Египетская религия. Первые заповеди
История возникновения религий
Ранние формы религии
Наиболее ранние формы религиозных представлений встречаются в 10-5 тысячелетии до н.э., и были представлены тотемизмом (верой в магическую связь людей и животных/растений/мифических существ) и анимизмом (верой в одухотворённость всего живого и неживого, всей окружающей действительности). Также многие древние народы верили в реинкарнацию - перерождение человека после смерти в другое существо или растение. О вере в реинкарнацию свидетельствует древний способ погребения умерших в позе эмбриона, как бы приготовленного для следующего рождения.
Последователи тотемизма и анимизма практиковали шаманизм, магические обряды, целью которых было привлечение потусторонних сил для их воздействие на действительность, ход событий, результаты деятельности, получения материальных результатов.
Обычно магическими обрядами занимались специальные люди - колдуны и шаманы. Эти колдуны и шаманы, люди обычно нервного, а то и истеричного склада, искренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы и надежды коллектива, интерпретировать их волю.
Формами ритуалов ранних религий были коллективные обряды: танцы, песнопения, молитвы, принесение жертв богам.
Имелись в ранних религиях и внешние атрибуты религии: специальные облачения, ритуальные украшения, орудия, утварь, жертвенники, изображения богов, храмы. Тогда же стала формироваться иерархия религиозных служителей, принадлежность к числу которых стала определяться либо по наличию определённых признаков (истеричные люди, отшельники и прочее), часто увечий или заболеваний (слепые, эпилептики), либо по рождению (кастовая система).
Так или иначе но эти первобытные религиозные представления об устройстве культа и служения богу сохранились на тысячелетия, и современные религии имеют с ними аналогии.
______________________
Язычество
Слово "язычество" - означает "народничество", "родная вера" (от древне-славянского "ıảзы́цы" в смысле "народ"); никакого отношения к "языкам пламени" и огнепоклонничеству это слово отношения не имеет. Как правило, имеется ввиду народная вера предков, основы которой передавались из поколения в поколение через народную культуру, язык и традиции.
Язычество в древности существовало повсеместно. Так как древние всё ещё отождествляли богов с определённой стихией или местностью, то и было их несколько (иногда много). И даже если определённая родовая, племенная или народная группа молилась всего одному богу и почитала лишь его за своего предка, помощника и заступника, то она вовсе не исключала существования множества прочих богов, покровительствовавших другим народам или обитающих в отдалённых местностях.
Язычество представляло собой более развитую и систематизированную форму религии, чем тотемизм и анимизм. Боги язычества как правило имели свою обособленную небесную иерархию, имена, эпитеты, были покровителями распределённых между ними стихий, земель, классовых групп. Как правило над различными богами доминировал верховный бог (Ра, Юпитер, Один, Перун и прочие), считавшийся прародителем или создателем всех прочих богов, полубогов, мифических царей и героев, в ведении которого было, например, солнце, тепло, свет, вода или огонь, но, в общем, та стихия, которая по мнению древнего народа являлась основой жизни.
Служением всему этому пантеону, по-прежнему, занимались специальные люди, которые либо отбирались по родству и классовому происхождению, либо проходили специально религиозное обучение, постигая особые смыслы, секреты и таинства служения.
Во всех языческих религиозных культах верховный бог являлся не только создателем мира и прародителем богов и людей, но и законодателем и устроителем общества его последователей.
______________________
Египетская религия. Первые заповеди
В Древнем Египте существовали культы многих богов, сами боги выступали в роли покровителя какой-либо стихии или ремесла. Религия Древнего Египта тесно переплеталась с поклонением природе, боги представлялись в образах различных антропоморфных существ с головами животных.
Практика поклонения богам была сложна и многогранна, претерпевала различные изменения и нововведения. Но одной из устойчивых черт древнеегипетской религии всегда оставался культ почитания умерших и сопровождения их в Загробный мир. Египтяне верили, что душа умершего отправляется в Загробный мир вместе со всем нажитым богатством (часть его хоронили вместе с покойным) и совершёнными поступками.
У египтян считалось, что перед входом в Небесное Царство каждая душа будет спрошена богами о совершённых при жизни деяниях, а вернее о том, совершала ли она преступления, суть этого "допроса" была изложена в египетском религиозном манускрипте, именуемом "Книгой мёртвых". В ней содержались основные морально-этические нормы египетского общества, такие как "не укради", "не убивай" или "не лжесвидетельствуй", но переданы они были в виде "Заповедей отрицания", то есть это были слова, которые должен был произносить умерший на божественном "Допросе" паред входом в Небесное Царство: например, "я не убивал", "я не брал чужое", "я не клеветал" и т.д.