Ответ на одно сомнение из сомнений хариджитов

Вопрос: Ассалямуалейкум уа рахматуллахи уа баракатуху, мабрук алайка шахру рамадан! Брат, я понимаю что ты очень сильно занят, но если не затруднит то сможешь ли дать шарх вот этому хадису? Один знакомый человек, уперся на этом хадисе, и мне хотелось бы его вернуть, он был в павлодаре и там ему такфиристы промыли мозги, потому что у него нет знаний в таухиде, нет знаний в акыде. Шахид не совершивший ни один саджда (земной поклон) Аллаху … вот этот хадис, он упирается говоря что на основании этого хадиса знания брать не обязательно!

Ответ:

С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего

Вся хвала принадлежит только одному Аллаху. Да восхвалит и избавит Аллах Мухаммада, членов его семьи, всех его сподвижников и всех тех, кто последовал по его пути самым наилучшим следованием от всякого зла и бедствия!

А затем:

Уа алейка ас-салям уа рахматуЛлахи уа баракутух!

Брат мой, эти хариджитские одни и те же сомнения, которые они приводят)). Всегда одни и те же сомнения вселяют простолюдином, не смотря на несостоятельность этих сомнений и то, что они весьма глупые!

Во-первых – пусть побится Аллаха говорить о религии Его без знания, ибо он за это понесет ответ перед Аллахом, о чем Всевышний Аллах сказал: «Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу. Не ступай по земле горделиво, ведь ты не пробуришь землю и не достигнешь гор высотой!» (Исра, 36, 37).

Во-вторых - кто из истинных ученых подобные выводы сделал? Подобные выводы извлекают лишь те, которые пошли по стопам хариджизма! Если пойти по их пониманию и выводу, то тогда и ни намаз, ни закят, ни хадж не являются обязательными, ведь тот сподвижник умер, не совершив этих столпов, которые Аллах возложил на нас! Разве можно теперь из этой истории понять, что джихад стоит выше этих столпов?!! Нет, конечно! Подобные выводы может сделать только тот, кто ставит свои страсти и эмоции перед Кораном и Сунной и чьим руководством является страсть и эмоция, а не Коран и Сунна!

В-третьих - у каждого поклонения есть свои условия. Например, чтобы совершить намаз нужно, чтобы наступило установленное время для совершения его. А если его сознательно совершат до этого времени или после выхода его, то намаз не будет действительным, а до совершения намаза необходимо совершить омовение, без которого намаз не будет действительным и прочие из условий намаза. Также и закят и хадж имеют свои условия, как и любые иные поклонения. Поэтому та история не указывает на подобные понимания и выводы, так как тот сподвижник принял Ислам прямо во время джихада, когда шло сражение при битве «ухуд» с неверующими, и он по приказу своего правителя, который в то время был Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям), вышел против неверующих и погиб шахидом (да будет доволен им Аллах). (аль-Бухари 2808). И это не указывает на то, что если бы он не погиб, то он не требовал бы знания, не совершал намаз и хадж и прочие из обязательных деяний. Однако он просто не дожил до этих обязательных деяний, ибо Аллах его забрал до наступления времени этих обязательных дел. Это положение ясное, очевидное и не является секретом ни для кого, кроме тех, кто следует слепо, упорствует и идет по пути заблудших!

В-четвертых – подобным заявлениям этого брата открывается дверь к отрицанию тех аятов и хадисов, где говорится об обязательности приобретения шариатских знаний. Например, Имам аль-Бухари (да смилостивиться над ним Всевышний Аллах) в главе «Знание прежде речей и деяний» сказал: «Доказательством этого является высказывание Всевышнего: «Знай же, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и проси прощения за свои грехи» (сура «Мухаммад», аят 19)».

Шейх Ибн ‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) относительно этих слов имама аль-Бухари (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Имам аль-Бухари (да смилуется над ним Аллах) привел в качестве довода этот аят на обязательность начинания со знания прежде слов и дел. И этот шариаткий довод указывает на то, что человек сначала узнает, потом уже совершает. Также и существует разумный довод на то, что знание прежде слов и деяний, это потому, что слова или деяния не будет правильными и приняты, пока они не будут соответствовать с шариатом. Человек может узнать о соответствии своих деяний шариату лишь через знания. Однако существуют и такие вещи, о которых человек знает по причине своей фитры (своего врожденного свойства). Например, знание о том, что Аллах является Единственным Богом, так как раб по своей фитре был расположен к этому, поэтому он и не нуждается в глубоких усердий в обучении этого. А что касается частичных широко распространенных вопросов, то они нуждаются в обучении и приложении усилий» (См. «Шарх Салясатуль-Усуль» стр.14).

Также существует хадис, в котором было сказано: «Для каждого мусульманина является обязательным приобретать знание».

Куда же он денет эти аяты и хадисы? Потом любое поклонение основано на знании, если не будет знания, то он либо будет совершать это поклонение без знания, совершая нововведение, либо не будет совершать его, так как он не знает, как его совершать. Например, даже возьмем омовение для намаза, как его следует совершать правильно по Сунне? Это нуждается в знании, он должен потребовать знания, либо, читая достоверные книги, либо прослушав записи или спросив тех, кто знает об этом. Обрати внимание, это нуждается в приобретении знаний, так же, как и другие поклонения, дабы не впасть в заблуждение, подобно хариджитам и им подобным!

Также отворачиваться от религии Аллаха полностью, не обучаться ею и не совершать дела согласно с ней является одним из деяний, которые делают недействительным Ислам, о чем говорил шейх Мухаммад ‘Абдул-Уаххаб (да смилуется над ним Аллах) в своей книге «Науакъидуль-Ислам» и привел в качестве довода высказывание Всевышнего: «Кто может быть несправедливее того, кому напомнили об аятах его Господа, после чего он отвернулся от них? Воистину, Мы отомстим грешникам» (ас-Саджда,22) .

Шейх Мухаммад Са’ид Раслян (да хранит его Аллах) сказал: «В этом вопросе люди делятся на три категории:

Первая: Кто отворачивается со своим слухом и сердцем от Посланника Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям), не считает его правдивым и ложным, не проявляет к нему дружбу и вражду и вообще не прислушивается к тому, чем он пришел, то подобный человек является неверующим, неверие которое является великим. Подобный человек отвернулся от обучения основ, посредством чего человек входит в Ислам.

Вторая: Кто отворачивается от обучения подробного изучения религии и постановлении по причине лени и отсутствия посвящений себя этому, то подобный отказ является грехом и не считается одним из деяний, которые делают недействительным Ислам.

Третья: Кто пребывает в заблуждении из-за того, что до него не дошло пророческое послание и что он не в состоянии добраться до него, то Аллах никого не наказывает, кроме как после предоставления довода» (См «Шарх Науакъидуль-Ислам» стр.158-159).

В-пятых - отказ от получения знания - это один из признаков хариджизма. (Диросат 'аниль-фирак уа тарихиль-муслимин стр.134).

Как сообщил о них Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям), что «Они молодые в годах и бестолковые в умах».

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия о хариджитах сказал: “Они невежды, своим невежеством вошедшие в противоречие Корану и Сунне!” (См. “Минхаджу-Ссунна” 3/464).

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Каждый, кто не следует за знанием, следует за страстью!” (См. “аль-Амру биль-ма’руф” 37).

‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Aзиз сказал: “Тот, кто поклоняется Аллаху без знания, приносит больше вреда, чем пользы”. (Ахмад в “аз-Зухд” 365).

Истину сказал ибн Кайим: «Куда там покаяние от новшества (бида') для того, кто не знает, что это новшество, или думает, что это – сунна, и призывает к ней и побуждает?! Поэтому не будет ему открытым этот грех, от которого является обязательным принести покаяние, кроме как если он не будет знать хорошо сунну, чаще не будет узнавать о ней и непрерывно будет изучать ее. Однако ты никогда не увидишь таковым приверженца нововведений». (См. "мадарижуль сааликиин" тахкиик Мухаммад Хамид аль-Факи 1\372).

А также сказал Хасан аль-Басри: «Некоторые люди занялись только поклонением и оставили знание, а затем подняли свое оружие против мусульман. Если бы они требовали знание, то знание запретило бы им такие заблуждения». (Передал ибн аль-Каййим в «Мифтаху ас-саада» и Ибн Абдуль-Барр).

Да и поэтому мы находим тех, которые совершают нечестия на земле, взрывая и убивая людей без всякого права, что среди них никто не обладает истинным знанием, а лишь только следуют за своими страстями. Да упасет нас Аллах от всего этого!

В- шестых - подобными выводами этот брат уподобился тем, о которых Всевышний Аллах поведал в Своих словах: «Те, в чьих сердцах отклонение, следуют за иносказательными аятами (муташабих), желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха» (Али -‘Имран, 7)».

Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) прочитав аят «Те, в чьих сердцах отклонение, следуют за иносказательными аятами (муташабих), желая посеять смуту» и до конца аята, сказал: «Если увидите тех, которые следуют за иносказательными аятами (муташабих), они и есть те, о которых поведал Аллах, поэтому остерегайтесь их!» (аль-Бухари 4273, Муслим 3\2053 и Ибн Батта «аль-Ибана» 777).

А в другой версии хадиса Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) прочитав аят «Те, в чьих сердцах отклонение, следуют за иносказательными аятами (муташабих), желая посеять смуту», сказал: «Всевышний Аллах предостерегает вас от них, посему, если увидите их, остерегайтесь» (См. ат-Табари «Тафсир» 3\179 и Ибн Батта «аль-Ибана» 778).

Суфьян ибн Хусейн рассказывал: «Я слышал как аль-Хасан, прочитав аят «Те, в чьих сердцах отклонение, следуют за иносказательными аятами (муташабих), желая посеять смуту», сказал: «(То есть) желая заблуждения» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 782).

Абу Умама, относительно аята «Те, в чьих сердцах отклонение, следуют за иносказательными аятами (муташабих)» сказал: «(То есть) это хариджиты и приверженцы нововведений» (Имам Ахмад «Муснад» 5\262, ат-Табари «Тафсир» 28\86, аль-Маруази «ас-Сунан» 1\22 и Ибн Батта «аль-Ибана» 783).

Ар-Раби’ ибн Анас относительно слов Всевышнего Аллаха «Те, в чьих сердцах отклонение, следуют за иносказательными аятами (муташабих)» сказал: « (То есть) в чьих сердцах сомнение» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 786).

Хамад ибн Зейд рассказывал: «Я слышал как Айюб говорил: «Любой из известных мне приверженцев своих страстей спорит посредством иносказательных аятов Корана (муташабих)» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 788).

Сулейман ибн Ясар рассказывал о том, что однажды некий мужчина из племени бану тамим, которого звали Сабиг ибн ‘Исйл, прибыл в Медину, имея при себе книги. После чего начал спрашивать об иносказательных аятах Корана (муташабих). Дошло это до ‘Умара (да будет доволен им Аллах) и он повелел, чтобы его привели к нему. И ‘Умар к его приходу приготовил для него палку из ствола пальмы. Затем, когда тот зашел к ‘Умару и сел, ‘Умар спросил его: «Кто ты?» Он ответил: «Я Сабиг». На что ‘Умар сказал: «А я ‘Умар ‘АбдуЛлах». После чего он начал бить его этой палкой, пока не рассек ему голову, что даже кровь потекла по его лицу. Затем он (Сабиг) сказал: «Достаточно, о повелитель верующих! Клянусь Аллахом ушло от меня то, что я находил в своей голове» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 789).

‘Умар же (да будет доволен им Аллах) сказал: «Скоро придут люди, которые будут спорить с вами посредством иносказательных аятов Корана (муташабих). Поэтому спорьте с ним посредством Сунны, ибо приверженцы Сунны лучше знают Книгу Аллаха» (См. аль-Лялякаи «'Итикъад ахлю-ас-Сунна уаль-Джама' 1\94 , Ибн Батта «аль-Ибана» 790 и др.).

Поэтому ты не найдешь хариджитов и подобным им, которые вводят в религию новшества, кроме как они следуют за иносказательными словами Всевышнего Аллаха, или Его Посланника, (салляЛлаху 'алейхи уа саллям)или же ученых, дабы ввести людей в заблуждения подобно этими неясными аятами, оставляя ясные аяты. Ведь среди аятов есть такие, которые обладают ясным смыслом и которые невозможно истолковать вопреки этому смыслу, и такие, которые являются иносказательными и могут иметь сразу несколько толкований. Определить же достоверность этих толкований можно только при сопоставлении их с ясно изложенными аятами. А люди, сердца которых поражены недугом, которые уклоняются от истины по причине своих дурных намерений, следуют за иносказательными аятами и используют их для обоснования своих ошибочных высказываний и порочных воззрений. Тем самым они распространяют смуту, искажают писание Аллаха и толкуют его в угоду своим желаниям. Они скитаются в заблуждении и вводят в заблуждение окружающих. Они берут неясные аяты и оставляют ясные аяты и говорят: «Мы приводим вам довод из Корана». Например, хариджиты приводят этот аят: «Кто же ослушается Аллаха и Его посланника, тому уготован огонь Геенны, в котором они прибудут вечно» (аль-Джинн 23). И говорят: «Этот аят указывает на то, что грешник является неверующим, который пребудет в огне вечно». И они не возвращают этот аят к тому аяту, где Аллах ясно сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные грехи, кому пожелает» (ан-Ниса 48).

Или к аяту: «Если вы будите избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то мы простим ваши злодеяния и введём вас в почтенный вход» (ан-Ниса 31).

Или же они приводят аят, где Аллах сказал: «Если же кто-либо убьет верующего преднамеренно, то возмездие ему будет Геенна, в которой он прибудет вечно» (ан-Ниса 93). После чего они обвиняют в неверии убийцу, не возвращая этот аят к аяту, где Аллах сказал: «Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их»и до слов Аллаха:«Воистину, Верующие - братья. Посему примеряйте братьев» (аль-Худжурат 9-10). Аллах назвал их верующими тогда, когда они сражаются между собой и приказал примирить их, и сделал их нашими братьями, тогда как они сражаются между собой. Что также, указывает этот аят на то, что убийца мусульманин не является неверующим (кяфиром). Таким же образом те, чьи сердца уклоняются в сторону следуют за неясными аятами, берут часть из Корана или Сунны, и оставляют другую часть, которая истолковывает этот неясный аят, желая сбить людей с пути истины и посеять смуту среди людей. И говорят: «Мы довод берем из Корана и Сунны». Таким же образом они берут часть слова ученых и оставляют другую, которая истолковывает эти неясные слова ученых, говоря: «Мы вам приводим слова такого-то ученого», желая тем самым сбить людей с пути Аллаха и Его Посланника, (салляЛлаху 'алейхи уа саллям).

Всевышний Аллах сказал: " В тот день (т.е. в День воскресения), когда одни лица побелеют, а другие – почернеют" (Аль-Имран,106). Лица почернеют - хариджитов, как передал это ибн Хатим (22313) со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах. И такое толкование не противоречит толкованию Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, который говорил: "Побелеют лица – приверженцев Сунны, а почернеют – приверженцев нововведений " (Ибн Касир 92\2). Так как хариджиты они и есть приверженцы нововведений.

Имам аль-Къуртуби сказал: «Те, кто обвиняет в неверии за грехи, опираются на внешний смысл аята: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными», и так поступают хариджиты, однако нет для них в этом доказательства!» (См. «аль-Муфхим» 5/117).

Имам аль-Джассас сказал: “Хариджиты исказили смысл этих аятов (о суде не на основании ниспосланного Аллахом) и стали обвинять в неверии каждого, кто оставлял суд Аллаха даже без отрицаний!” (См. “Ахкамуль-Къуран” 2/534).

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр писал: “Впали в заблуждение приверженцы нововведений вроде хариджитов и му’тазилитов, когда стали опираться на внешний смысл слов Корана, как например аят: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными»”. (См. «ат-Тамхид» 16/17).

Шейхуль-Ислам Абу аль-Музаффар ас-Сам’ани сказал: “Знай, что хариджиты берут в доказательство эти аяты и говорят: “Кто судит не на основании ниспосланного Аллахом, тот неверный”, а ахлю-Сунна не обвиняет в неверии за оставление суда Аллаха!” (См. “Тафсир ас-Сам’ани” 2/42).

Что же касается правоверных, которые обладают основательными познаниями, сердца которых проникнуты знаниями и убежденностью. Которые творят праведные поступки и принимают мудрые решения, то они твердо верят в то, что Священный Коран целиком ниспослан от Аллаха и что все ясные и иносказательные аяты являются истинными и не могут противоречить друг другу. Они знают, что смысл ясно изложенных аятов не вызывает никаких сомнений и сопоставляют его с толкованиями иносказательных аятов, которые приводят в замешательство тех, кто не обладает совершенными познаниями и мудростью. Благодаря сопоставлению ясных и иносказательных аятов все коранические откровения становятся им предельно ясны, и поэтому они признают Священный Коран целиком и полностью. Однако эти полезные познания приобретают только благоразумные мужи, которые способны правильно мыслить и размышлять.

Из всего сказанного следует, что умение сопоставлять ясные и иносказательные аяты является особенностью благоразумных людей, тогда как следование за иносказательными аятами является отличительным признаком тех, кто исповедует ошибочные воззрения, не способен здраво мыслить и имеет дурные намерения. (См. «Тафсир Са’ди» Перевод. Э.К).

Брат мой, отправьте этот ответ тому брату, если будет писать и приводить от себя свои личные понимания аятов и хадисов или понимание тех хариджтов, то оставьте его! Не надо с ним спорить и терять на него время свое.. Лучше займитесь полезными знаниями, особенно в этот благословенный месяц!

Прошу Аллаха повести того брата по пути верному, пути праведных предшественников, во главе которых пророк Мухаммад (салляЛлаху 'алейхи уа саллям).

И в заключении воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!

Абу Сумая Казахстани

16-Рамадан, 1434 г.х (24. 07. 2013г)

Наши рекомендации