Перевозка металла и металлопродукции
Черные металлы и металлоизделия по условиям перевозки, перегрузки и хранения делятся на следующие основные группы: чугун и ферросплавы, сталь и стальной прокат, метизы. Особую группу составляют вторичные черные металлы — металлолом.
Способы транспортировки металлов и металлоизделий определяют ГОСТ и правила перевозок. В основном перевозку осуществляют в пачках, связках и пакетами.
Пачка — обвязанный проволокой или металлической лентой металл мерной длины с отклонениями по длине в соответствии со стандартами. Сортовую сталь и сортаменты фасонного профиля рекомендуется формировать в пачки круглого сечения с помощью несущих многооборот-
ных стяжек, изготовленных из цепи с верхним замком для затяжки. Листовую и полосовую сталь пакетируют в пачки, прочно обвязываемые в продольном и поперечном направлениях.
Пачки массой 5—25 т из листового и сортового проката формируют в соответствии с заказами потребителей.
Связка — укрупненное грузовое место, сформированное из сортового металла (прутки, трубы и др.), обвязанного проволокой или металлической лентой.
Пакет — укрупненное грузовое место, сформированное из отдельных единиц груза, скрепленных между собой с помощью универсальных или специальных пакетируемых средств. Пакеты черных и цветных металлов отличаются большим разнообразием. Мелкосортную круглую сталь и трубы малого диаметра формируют в круглые или шестигранные пакеты массой от 3 до 5т, длиной от 6 до 9 м.
Пакеты обвязывают стальной лентой и круглозвенными цепями, многообразными стропами из полосовой стали.
Двутавровые балки, швеллеры и металлические трубы среднего диаметра формируют в пакеты прямоугольной или квадратной формы с обвязкой полужесткими многооборотными стропами.
Металлопродукцию хранят на открытых площадках и в крытых складах по сортам, маркам, размерам и профилям (в штабелях или стеллажах). При хранении и складской переработке металлов должна быть обеспечена качественная и количественная сохранность, в том числе предохранение их от коррозии.
Техническими условиями установлены способы размещения и крепления в открытом подвижном составе сортового и листового металла различных профилей. Металлопродукцию при погрузке в полувагоны укладывают на поперечные деревянные подкладки из досок (или горбылей) сечением 40×100 мм и длиной, равной внутренней ширине полувагона. Подкладки размещают на поперечных балках его рамы.
При погрузке металла на платформы с закрытыми торцовыми бортами устанавливают по две пары торцовых стоек. Допускается не устанавливать короткие торцовые стойки на платформах, оборудованных клиновыми запорами торцовых бортов.
Если погрузка превышает высоту торцовых бортов, то последние наращивают досками (горбылями) толщиной не менее 35 мм, прибиваемыми гвоздями вплотную друг к другу с внутренних сторон торцовых стоек.
Отдельные единицы сортовой стали (сталь полосовая, круг, шестигранник, уголок, швеллер, зет, узкоколейные рельсы и т.п.) в пачках должны быть уложены параллельно друг другу без перекрещивания. Каждую пачку сортовой стали (профиль более 180 мм) увязывают поперечными обвязками из проволоки диаметром 6 мм в две нити при длине металла до 9000 мм в двух местах, а при большей длине в трех местах. Допускается выход отдельных единиц из штабеля или связки в сторону торцевой двери, но не более 200 мм.
Швеллер, балку, квадратную заготовку (профиль до 50 мм) и полосовую сталь шириной до 200 мм увязывают в пачки поперечными обвязками при длине металла 6000 мм в двух местах, а при большей длине — в трех местах. Отдельные единицы стали в пачках должны быть уложены плотно друг к другу без перекрещивания.
Сортовой металл длиной до 6500 мм (профиль до 180 мм) размещают на платформе в два или несколько штабелей, расположенных последовательно вдоль платформы и ограждают (рис. 7.13).
При размещении сортового металла на платформе с боковыми бортами, вертикальными гофрами и закидками крепление производится постановкой на каждую секцию с каждой стороны платформы двух стоек и увязкой стоек попарно проволокой.
Сортовой металл длиной до 6500 мм можно располагать в два яруса в различном сочетании пачек металла во втором ярусе, способы размещения и крепления которых установлены в Технических условиях. Сортовой металл длиной от 13100 до 13700 мм (профиль до 180 мм) размещают на платформе с откинутыми на кронштейны торцовыми бортами.
Рис. 7.13. Общий вид размещения и крепления сортового металла: 1 — боковые стойки; 2 — увязка стоек; 3 — доски торцового ограждения; 4 — торцовые стойки
Железнодорожные рельсы длиной до 12500 мм грузятся на платформы и в полувагоны.
При погрузке рельсов на одиночные платформы устанавливают по четыре пары стоек. Стойки должны быть выше груза на 100-200 мм. Противоположные стойки попарно увязывают проволокой диаметром 6 мм в пять нитей. В торцах платформы устанавливают две короткие стойки.
Железнодорожные рельсы длиной до 12500 мм включительно перевозят на четырехосных платформах. На пол укладывают три поперечные подкладки из досок или горбылей толщиной не менее 25 мм, шириной не менее 100 мм и длиной, равной ширине платформы: две над шкворневыми балками, а третью посередине платформы. Первый ряд рельсов размещают на подкладках подошвами вниз. Концы выравнивают по болтовым отверстиям. Подошвы должны плотно прилегать друг к другу. Во втором ряду рельсы укладывают подошвами вверх так, чтобы головки не закрывали первых болтовых отверстий нижнего ряда. Концы рельсов второго ряда выравнивают по болтовым отверстиям с противоположной стороны платформы. Третий ряд укладывают аналогично первому; четвертый — второму и т.д. Между каждыми двумя рядами рельсов укладывают три прокладки длиной, равной ширине погрузки, и сечением не менее 25 × 100 мм.
Рельсы в каждом ряду увязывают через болтовые отверстия проволокой диаметром не менее 6 мм в две нити, один конец которой в первом ряду выпускают у крайнего рельса наружу. Второй конец после выхода из болтового отверстия противоположного крайнего рельса перегибают по головкам четырех рельсов, затем пропускают в болтовые отверстия следующих рельсов и не доходя четырех рельсов до конца выпускают наверх по головкам до крайнего рельса, где увязывают с первым концом (рис. 7.14). Второй ряд рельсов увязывают аналогично первому,
причем проволока после выхода из болтовых отверстий должна проходить по головкам рельсов внизу. Третий ряд увязывают аналогично первому, четвертый — второму и т.д. Верхний ряд рельсов, если он нечетный, увязывают с обоих концов.
В Технических условиях предусмотрена погрузка рельсов различной длины в полувагоны. Рельсы длиной 25000 мм с боковыми отверстиями грузят на сцепы из двух четырехосных полувагонов как показано на рис. 7.15.
Рис. 7.14. Схема увязки первого и второго ряда железнодорожных рельсов: а — первый ряд; б — второй ряд
Рис. 7.15. Общий вид размещения и крепления длинномерных рельсов на сцепе из двух четырехосных вагонов: 1 — подкладки; 2 — утолщенные прокладки; 3 — накладки; 4 — прокладки; 5 — увязка из проволоки; 6 — проволочный хомут штабеля; 7 — проволочный хомут первого ряда рельсов; 8 —
растяжки; 9 — привязка подкладки; 10 — торцовая увязка рельсов каждого ряда; 11 — костыли
Техническими условиями предусмотрена погрузка железнодорожных рельсов длиной 25000 мм на сцеп из двух четырехосных платформ с применением утолщенных подкладок, а также с использованием турникетов.
Листовой металл предъявляется к перевозке в отдельных листах, в пачках, в связках и рулонах. Пачки листов обвязывают в продольном и поперечном направлениях лентами равного сечения толщиной не менее 1,5 мм и шириной 30 мм или проволокой диаметром 6 мм не менее чем в две нити.
В местах огибания обвязками кромок листов, упакованных в пачки, под обвязки укладывают прокладки из листовой стали толщиной 0,8—1 мм. Расстояние обвязки от конца пачки должно быть 300—500 мм.
Рис. 7.16. Общий вид размещения и крепления металлических листов длиной до 13000 мм на платформе: 1 — торцовые стойки; 2 — распорные бруски; 3 — поперечные упорные бруски; 4 — боковые стойки; 5 — увязка стоек; 6 — распорки
Листовой металл в пачках и в отдельных листах размещают вдоль и поперек вагона с таким расчетом, чтобы нагрузка на тележки распределялась равномерно, а поперечное смещение общего центра массы груза от вертикальной плоскости, в которой находится продольная ось вагона, не превышало допустимых размеров (глава 1 Технических условий).
В Технических условиях приведено более 50 схем размещения и крепления листового металла, покрытого и не покрытого смазкой в отдельных листах и пачках в зависимости от их длины, толщины, ширины, размеров пачек на платформах и в полувагонах. Одна из таких схем
показана на рис 7.16.
Ленточный металл в рулонах перевозят на платформах и полувагонах. В Технических условиях приведены схемы размещения и крепления рулонов на платформах и в полувагонах в зависимости от их диаметра, высоты и массы.
Каждый штабель труб, уложенный на платформе, ограждают при длине труб до 4000 мм двумя парами боковых стоек, от 4000 до 5000 мм — тремя парами стоек, а при длине труб более 5000 мм — четырьмя парами стоек.
При высоте погрузки до 2000 мм стойки закрепляют верхней и средней увязками из проволоки диаметром 6 мм в восемь нитей, при высоте погрузки более 2000 мм — верхней и двумя средними увязками из проволоки диаметром не менее 5 мм в семь нитей. Расстояние между увязками должно быть не более 1000 мм. Если диаметр труб более 1000 мм, увязки располагают через каждый ряд труб.
Стальные трубы диаметром до 159 мм включительно прочно увязывают в пакеты.
При погрузке на одну платформу труб различного диаметра трубы меньшего диаметра укладывают вниз под более крупные или внутрь них.
Трубы диаметром от 159 до 450 мм включительно (рис. 7.17) грузят с разделением смежных рядов тремя прокладками сечением не менее 35 × 110 мм. Первый ряд труб укладывают вдоль платформы на пол. Крайние трубы укладывают вплотную к бортам и подклинивают в трех местах. Если трубы не заполняют всю ширину платформы, то их укладывают двумя частями вплотную к бортам с оставлением в середине ряда свободного места и укрепляют также в трех местах клиньями, укладываемыми плашмя по обеим сторонам каждой части ряда. При небольшом промежутке между трубами в середине ряда вместо двух клиньев может быть помещен один плотно подогнанный двухсторонний клин.
Рис. 7.17. Общий вид размещения и крепления труб диаметром от 159 до 450 мм: 1 — горизонтальная жердь; 2 — торцовые стойки; 3 — доски торцового ограждения; 4 — растяжки; 5 — боковые стойки; 6 — верхняя проволочная увязка стоек; 7 — средняя проволочная увязка стоек; 8 — прокладки; 9 — клинья
Во втором и последующих рядах трубы укладывают в таком же порядке, как и в первом ряду (друг над другом). Клинья, ограждающие трубы от раскатывания, прибивают к полу платформы или прокладкам каждый двумя гвоздями длиной 100 мм. Трубы диаметром до 450 мм с каждой торцевой стороны платформы ограждают двумя стойками, к которым с внутренней стороны до высоты верхнего ряда труб прибивают гвоздями доски (горбыли) толщиной 50 мм. Зазоры между досками должны быть меньше диаметра труб и их располагают по стыкам каждых двух рядов труб. Торцовые стойки укрепляют проволокой диаметром не менее 5 мм в четыре нити за боковые стоечные скобы и горизонтальную перекладину.
Стальные трубы диаметром от 450 до 1220 мм включительно грузят с разделением смежных рядов прокладками размером 50 × 150 мм. Нижний ряд труб грузят на подкладки такого же сечения. Трубы укладывают друг над другом так, чтобы их центры находились на одной вертикали. Каждую трубу подклинивают с обеих сторон клиньями размерами не менее 75 × 100 × 250 мм.
Вплотную к торцам штабеля устанавливают щиты. Порядок их установки приведен в Технических условиях.
Техническими условиями установлены способы размещения и крепления труб диаметром 530, 630, 720; 820; 1020, 1220, 1420 мм в четырехосных полувагонах.
Металлолом предъявляют к перевозке в транспортабельном состоянии, обеспечивающем полное использование грузоподъемности и вместимости вагонов. Предварительно металлический лом рассортировывают по маркам, группам и видам, обезвреживают от огнеопасных, взрывоопасных и радиоактивных материалов, очищают от химических веществ. Засоренность неметаллическими предметами должна составлять не более 3 %.
К перевозочному документу прилагают:
– удостоверение о приведении указанного металлолома в состояние, безопасное для перевозки, переработки, переплавки и об обезвреживании его от огневзрывоопасных материалов;
– товаротранспортную накладную с указанием перечня вывозимого металлолома;
– гигиеническое заключение о радиационном контроле;
– справку о происхождении металлолома;
– копию лицензии на право совершения соответствующих видов деятельности (заготовки, переработки и реализации цветных и черных металлов и т.д.).
Для погрузки металлолома платформы обрешечивают досками или горбылем. Доски или горбыль прибивают к торцовым и боковым стойкам со стороны груза. Торцовые стойки укрепляют растяжками за вторые боковые стоечные скобы платформы, считая от торца. Противоположные боковые стойки при высоте их от пола не более 1500 мм увязывают верхней проволочной увязкой в три нити, а при высоте более 1500 мм — верхней в две нити и средней в четыре нити. Металлолом массой одной единицы более 100 кг запрещается размещать вплотную
к доскам обрешетки.
При погрузке металлолома в полувагоны выше боковых бортов производят обрешечивание из досок или горбыля в соответствии с Техническими условиями. При этом противоположные боковые стойки увязывают проволокой диаметром 6 мм в четыре нити. Металлолом грузят
только в полувагоны с металлическим кузовом.
Люковые закидки полувагонов увязывают за запорные угольники проволокой диаметром не менее 4 мм в один оборот с закруткой концов проволоки в три витка при помощи металлической пластины.
При перевозке крупных единиц металлолома последние должны быть закреплены в зависимости от конфигурации и массы согласно соответствующей главы Технических условий.
Лом, отходы цветных металлов и сплавы из них предъявляются к перевозке в открытом подвижном составе только спресованными в пакеты массой не менее 300 кг или в специализированных контейнерах.