Ответ на одно сомнениние).

Матуридиты и ашариты говорят, вы делите действие Всевышнего Аллаха на вид и на единицы. Мы говорим, что вид действия Всевышнего Аллаха извечен, не имеет начало, бесконечен в прошлое, но единицы действия Всевышнего Аллаха, каждый из этих единиц имеют своё начало, и не являются извечным, но когда-то была совершена, после того, как её не было. Они говорят, вы делите действие Всевышнего Аллаха на вид и на единицы, и каждому придаёте разное постановление. Единицам придаёте одно постановление, что они не извечны, не бесконечны, а виду даёте другое постановление, и они говорят, что это является неправильным, почему? Потому что вид это не что иное, как то, что состоит из единиц. То есть они говорят, давайте представим например вид каких-то животных, допустим львов. Они говорят, что вид львов, это не что иное как то, что собрано из его единиц, то есть если мы представим, что на свете существует тысячу львов, вот эти тысячу львов как раз и составляют вид льва, то есть они говорят, как вы можете давать постановление вида, отличное от постановлению единиц, тогда как вид это и есть ничто иное как собрание единиц. И постановление вида не должно отличаться от постановления единиц и наоборот.

Ответна это то, что ваше утверждение является неправильным. Бывает такое, что постановление единиц и постановление вида бывает действительно одинаковым, не отличающимся. Но бывает такое, что постановление единиц и постановление вида бывает различным. Приведём пример. Если мы говорим, длинный день, мы описываем день длиной. Это не означает, что каждая единица этого дня является длинной, или говорим, что человек высокий, это не означает, что каждая единица его тела является высокой, но в общем, как вид сбор этих единиц приобретает другое постановление. Каждая единица дня является короткой, мгновенной, кратковременной, но когда они соберутся все вместе в единый вид, постановление вида уже меняется с кратковременности на длину. То же самое и наслаждение рая, то есть вид наслаждения рая, мы говорим, что он бесконечный, не имеет конца в будущем, но, несмотря на это каждая его единица конечная имеет свой конец. Отсюда что ты понимаешь? Что не всегда постановление относительно единиц должно быть таким же, как постановление относительно вида, или постановление относительно вида не должно быть таким же, как постановление относительно единиц. И на этом можно приводить также и множество других примеров. Например, если мы говорим то, что ошибка относительно каждого отдельного мусульманина возможна или нет? То, что он допускает ошибку в словах, в убеждениях, в делах? Мы говорим, что да, ошибка относительно каждого отдельного мусульманина возможна, но ошибка относительно всех мусульман невозможна, потому что пророк (алейхи ссоляту ва салям) сказал: "Вся моя община не соберётся на заблуждение" не соберётся на ошибке, отсюда ты понимаешь, что постановление относительно вида отличается от постановления относительно единиц, то есть каждая единица вида мусульман способна ошибаться, способна заблуждаться, может попасть в заблуждение, но весь их вид не способен попасть в заблуждение. И примеров на это множество. Если мы говорим, что хадис мутаваттир - это то, что передаёт большое количество людей так, что их совокупность, невозможно о них сказать, что они врут, что они сговорились на обман. Теперь вопрос. Каждая единица этой группы людей способна обманывать или нет? Возможно, представить относительно неё обман или нет? Говорим, что да, относительно каждой, отдельной единицы, мы можем представить, что она может соврать, но когда собирается вид, достигающий уровня мутаваттир, мы говорим, вот этот вид, относительно него постановление, что он как вид не способен соврать. Поэтому хадис мутаваттир принимается однозначно, беспрепятственно. Видишь, как, единицы обладают одним постановлением, тогда как они собираются в единый вид, вид уже начинает обладать совсем другим постановлением.

Подводя итог, чтобы никто не приписал к нам того, чего мы не говорим, что мы не говорим о том, что единицы действия Всевышнего Аллаха, или тем более единицы результата действий Всевышнего Аллаха бесконечны, или не имеют начала, или не сотворены, нет такого мы не говорим. Мы говорим, что каждая единица действий Всевышнего Аллаха появилась после того, как её не было, перед каждой единицей есть ещё одна единица, перед каждой единицей есть еще одна единица, и это уже является видом. Каждая отдельная единица имеет начало, но единицы как вид начало не имеют, потому что Всевышний Аллах изначально, извечно описывается действием. И то же самое, результат действий Всевышнего Аллаха, каждая единица этого результата, то есть каждое отдельное творение имеет своё начало, но как вид, мы говорим тасальсуль, то есть бесконечность относительно видов последствий действий Всевышнего Аллаха возможна.

Поэтому получается, что мы не говорим, что есть какое-то творение, которое было всегда наравне с Аллахом и оно не создано, нет, мы говорим, всё, что существует, всё, что в бытье, всё создано Всевышним Аллахом и всё имеет своё начало.

Наши рекомендации