Борьба с монофелитством св. Софрония
Максима Исповедника и папы Мартина
Первым выступил против монофелитов Иерусалимский патриарх Софроний. Он осудил монофелитство на Иерусалимском соборе, а затем издал окружное послание христианам, в котором с замечательною силою и ясностью мысли изложил православное учение о двух волях соответственно двум естествам в Лице Господа Иисуса Христа.
Хотя Иерусалим в 637 г. завоеван мусульманами и оторван от церковной жизни империи, но послание Софрония производило большое впечатление на православных. Между тем учение о единоволии признал православным пата ГОНОРИЙ и Константинопольский патриарх Сергий.
Однако споры все-таки продолжались. Тогда Ираклий в 638 г. издал изложение веры (экфезис), в котором, излагая православное учение о двух естествах в И.Христе, запрещал говорить о Его волях, хотя и прибавлял, что православная вера требует признания одной воли. Преемник Константинопольского патриарха подписал экфесис, но преемники папы отказались это сделать.
Другим сильным противником монофелитства был образованный константинопольский монах св.МАКСИМ ИСПОВЕДНИК. Он побывал в Александрии, в Карфагене и всюду устраивал открытые споры с еретиками и всегда побеждал их. Затем он перешел в Рим и с успехом действовал в пользу православия. Римский папа отлучил от церковного общения нового константинопольского патриарха, принявшего екфесис.
Церковное разделение между Востоком и Западом было очень опасным для государства, тем более, что мусульмане уже завоевали Египет. Преемник Ираклия 12-летний КОНСТА (642-668) решился уничтожить ненавистный екфесис. Он в 648 г. издал образец веры (типос), где, предлагая веровать согласно с пятью соборами, запрещал говорить как об одной, так и о двух волях. Ересь типосом не осуждалась, но, с другой стороны, запрещалось православным учить о двух волях. Тогда папа Мартин созвал в Риме собор, на котором осудил монофелитство и всех его защитников, а также екфесис и типос, и соборные акты прислал Консте, требуя восстановления православия. За такую решительность папа дорого заплатил. После жестоких мучений Мартин был отправлен в ссылку в Херсонес (в Крыму), где он умер от голода. Вместе с папою Мартином захватили в Риме и Максима Исповедника. Его участь была еще печальнее. Ему отрезали язык и отрубили руку, а затем отправили в ссылку на Кавказ, где св. Исповедник и умер.
Шестой Вселенский собор; марониты
Ввиду того, что спокойствия в Церкви не было, следующий император КОНСТАНТИН ПОГОНАТ созвал в Константинополе Шестой Вселенский собор в 680г. Он происходил в сводчатой зале императорского дворца. Такая зала от сводчатой формы потолке называлась труллою, почему и собор получил название трулльского. На нем присутствовало 170 епископов и среди них легаты Римского епископа. Собор осудил монофелитскую ересь, предал анафеме всех монофелитов, среди которых упоминается и папа Гонорий, и вынес определение о двух волях в И.Христе: "исповедуем две естественные воли, или хотения, в Нем, и два естественные действия, неразлучно, неизменно, нераздельно, неслиянно; два же естественных действия — не противны, — та не будет, как нечестивые еретики проповедывали, — но Его человеческое хотение не противостоящее или противоборствующее, а последующее, подчиняющееся Его Божественному и Всемогущему хотению".
Через 12 лет в 692 г. на так называемом Пято-Шестом Трулльском соборе, состоявшемся в той же сводчатой зале, что и Шестой Вселенский собор, было подтверждено определение о двух волях в И.Христе и дополнено определение Пятого и Шестого соборов.
В конце VII в. упорствующие монофелиты объединились в Сирии около монастыря аввы Марона (жившего в VI в.), выбрали себе патриарха, который тоже назывался Мароном, и так образовалось самостоятельное еретическое общество под именем маронитов. Марониты существуют и до настоящего времени.
Иконоборчество и борьба с ним св. Германа
И Иоанна Дамаскина
Иконопочитание в IV и V вв. вошло во всеобщее употребление в христианской Церкви. Почитание икон относилось не к самим иконам, а к лицам, изображенным на них. Но к VII столетию иконопочитание выродилось в простом народе в культ самих икон, принявший полуязыческий характер и отталкивающий от христианской Церкви иудеев и магометан.
Некоторые соскабливали краску с икон и этим причащались, аристократы вышивали иконы на своей одежде, при крещении брались иконы вместо восприемников и др. Но, к сожалению, уничтожать эти суеверия при почитании св. икон взялась светская власть и стала уничтожать не только злоупотребления, но и всякое почитание св. изображений, и таким образом появилось иконоборчество.
Первым иконоборцем был византийский император Лев Исаврянин (717-741). В начале своего царствования он одержал ряд блестящих побед над магометанами и составил план обратить их в христианство. А так как магометане смотрели на иконопочитание как на идолопоклонство, то у императора явилась мысль совершенно вывести в христианской Церкви почитание икон. Задуманное дело император повел довольно осторожно. Он вначале распорядился, чтобы св. иконы ставились повыше в церквах, чтобы народ не мог лобызать их.
Против такого распоряжения восстал Константинопольский патр. Герман, а также известный св. Иоанн Дамаскин. Последний написал против иконоборчества окружное послание, в котором доказывал, что в Новом Завете допустимо изображение Бога, поскольку Он принял человеческое естество и жил на земле как человек.
В защиту иконопочитания выступил и папа ГРИГОРИИ II, он написал императору письмо с предупреждением, что если он будет настаивать на уничтожении иконопочитания, то Рим выйдет из-под его власти.
Волновался и народ. Когда воин по приказанию императора начал снимать икону Христа Споручника, висевшую над воротами царского дворца, то народ опрокинул лестницу и умертвил солдата. В защиту икон поднимались народные восстания, но Лев силою оружия усмирял мятежников.
В 730 г. было приказано вынести из храмов все иконы. Патр. Герман, отказавшийся выполнить это, был низложен. Низложены также и все епископы, противящиеся этому распоряжению. На Константинопольскую кафедру был поставлен Анастасий иконоборец.
Это распоряжение было выполнено только в пределах Константинопольского патриархата. В Сирии и в Риме его не признали.