для становления бизнеса факторах: сокращении операционных расходов и снижении финансовых рисков. [7, стр. 219-235]
2.2. Белорусский рынок аутсорсинга и перспективы его развития.
Около 7% молодых специалистов Беларуси (до 30 лет) зарабатывают сегодня деньги на рынке аутсорсинговых услуг, встраиваясь в цепочки процессов создания программных продуктов по заказам крупнейших западных компаний. Наиболее значительный и известный пример такого бизнеса - белорусская фирма в ранге СП "IBА". Подавляющая часть его доходов обеспечивается участием в технологических цепочках разработчиков программного обеспечения.
У большинства белорусских предприятий загрузка производственных мощностей невелика, и они с большим энтузиазмом относятся к предложениям из области аутсорсинга от российских фирм. Но потрясающе низкий уровень менеджмента и полное отсутствие возможности самостоятельно принимать стратегические решения делает наши фирмы, компании и заводы только объектом получения хорошей прибыли в российских цепочках. Встраивание в аутсорсинговые цепочки благополучных межнациональных фирм гораздо выгоднее. Так, львиная доля примеров успешного аутсорсинга в развивающихся странах, по данным фирмы McKinsey Quarterly, приходится на лидеров новой экономики: Philips, Motorola, Alcatel, Ericsson, Intel, Microsoft, IBM, Cisco. Те же производители автомобилей, по данным Bear Sterns, до 65% производственной логистики обеспечили аутсорсингом, что позволило им на 20-30% снизить издержки и увеличить скорость реагирования на "голос потребителя". Однако наши машиностроители - "наш козырь" - чужие на этом празднике жизни.
Пока наши предприятия вовлекаются в аутсорсинговые схемы в самом невыгодном варианте. По такой схеме предприимчивые россияне подминают материальные потоки машиностроительных и химических предприятий, на очереди предприятия и других отраслей. Изношенность основных фондов и низкий уровень менеджмента не позволяет надеяться на то, что эти уродливые схемы кооперации разовьются в цивилизованные формы аутсорсинга. Другое дело, если бы государство как главный собственник белорусских предприятий одной из стратегических целей управления своей собственностью установило формирование фирм-контракторов с передачей их эффективным собственникам. Это был бы очень перспективный вариант возрождения белорусской экономики, а для некоторых предприятий - просто панацея.
В перспективные фирмы-контракторы с удовольствием вкладывают деньги будущие заказчики, если доказана выгодность использования этих фирм в аутсорсинговых цепочках. Успешность экспансии многонациональных корпораций на восточные рынки во многом определяется тем, насколько эффективны новые контракторы. Поэтому Ford, интенсивно осваивающий рынок России и других стран СНГ, активно обучает своих будущих поставщиков, готовя их к тендерам на право быть контракторами в своих цепочках. Аналогичной тактики придерживаются и другие корпорации, и грех не воспользоваться этим.
Белорусские предприятия в аутсорсинговых схемах могли бы выступать как в качестве контракторов, так и в качестве оригинальных производителей. Последний случай касается только предприятий, имеющих широко известные и продвинутые брэнды, например "Атлант", МАЗ, "Белита". Но применение аутсорсинговых схем целесообразно лишь тогда, когда все другие способы снижения издержек и повышения качества исчерпаны, и привлечение стороннего исполнителя действительно даст весомый эффект. [25]
При расчете выгод от применения аутсорсинга необходимо принимать во внимание различные альтернативные варианты документарного оформления выноса части функций за пределы предприятия. Это необходимо для минимизации затрат на преодоление законодательных барьеров (например, ограничений по включению в себестоимость затрат на оплату услуг сторонних организаций, которые организация способна выполнять своими силами благодаря наличию соответствующих структур и штатных единиц).
Выбор варианта определяется конкретными обстоятельствами. В любом случае результат выполнения выносимой функции для предприятия становится покупаемым товаром (даже если это услуга), что подразумевает соблюдение соответствующего налогообложения и всех сопутствующих правил и процедур.
Если же белорусское предприятие выступает в качестве контрактора, никаких законодательных ограничений на участие в аутсорсинговых схемах нет. Имеются другие трудности. Они связаны с неготовностью белорусских предприятий к структурным преобразованиям, отсутствием должной корпоративной культуры, общим низким уровнем менеджмента и психологической неподготовленностью работников предприятий к изменениям. А изменения необходимы, т.к. статус поставщика продукции или услуг должен подтверждаться доказываемым наличием у предприятия-претендента системы минимизации издержек, оптимизации качества. Также необходимо показать способность соответствовать требованиям оригинального производителя. Эти требования обусловлены необходимостью опережающего поддержания конкурентоспособности, что означает быстрое изменение номенклатуры в соответствии с требованиями рынка при минимизации издержек и оптимизации соотношения "цена/качество".
Преимущества, которые получают предприятия-контракторы, связаны с тем, что у них появляется доступ к современным технологиям, а участие в технологических цепочках дает основания для привлечение инвестиций на перевооружение и освоение новейших технологий. Таким образом, появляется шанс вырваться из замкнутого кольца нехватки оборотных средств, неплатежей и технической стагнации. Поэтому белорусским предприятиям, претендующим на продление своей жизни путем участия в аутсорсинговых схемах, необходимо безотлагательно заняться доведением организации управления, производительности, эффективности, минимизации издержек и соотношения цена/качество до конкурентного уровня.
Следует отметить, что такую деятельность как аутсорсинг очень трудно называть белорусской, американской или китайской, ведь большая их часть построена именно на международном сотрудничестве.
Будущее белорусской экономики, вполне вероятно, будут определять не МАЗы и не трактора, а фирмы, работающие в сфере высоких технологий. Пока они не многого добились - им не хватает господдержки. Государство упорно держит свой "зонтик" над теми предприятиями, которые не удержать никакими "подпорками". А вот структуры, определяющие IТ-бизнес Беларуси, которые могли бы открыть для страны хорошую перспективу, прокладывают путь в большой бизнес самостоятельно. [25]
В 2007-м рынок аутсорсинга стал больше на 890%. Было заключено 244 крупных IТ-контракта (стоимостью выше 100 млн. USD) и 29 контрактов стоимостью более 1 млрд. USD.
Самый крупный заключен налоговым управлением Великобритании с Сар Gеmini Еrnst & Yоung стоимостью 5,1 млрд. USD. Рост рынка IТ-аутсорсинга в значительной степени происходил за счет увеличения числа госзаказов.
Именно аутсорсинг стал причиной уменьшения высокооплачиваемых рабочих мест в США. Это и заставило сенат США одобрить законопроект, который ограничивает размещение американских заказов за пределами страны. [2]
На первый взгляд, нам данный прецедент ничем не угрожает. Наш рынок IТ-технологий не настолько силен, чтобы претендовать на размещение заказов данного характера в Беларуси. Однако уровень развития ряда белорусских фирм, работающих в сфере высоких технологий, свидетельствует о том, что технически их выполнение не представляет собой ничего сложного. Наши программисты не хуже индийских, которые сегодня снимают до 70% "пенок" с рынка аутсорсинга, а также китайских, бразильских, южно-африканских, которым правительства развитых стран, в том числе США и Западной Европы, доверяют выполнение заказов.
Почему бы и Беларуси, имеющей в наличии хоть и небольшую, но все же хорошо подготовленную команду специалистов, работающих в сфере IТ-технологий, не попытаться пробиться если и не на американский, то хотя бы на западноевропейский рынок? Это вполне возможно, если предприятия, специализирующиеся в области высоких технологий, найдут не только словесную, но и конкретную господдержку в виде работающих программ, преференций и льгот.
При аутсорсинге вспомогательных производственных функций можно столкнуться с проблемами монополизма, особенно за пределами европейской части территории Беларуси. Неразвитость рынка приводит и к завышению стоимости выполнения заказа даже при проведении конкурсов, а также к возможности безнаказанного уклонения от качественного исполнения работы, особенно при несовершенстве условий контракта.
Помимо этого, в наследство от советского периода осталась сильная вертикальная интегрированность. Боязнь перемен и косность мышления руководства таких предприятий зачастую мешает им отказаться от самостоятельного выполнения некоторых функций. Во многих случаях они пытаются решить проблемы путем выделения вспомогательных подразделений в дочерние предприятия. Несмотря на повышение заинтересованности руководителей подразделений, при таком развитии событий финансовые выгоды будут невелики, поскольку предприятия холдинга все равно будут делать заказы друг для друга вместо поиска сторонних партнеров, способных обеспечить нужды предприятий по более низкой цене или более качественно. Опыт развитых стран показывает, что при такой стратегии или компания переходит на аутсорсинг, или снижается ее эффективность в целом. Поэтому следует ожидать, что наши предприятия будут в дальнейшем все более внимательно присматриваться к аутсорсингу.
В последние годы, во многом благодаря приходу нового поколения менеджеров, стали заметны сдвиги в политике многих предприятий. Сталкиваясь с жесткой конкуренцией со стороны иностранных фирм, они активно проводят реструктуризацию, продавая активы, ненужные для основной деятельности и передавая на сторону часть деятельности компании. В отдельных отраслях, например, в строительстве, отказ от самостоятельного выполнения некоторых функций уже давно стал обычным явлением.
Еще одним препятствием на пути осуществления аутсорсинговых схем является то, что ведение бизнеса в таком режиме требует чрезвычайно высокого уровня организации управления. Необходимы грамотное стратегическое планирование и профессиональное оперативное руководство, четкий финансовый менеджмент и надежные механизмы контроля качества. К сожалению, таким требованиям сейчас нечасто удовлетворяет менеджмент, как в компаниях-заказчиках, так и в компаниях-исполнителях. [25]
Необходимо сказать, что Беларусь, стремясь развиваться не просто за счет эксплуатации природных ресурсов, должна использовать свой интеллектуальный потенциал, в частности и в разработке программного обеспечения. В 2000 г. объем рынка оффшорного программирования в Беларуси равнялся 125 млн. долл., что составляет лишь 0,16% от мирового рынка и 0,04% от ВВП. Однако уже к 2003 г. этот показатель достиг цифры 475 млн. долл., благодаря чему доля Беларуси на мировом рынке этого программирования возрастет вдвое, а его доля от ВВП составит 0,15%. Бум роста компаний оффшорного программирования подтверждается и различными рейтингами - как международными, так и белорусскими. Так, 4 белорусские компании попали в рейтинг The 2011 Global Outsourcing 100, составленный Международной ассоциацией профессионалов аутсорсинга (International Association of Outsourcing Professionals, IAOP). EPAM Systems (57-е место) и IBA Group (59-е место) эксперты отнесли к группе мировых лидеров в данном виде бизнеса, а Intetics (76-е место) и iTransition (92-е место) признали "восходящими звездами".
Руководители и основатели этих компаний попали и в недавно опубликованный рейтинг 200 самых успешных и влиятельных бизнесменов Беларуси-2011. Кроме них, там засветились и руководители еще ряда ИТ-компаний, связанных с оффшорным программированием, в частности SaM Solutions Gmbh, "Научсофт", "БелХардГрупп".
В стране уже сейчас существует большое количество компаний, оказывающих те или иные аутсорсинговые услуги: бухгалтерские и юридические фирмы, рекламные агентства. Причем число их постоянно растет. Возможно, новый импульс развитию аутсорсинга в Беларуси даст его использование молодыми начинающими компаниями.
Несмотря на трудности, возникающие из-за неразвитости отечественного рынка и законодательства, существуют и некоторые особенности, благодаря которым использование аутсорсинга в нашей стране особенно перспективно. В белорусских условиях компаниям-производителям важны не только повышение качества и снижение цены для получения конкурентного преимущества, но и увеличение финансовой устойчивости, которую можно получить при рациональном применении аутсорсинга.
Выводы. Рассмотрев опыт стран Западной Европы, Северной Америки и некоторых стран Азии, а также опыт ближайшего соседа – России, можно сказать, что основными целями для улучшений в сфере аутсорсинга Беларуси должны поначалу стать те цели, которые уже были достигнуты вышеупомянутыми странами. Основные пункты можно определить так:
· создание и развитие специализированных компаний для оказания необходимых услуг IT-аутсорсинга на белорусском рынке, в том числе совместных предприятий и дочерних фирм известных западных компаний — поставщиков мирового уровня, для чего необходимо улучшение инвестиционного климата и повышение доверия инвесторов;
· интенсивное развитие новых для белорусского рынка секторов IT-бизнеса (сетевые технологии, услуги Интернета, электронная коммерция, колл-центры и пр.);
· развитие услуг офшорного программирования;
· кооперация с западными производителями в области разработки и создания новых видов наукоемкой продукции, заключение контрактов на научные исследования прикладного характера с российскими организациями;
· производство отдельных компонентов, выполнение отдельных видов технологических операций, сборка и предпродажное обслуживание продукции для дальнейшей реализации как на российском, так и на зарубежном рынках;
· развитие практики контрактного производства и отношений субконтракции;
· делегирование функций коммерческого представительства на отдельных рынках;
· развитие белорусского рынка услуг в области логистики;
· передача специализированным фирмам-аутсорсерам вспомогательных и обслуживающих бизнес-процессов (общественное питание, уборка и обслуживание офисных помещений, транспортные услуги и пр.), развитие бизнеса в этой сфере;
· развитие рынка обслуживания производственного оборудования, формирование самостоятельного бизнеса промышленного сервиса;
· развитие рынка корпоративного обучения специалистов различного профиля.
· создание парков высоких технологий и поддержка государства.
Заключение
Под аутсорсингом понимают передачу стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса компании. Аутсорсинг позволяет повысить эффективность выполнения определенных функций в области информационных технологий, снабжения и поставок, обслуживания, финансов, обеспечения персоналом и даже производства.
Возник аутсорсинг в начале ХХ в. для решения юридических проблем, а сейчас эволюционировал в глобальное явление, охватывающее практически все области деятельности.
Аутсорсинг делится на внешний и внутренний, полный и частный, а Институт аутсорсинга объединяет все виды услуг аутсорсинга в две группы: аутсорсинг бизнес-процессов и IT-аутсорсинг. Кроме этого, выделяют производственный аутсорсинг. Функциями аутсорсинга являются:
1. Обретение технологии быстрого подключения/сворачивания бизнеса – гибкое привлечение ресурсов под необходимые проекты;
2. Высвобождение времени руководителей для функций стратегического управления – передача «рутинных» операций по реализации проектов сервисной компании;
3. Снижение численности по штатному расписанию;
4. Концентрация ответственности менеджера проекта на достижение целей проекта;
5. Повышение качества обслуживания;
6. Совершенствование управления процессами.
Преимущества и недостатки аутсорсинга специфичны в каждом индивидуальном случае, поэтому решение о принятии аутсорсинга должно быть грамотно продумано. Взвешивая «за» и «против» внедрения аутсорсинга в практику деятельности компании, необходимо учитывать множество факторов, как стимулы к использованию аутсорсинга или к отказу от него. Важную роль здесь играет и мнение высшего менеджмента компании, а именно: видит ли руководство те реальные перспективы и улучшения, которые несет использование аутсорсинга в каждом конкретном случае? Решение об использовании аутсорсинга всегда связано с определенным риском, а реальность получения немедленной выгоды в виде сокращения издержек вызывает немалые сомнения. Тем не менее, использование аутсорсинга сегодня — это объективное требование внешней среды, во многих ситуациях — залог выживания организации.