Ранние формы религиозных верований
В традиционном обществе люди, объединенные в родовые общины, не
выделяли себя из окружающей среды. Все, что их окружало, мыслилось, как
единое одушевленное целое. Люди переносили свои свойства и свойства
рода на природу. Так возникли представления, названные культурологами
анимизмом, тотемизмом, фетишизмом и магией.
Анимизм— это вера в духов и души, управляющих людьми,
предметами и явлениями окружающего мира. По мнению анимистов Душа
способна покидать тело и переноситься с места на место. Она способна
входить в тела других людей, животных и даже вещей, овладевать ими и
влиять на них. Одушевление природы, материальных объектов, вещей,
животных, вера в духов, культ предков – характерные черты первобытного
восприятия мира (6, с.178).
Тотемизм— комплекс верований и обрядов первобытного общества,
связанный с представлениями о родстве между группами людей и тотемами
— животными или растениями, которые, согласно мифическим
представлениям, являлись предком — покровителем данного рода и каждого
его члена, символом кровного родства. Тотем считался «отцом» рода,
который во всем помогает его членам. Каждый род имел священный центр,
посвященный определенному тотему. Члены рода верили в то, что тотем
может воплощаться в новорожденных и что, воздействуя на него, можно
добиться изобилия растений и животных на территории проживания людей,
принадлежащих к этому роду (6, с. 278).
Первобытному мышлению был свойственен и фетишизм,
стремившийся придать сверхъестественное значение природным вещам.
Фетишизм(от португальск. fetis — зачарованная вещь) — поклонение
неодушевлённым предметам, которым приписывались чудодейственные
свойства. Фетишами становились орудия труда, деревья, плоды, камни и т.д.
Фетишам поклонялись, приносили жертвы, требовали от них выполнения
желаний. Этот предмет (природный или изготовленный человеком) как бы
противопоставлялся сознанию и наделялся особыми, сверхъестественными
свойствами.
Магия(от греч. mageia — колдовство, волшебство) — обряды,
связанные с верой в сверхъестественную способность человека
воздействовать на других людей и окружающую действительность. Человек
полагал, что с помощью магических приемов (действий, слов) можно вызвать
дождь, обеспечить успех на охоте, помочь больным людям.
Глава 2. Мировые религии
Буддизм
Буддизм возник в VI-V вв.до н.э. в Древней Индии. Основателем
буддизма был Сиддхартха Гаутама, сын правителя небольшого государства
на севере Индии. Он вырос, женился, у него родился сын, но царевич не
успел узнать тяжелых сторон жизни до тридцати лет. Жизнь его протекала во
дворце и окружающих дворец садах. Но наступил день, когда Гаутама
покинул дворец и в поселении увидел дряхлого старика. Мысль о
неизбежности старости пришла к нему. Встреча с больным повергла его в
смятение: значит, не вечно и ему быть здоровым. Встреченная похоронная
процессия натолкнула на мысль о неизбежном печальном конце всего
живущего. Так гласит предание. Оно сообщает также, что в 29 лет Гаутама
неожиданно для всех оставил семью, дом, богатство и, став отшельником,
начал поиск Истины. Шесть лет странствий, наполненных лишениями.
Искушениями, сомнениями, но главное – глубокими размышлениями, не
пропали даром и завершились успехом. Однажды, сидя под огромной
смоковницей, в глубокой задумчивости, Гаутама исполнился вдруг светом
Истины, обрел Мудрость, ему открылся путь спасения человечества.
Так он стал Буддой, т.е. просветленным, постигшим высшую истину.
Ему открылись все законы мироздания. Эту истину Будда проповедовал по
всей Индии. У него появились ученики и многочисленные последователи.
Ядро буддистского учения составляют «четыре благородные истины»:
- всякая жизнь несет с собой страдания
- страдания имеют своей причиной эгоистические желания человека
- только освободившись от этих желаний можно прекратить страдания
- к прекращению страданий ведет: благородный срединный восьмеричный
путь»
Сторонники буддизма верят, что душа со смертью тела не исчезает, а
обретает новое тело. Добрыми мыслями и делами можно облегчить свою
участь – добиться лучшего перерождения. Но нельзя, оставаясь в рамках
бесконечного круговорота рождений и смертей, избавиться от страданий.
Освобождение от перерождений, согласно буддистскому вероучению, -
основная цель человеческой жизни.
Вырваться из заколдованного круга рождений и смертей позволяет
«восьмеричный путь», состоящий из следующих ступеней:
- праведное воззрение
- праведное намерение
- праведная речь
- праведное действие
- праведное усилие
- праведное самообладание
- праведная концентрация, или медитация
Сегодня в мире насчитывается около 500 миллионов буддистов. Они
живут в основном в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии.8
Христианство
Христианство – наиболее распространенная из мировых религий. Оно
широко представлено на всех населенных континентах земного шара. Число
христиан превышает 1,7 миллиардов человек. В процессе эволюции
христианство образовало три конфессии: православие, католицизм,
протестантизм.
Согласно основам учения христианство – монотеистическая религия.
Но при этом ранняя церковь разработала и утвердила христианскую
доктрину Троицы: Бог мыслится как единство трех лиц – Создателя (Отца),
Спасителя (Сына) и Святого духа. Христианский Бог пребывает вне мира и в
то же время вездесущ, он абсолютно свободен в своих действиях и потому
всемогущ. Он – Дух, сотворивший этот мир. Христиане учат, что Бог
находится на небесах и на земле, справедлив в суждении о добре и зле,
пребывает вне времени и места и не подвержен каким-либо изменениям.
Христиане считают, что мир будет преобразован с наступлением
Царства Божьего. Первые люди ослушались Бога, и их потомки тоже несут
на себе грех и грешат сами. Спаситель пострадал за грехи людей, принял
мученическую смерть и, воскреснув, вознесся на небеса к Отцу небесному.
Когда наступит второе пришествие Христа, придет конец этому миру.
Христиане верят, что умершие будут возвращены к жизни и что праведные
восторжествуют в Царстве Божьем, а злые будут наказаны.
Христианская Библия, или Священное писание, включает Ветхий и
Новый Заветы. Центральное положение личности Иисуса Христа является
особенностью всех исторических разновидностей христианства.
Став ядром религиозной культуры, христианство кардинально
изменило менталитет общества и вошло в основы культуры вообще. Так,
христианство окончательно утвердило понимание времени, как
непрерывного потока. Движущегося в одну сторону (от сотворения мира к
Страшному суду) и необратимо. Оно уподобило человека Богу (душа
бессмертна, потому что имеет божественную природу), так что каждый
верующий смог воспринять себя как личность (и в других людях видеть
ближних своих). Все без исключения люди, независимо от их социального
положения, объявлены христианством абсолютно равными перед Богом.
Более того, христианство предложило равенство всех людей вне зависимости
от любых внешних различий. Духовные ценности выше и значимее для
человека, чем материальные блага, земные богатства. Христианская религия
отличается эмоциональной теплотой, обращается непосредственно к
внутреннему миру личности (7, с.345).
Образы и сюжеты христианских легенд уже две тысячи лет
вдохновляют художников, драматургов, священнослужителей. Они
соединяют разнообразные культурные горизонты, образуя неповторимые
черты европейской, а теперь и мировой культуры.
Ислам
«Ислам» в буквальном переводе с арабского означает «покорность» и
«покой». Вверивший себя Аллаху человек получает внутренний покой,
душевное успокоение. Слово «мусульманин» означает «предавший себя
Аллаху».
В основу ислама положено учение пророка Мухаммеда. Мухаммед
родился около 570 года в Мекке, на Западе Саудовской Аравии. В то время в
Аравии господствовали три религии: традиционное язычество, иудаизм и
христианство. Мухаммед считал себя наследником и продолжателем иудео-
христианской традиции. Мусульманин верит, что Бог, или Аллах,
неоднократно посылал своих пророков к людям: Ной, Моисей, Иисус
Христос и др. Но те или не поняли, или извратили услышанное от них Слово
Божье. И тогда Аллах решил в последний раз вразумить заблудшие чада свои
через пророка Мухаммеда.
Однажды, когда Мухаммед находился в пещере, где он обычно
уединялся для глубоких размышлений, ему вдруг явился архангел Гавриил и,
передав истинное Слово Аллаха, приказал нести его людям. Это Слово стало
Кораном – главной священной книгой мусульман.
Ислам – монотеистическая религия. Мусульмане придерживаются
строго единобожия: «Нет Бога, кроме Аллаха», а Мухаммед – пророк его».
Сильнее, чем в иудаизме и христианстве, в исламе выражена идея
предопределенности. Человек не способен влиять на ход событий, поскольку
все в мире происходит по воле всемогущего Аллаха (7, с. 462).
Каждый мусульманин знает и должен соблюдать пять главных
обязанностей верующего:
- верить в то, что «Нет Бога, кроме Аллаха», а Мухаммед – пророк его»
- молиться
- поститься
- совершать хадж – паломничество в Мекку
- платить налог
К пяти «стопам веры» в исламе обычно добавляется еще один обет,
шестой стоп – джихад. Это священная война, имеющая целью
распространение силой оружия религии ислама.
Религию ислама исповедуют сегодня около 1,5 млрд чел. Ислам
является доминирующей религией на Ближнем Востоке и в Северной
Африке. Большинство арабов – мусульмане. Но ислам широко распространен
и за пределами арабского мира.
Заключение
Таким образом я выяснила, что в нашем жестоком и несправедливом
мире человеку хочется найти для себя что-то доброе и возвышенное, хочется
верить в то, что когда-нибудь правда и справедливость восторжествуют.
Человеку очень важно знать, что его жизнь не напрасна, что каждое его
доброе дело будет оценено и вознаграждено, а зло будет наказано. Такую
веру дает человеку религия. Также она определяет духовные ценности в
обществе: призывает к милосердию и состраданию, пробуждает совесть и
честность, порождает «любовь к ближнему». Именно поэтому религия
существовала и будет существовать в любом обществе. Потому, что она
проникает в души людей, помогает пережить трудные моменты и дает
надежду на светлое будущее. Наука никогда не вытеснит религию, потому
что наука разговаривает с человеческим разумом в то время, как религия
общается с его душой. Наука не может дать ответы на многие вопросы,
касающиеся человеческой жизни, а религия может. Религия позволяет
человеку понять, в чем смысл жизни, прикоснуться к абсолютной истине.
Наука и религия — две чаши весов, и для баланса сил в этом мире
необходимо их равновесие как единство знания и веры, без которых
немыслимо культурное развитие человечества. Наука вносит в нашу жизнь
объективность и четкость, а религия дополняет наше представление об
окружающей действительности своей загадочностью и умиротворением.
В процессе написания реферата я выяснила, что вместе с развитием
человеческого общества изменялась и его культура, и его религия. В
древнейших человеческих обществах люди очень мало знали об окружающей
действительности, поэтому все природные процессы объясняли
присутствием Богов, поклонялись им , а так же считали, что сами способны к
магии или колдовству. По мере развития человеческого общества
многобожие (политеизм) стало заменяться однобожием (монотеизмом).
Наука уже давала объяснение многим природным процессам, таким как
дождь, засуха и неурожай. Поэтому на Бога возлагались уже иные
обязанности – забота о человеческой душе, а не удовлетворение
материальных потребностей. Человек просил у Бога справедливости, с
помощью религии человек пытался уйти от обыденности и прикоснуться к
«совершенному» миру. Однако, и ранние формы религиозных верований, и
более поздние утверждали, что процессами, происходящими в нашей жизни,
управляют высшие силы, или Боги. Религия всегда отвечала на не имеющие
ответов и интересующие человека вопросы, а также имела в своей основе
веру в сверхъестественное, в высшую истину, принимая ее, как данное, не
пытаясь проверить или оспорить ее.
Во время своего исследования я узнала, что все современные мировые
религии монотеистические, и что все они ориентированы на создание
моральных и духовных ценностей у человека.
Итак, я поняла причины необходимости религии в жизни человека,
проследила закономерности изменения религиозных верований в процессе
развития человеческого общества и рассмотрела общие положения мировых
религий. Закончить свой реферат мне хотелось бы словами К. Маркса:
религия – это «сердце бессердечного мира, душа бездушного мира», что
говорит о ее безусловной важности и бессмертии в сознании людей.
Список использованной литературы
1. Бутру, Э. Наука и религия в современной философии / Э. Бутру. – М. –
1910.
2. Ломоносов, М. В. Сочинения / М. В. Ломоносов. – М. – 1961.
3. Розанов, В. В. Религия. Философия. Культура / В. В. Розанов. – М. –
1992.
4. Тэнасе, А. Культура и религия / А. Тэнасе. – М. – 1977.
5. Джеймс, В. Многообразие религиозного опыта / В. Джеймс. – М. –
1992.
6. Токарев, С. А. Ранние формы религии / С. А. Токарев. – М. – 1971.
7. Токарев, С. А. Религия в истории народов / С. А. Токарев. – М. – 1986.