Тема 3. Ранние формы религиозных верований

Проблему происхождения религии характеризуют различные подходы:

1. Теологическая (богословская) концепция основывается на том, что первопричина религии находится вне человека, ею выступает сам Бог (Абсолют, Абсолютная идея, Мировой Разум, Мировой Дух и т.п.), сотворивший мир и человека. Испытывая воздействие божественной силы, человек стремится установить связь с ее первоисточником и поэтому возникает религия. Таким образом, религия имеет божественную, духовную природу и присуща человеку с самого начала его существования.

2. Натуралистическая концепция объясняет возникновение религии неумением человека понять грозные силы природы, которые вызывали у него страх и чувство бессилия. Впервые в явной форме данная концепция была сформулирована древнегреческим философом Демокритом.

3. В рамках натуралистической концепции можно выделить антропологический подход к объяснению причин возникновения религии. У его истоков стоял немецкий философ Л.Фейербах. Становление религии он связывал с господством сильных эмоций, вызванных природными явлениями и фантазией человека. Согласно Фейербаху, не Бог создал человека, а человек создает Бога по своему образу и подобию. Религия – это плод человеческого мышления и воображения.

4. Психоаналитическая концепция религии связана с именем австрийского врача-психиатра З.Фрейда. Он доказывал, что религиозные верования возникли как способ защиты индивида от враждебного ему социального начала, что религия – это"коллективный невроз навязчивых действий", вытекающий из инфантильной привязанности к образу Отца-Бога, что это массовая иллюзия.

5. Сторонники диалектико-материалистической концепции происхождения религии определяющими считали социальные корни религии: несовершенство человеческого общества, социальную несправедливость, эксплуатацию человека человеком, заинтересованность господствующих социальных слоев населения в религии. Когда несправедливые социальные условия будут ликвидированы и установятся коммунистические общественные отношения, религия естественным путем исчезнет.

Исторически первой формой существования религии были первобытные религиозные верования, возникшие еще у неандертальцев, живших 50–100 тыс. лет назад. Подтверждение этому дают археологические находки стоянок и захоронений, свидетельствующие о наличии примитивных религиозных представлений и действий. Достаточно четкий характер религиозные представления приобрели у кроманьонцев, живших 30–40 тыс. лет назад. Погребальный культ кроманьонцев включает в себя целый спектр религиозных представлений и действий как сопровождающих сам обряд погребения, так и дальнейшего отношения к погребению. По характеру захоронений и оставленных в могилах вещей можно судить о наличии представлений о загробной жизни.

В багаже первобытного человека очень мало знаний о реальных закономерностях природных явлений, сознание же его склонно к конкретно-чувственному мышлению. При этом человек не выделяет еще себя из природы и тем более не противопоставляет себя ей. Все это сказывается на неспособности первобытного сознания увидеть разницу между социальными и природными закономерностями. Такое единство социального и природного в сознании человека выражается, в частности, в формировании анимистических представлений.

Анимизм – это вера в существование, наряду с ощущаемыми явлениями и предметами их таинственных и могущественных двойников, в души и духов. Для анимизма характерна привязка сверхъестественных явлений к конкретным предметам реальности, но душам и духам приписывается способность покидать тела, путешествовать, возвращаться обратно, менять место обитания. С анимистическим представлением о душе человека честно связана вера в загробную жизнь. Жизнь после смерти первобытным людям представлялась по аналогии с земным существованием. Страх неизвестности перед смертью устраняется вместе с возникновением представления о переходе души в потусторонний мир. Вместе с тем вера в загробную жизнь является отправной точкой мифологической картины мира.

Конкретно-наглядные представления первобытного человека нашли свое воплощение в фетишизме. Фетишизм – это поклонение неодушевленным предметам, наделение их сверхъестественными свойствами, уверенность в их способности влиять на жизнь людей. Такие предметы называются фетишами. Фетишем может быть любой предмет, однажды включенный в ассоциативную связь с тем или иным явлением. Поклонение ему осуществляется через заботу о нем, фетиш кормят, моют, одевают, к нему обращаются с просьбой. Фетиш – это прообраз идола
(истукана), которому будут поклоняться в более поздних религиях.

Другим древнейшим видом религиозных представлений является тотемизм – вера в существование сверхъестественной связи, родства между группой людей и каким-либо видом животного или растения.

Магия - первобытные представления о возможности сверхъестественного воздействия злых или добрых сил на других людей, домашний скот, жилище и т.д. В основе веры в магические силы и средства лежит способность человеческого сознания к ассоциациям, которая позволяет соединять в мышлении вещи, несоединимые в реальности. В результате создается система вымышленных связей и закономерностей, с помощью которых человек пытается построить свои отношения с миром духов аналогично тому, как он строит свои взаимоотношения с реальным миром. Самой сложной формой первых религиозных верований является шаманизм. На первый план выдвигается фигура шамана, обладающего уникальными способностями переживать религиозный опыт нового типа. От всех других членов общины его отличает специализация на религиозных функциях, шаман – это посредник между миром духов и миром людей. Для осуществления его сущностей необходимы специальные атрибуты, чаще всего – примитивный музыкальный инструмент (например, бубен), при помощи которого он взывает к духам и вводит себя в экстатическое состояние танца – камлания, которое трактуется как путешествие шамана в иной мир.

Вместе с ростом отвлеченного, абстрактного мышления формируются новые религиозные представления, появляется культ предков – система разнообразных верований и ритуалов, связанных с верой в существование сверхъестественной связи между живыми людьми и их умершими предками, с поклонением духам умерших родственников или мифическим персонажам, считавшимся предками рода.

С выделением в социальной иерархии нового института власти – власти вождя, происходит его сакрализация, в конечном итоге оформляющаяся в культ вождя, т. е. веру в наличие у вождя сверхъестественных способностей, неотделимых от его естественных власти и могущества, которых лишены простые смертные, а также форма поклонения ему как сверхъестественному существу.

Переход от охоты к земледелию ознаменовался в религиозном сознании формированием земледельческих культов, основным мотивом которых явилось единство женского и природного плодородия. Поклонение плодородию земли рождало в сознании различные образы женских божеств, связанных либо непосредственно с плодородием, либо с образом матери.

Наши рекомендации