Классификация аэропортов гражданской авиации
В.С. Смирнов
АЭРОДРОМЫ И АЭРОПОРТЫ
Курс лекций
Аэропорты и аэродромы гражданской авиации
Основные определения
Аэропортом является комплекс сооружений, предназначенный для приема и отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал и другие наземные сооружения, а также необходимое оборудование. Аэропорт (рис. 1.1) состоит из аэродрома с летной полосой (ЛП) 2, служебно-технической территории (СТТ) 3 и объектов радионавигации, системы автоматической посадки и некоторых других сооружений, расположенных за границами территории аэропорта.
Рис. 1.1.Схема аэропорта Рис. 1.2. Схема аэродрома
Аэродром — это земельный или водный участок, специально оборудованный для взлета, посадки, руления, размещения и обслуживания воздушных судов (рис. 1.2). В состав аэродрома входят одна или несколько летных полос, пути руления или рулежные дорожки (РД), перрон 8, места стоянки самолетов (МС) 9 и площадки специального назначения.
Летная полоса служит для взлета и посадки воздушных судов, как правило, в двух взаимно противоположных направлениях и представляет собой в плане прямоугольник. На некоторых ЛП осуществляется безопасный взлет и посадка воздушных судов в одном направлении с возможностью ухода на второй круг. ЛП состоит из взлетно-посадочной полосы (ВПП) 1,(ГВПП) 2, концевых полос безопасности (КПБ) 4 и боковых полос безопасности (БПБ) 3.
Взлетно-посадочная полоса — часть ЛП, специально подготовленная и оборудованная для взлета и посадки воздушных судов. Она может быть грунтовой (ГВПП) 2 или иметь искусственное покрытие (ИВПП) 1. ИВПП и ГВПП составляют рабочую площадь ЛП. При наличии на аэродроме ИВПП ГВПП используется в случае занятости основной ИВПП, посадки с неисправными органами приземления и т. п. При наличии двух и более ИВПП строительство ГВПП не производится. ЛП и ВПП подразделяются на главные, имеющие наибольшую длину, и вспомогательные.
КПБ примыкают к концам ВПП и обеспечивают безопасность взлета и посадки воздушных судов, БПБ располагаются по обе стороны ВПП и обеспечивают безопасность воздушных судов при возможных выкатываниях за пределы ВПП при взлете и посадке. Рулежные дорожки предназначены для руления и буксировки воздушных судов. Они подразделяются на магистральные (МРД) 5, соединительные (СРД) 6, вспомогательные (ВРД) 7 (см. рис. 1.2). Места стоянки обеспечивают хранение и обслуживание приписных воздушных судов.
Служебно-техническая территория — участок, на котором размещаются здания и сооружения для обслуживания пассажирских, грузовых и почтовых перевозок, управления воздушным движением, ремонта и обслуживания воздушных судов, здания и сооружения вспомогательного назначения, а также внутрипортовые дороги и элементы благоустройства.
Определение, назначение и задачи деятельности аэропортов.
Аэропорт - стратегический и социально-значимый объект, составная часть мирового воздушного транспорта.
Аэропорт является одним из основных элементом транспортной системы Российской Федерации, в которую входят: железнодорожный, автомобильный, морской, речной, трубопроводный и воздушный транспорт.
С правовой точки зрения аэропорт - это авиационное предприятие, являющееся юридическим лицом независимо от его организационной и правовой формы и формы собственности, осуществляющее за плату наземное обслуживание воздушных перевозок - пассажиров, грузов и почты. Синженерно-технической - «Аэропорт - комплекс сооружений, включающий аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов; обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников» (ВК РФ).
Деятельность аэропортов осуществляется в, интересах пассажиров и других клиентов - потре6ителей авиауслуг, непосредственно осуществляющих или способствующих их осуществлению. Аэропорты, должны удовлетворять потребности населения обслуживаемой территории в авиационных услугах, гарантировать пользователям равные возможности в предоставлении услуг, потребностями авиатранспортного рынка при обеспечении безопасности жизни, здоровья, имущественных интересов пользователей и соблюдении при этом отечественных и международных норм, правил.
Основными задачами аэропорта являются:
ü Выполнение работ и услуг по обслуживанию ВС отечественных и зарубежных авиакомпаний, обслуживание пассажиров и технологических процессов, регулирование воздушного движения в зоне аэродрома
ü Обеспечение и выполнение в зоне аэропорта требований авиационной безопасности
ü Строительство и эксплуатационное содержание сооружений и объектов для обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки ВС, а так же для обеспечения деятельности служб аэропорта
ü Организация и проведение аварийно-спасательных работ
ü Осуществление мероприятий по охране окружающей среды на территории аэропорта и сопредельной территории и пр.
Классификация аэропортов гражданской авиации
Аналогично классификации воздушных трасс подразделяются аэропорты и аэродромы. В зависимости от характера выполняемых авиаперевозок аэропорты подразделяются на международные и для внутренних перевозок в пределах Российской Федерации.
К международным относят такие аэропорты, через которые разрешено в установленном порядке осуществлять международные авиаперевозки и в которых обеспечены таможенный, пограничный и санитарно - карантинный контроль. Для данной группы аэропортов обязателен учет дополнительных требований и рекомендаций Международной Организации Гражданской Авиации (ИКАО).
К аэропортам для внутренних авиаперевозок относят такие, которые обслуживают авиаперевозки, осуществляемые в пределах Российской Федерации без прохождения процедур таможенного, пограничного и санитарно – карантинного контроля.
В зависимости от назначения обслуживаемых внутренних авиалиний устанавливается соответствующий статус аэропорта: федерального, регионального (республиканского) значения и аэропорты местных воздушных линий.
К аэропортам федерального значения относят аэропорты, составляющие главные узловые элементы национальной авиатранспортной системы РФ, обеспечивающие стабильное функционирование наиболее значимых межрегиональных (магистральных) и международных авиасвязей РФ. В состав аэропортов федерального значения включаются, как правило аэропорты с годовым объемом перевозок пассажиров не менее 500 тыс. человек, имеющие ВПП с искусственным покрытием и комплекс радиотехнических средств и светосигнального оборудования, позволяющий прием и отправку воздушных судов-1 и 2 классов, или отнесенные к федеральным с учетом их социально-политического значёния, в системе государственного устройства РФ и находящихся, как правило, в государственной собственности.
Федеральные аэропорты обслуживают воздушные перевозки по воздушным трассам, связывающим между, собой федеральные, краевые и областные административно-хозяйственные центры Российской Федерации. Аэропорты федерального значения образуют, опорную сеть, и обеспечивают потребность в авиаперевозках всех регионов страны и основные транспортные
К аэропортам регионального значения расположенные в регионах РФ и осуществляющие межрегиональные авиаперевозки. Эти аэропорты, как правило, находятся в муниципальной собственности регионов.
Каэропортам местных воздушных линий (МВЛ)- относятся аэропорты, в которых, основной объем, работ составляют внутрирегиональные авиатранспортные перевозки, а также полеты по применению авиации в народном хозяйстве. Эта группа аэропортов находится в муниципальной собственности регионов и юридических лиц регионов.
Аэропорты классифицируются, по годовому объему пассажирских и грузовых перевозок (пассажирооборот и грузооборот), включающий суммарное количество всех прилетающих и вылетающих пассажиров, в т.ч. транзитных (без пересадки на другой рейс) и трансферных (с пересадкой на другой рейс) пассажиров. В зависимости от годового объема перевозок гражданские аэропорты делятся на пять классов (табл.1 ).
Таблица 1
КЛАСС АЭРОПОРТА | ГОДОВОЙ ОБЪЕМ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК, ТЫС. ЧЕЛ. |
I | 7 000... 10000 |
II | 4 000..7 000 |
III | 2 000...4 000 |
IV | 5 00... 2000 |
V | 100....500 |
При объеме перевозки пассажиров более 10 млн/год аэропорт называется внеклассным, а менее 0,1 млн/год - неклассифицированным.
Аэропорты I-III классов обслуживают, как правило, федеральные воздушные линии, аэропорты IV-V классов - региональные воздушные линии, в которых основной объем перевозок осуществляется по местным воздушным линиям(МВЛ).
Пассажирские аэропорты предназначены для перевозки пассажиров, грузовые - для перевозки грузов и почты. В большинстве случаев в современных аэропортах совмещается работа по обеспечению пассажирско-грузовых перевозок.
Основными технологическими характеристиками аэропортов являются: годовой объем пассажирских и грузовых перевозок, интенсивность и состав движения воздушных судов, типы воздушных судов, эксплуатирующихся или предполагаемых к эксплуатации в аэропорту.
Технологические расчеты зданий и сооружений аэропортов производятся с учетом эксплуатируемого парка воздушных судов в данном аэропорту.
Аэропорты подразделяются на базовые и запасные. К базовым относят аэропорты - для постоянного базирования ВС одной или нескольких авиакомпаний, обслуживающих данную воздушную трассу или систему воздушных трасс. К запасным, относят аэропорты, предназначенные для эпизодического обслуживания ВС в случае неудовлетворительной метеорологической обстановки на базовом аэродроме.
Аэропорты подразделяются на следующие виды:
ü сухопутные аэропорты или просто аэропорты, в которых эксплуатируются ВС с колесным шасси;
ü гидроаэропорты, в которых эксплуатируются гидросамолеты с поплавковыми шасси, обеспечивающими взлет и посадку ВС с водной поверхности (акватории).