Характер новозаветного богослужения и его составные части
Христианская Церковь с момента своего существования имела особое богослужение. По своему характеру это богослужение не только отличалось от языческих культов, но и от еврейского богослужения.
Если в религиях языческих, а также в еврейском богослужении преобладала обрядовая сторона, то в христианской Церкви на первом месте поставлена религиозно-нравственная сторона богослужения.
Согласно этому возник и состав христианского богослужения. Еще во времена апостольские христианское богослужение состояло из чтения Св. Писания, изъяснения его молитв, песнопений и совершения таинства евхаристии. Во II и III вв. эти составные части получили уже надлежащую полноту.
Назначение чтения Св. Писания зависело от предстоятеля, который назначал чтение той или иной книги, или отдельных мест Св. Писания. При чтении Нового Завета Церковь не оставляла чтения и Ветхого Завета. После чтения Св. Писаний следовало толкование и поучение.
Молитвы, которые произносились всеми присутствующими, послужили основанием будущих ектений. Впоследствии ектений произносились одними диаконами, а молящиеся отвечали на них словами "Господи помилуй". Молитвословия сопровождались и внешними действиями: коленопреклонением на земле, возведением очей и рук к небу, крестным знамением и проч.
Об употреблении песнопений в христианском богослужении свидетельствуют и язычники: в начале II в. Плиний Мл. доносил имп. Траяну, что христиане на своих собраниях поют гимн Христу как Богу. Из истории Евсевия Кесарийского видно, что в древности христиане писали много псалмов и песнопений, в которых прославлялось Божество Христа. Вначале пели все верующие, но потом, по обычаю еврейской церкви, появились отдельные хоры певцов.
Все эти части богослужения следовали в отдельном порядке одна за другой. Так положено было начало богослужебному чину.
Раньше всех сложился чин литургии, и в III веке чин литургии был уже вполне определен. Литургия разделялась на 2 части: литургию оглашенных и литургию верных. Литургия оглашенных, на которой могли присутствовать и язычники, состояла из чтения Св. Писания и проповеди. На литургии верных, во время которой совершалось таинство Евхаристии, могли присутствовать только верующие.
Примечание: Прочитать Мк. 14, 26; Ин. 4, 23; Мф. 5,23-24; 6, 5-18; Ин. 17, 1;Лк.22,41.
Священные места
Еврейское богослужение совершалось в Иерусалимском храме, и евреям запрещено было совершать его в другом месте (синагоги появились позже, и в них собирались не для богослужения, а для чтения Св.Писания).
Но в христианской Церкви, согласно слов Спасителя (Ин. 4, 21), служить Богу можно было на всяком месте. Апостолы и вообще христиане первых веков собирались для богослужения и в храме, и в частных домах. Такие частные дома, предназначенные для богослужений, образовали собою первые христианские храмы, или церкви. Во время гонений христиане устраивали богослужебные собрания на своих кладбищах, которые часто находились в подземельях, называемых катакомбами.
Самыми известнейшими являются катакомбы Рима. Они открыты в 1577 г. Представляют собой подземельные коридоры, идущие в 3-4, даже 5 галерой одна над другой, и если все их вытянуть в одну линию, то получилась бы длина их свыше 600 км. Самая ранняя надпись в катакомбах относится к 72 г. по Р.Хр., а самая поздняя — к 410 году.
В конце II и III вв. во времена, свободные от гонений, стали появляться особые здания для богослужебных собраний. Совне эти здания имели подобающую форму — продолговатую, наподобие корабля. Внутри они разделялись на три части: притвор (для оглашенных), отгороженный от средней части храма решеткою или глухой стеной; место для верующих с отделением для мужчин и женщин, амвоном и столом предложений с левой стороны; алтарь, отделявшийся от средней части храма тоже решеткою. В алтаре стоял престол, за которым было возвышенное место для епископа. С правой стороны алтаря устраивалось помещение, называемое ризницей, или диаконником.
На построение храмов христиане нередко жертвовали большие средства. Евсевий Кесарийский описывает, что епископ Тирский Павлин употреблял для устрояемой им церкви такие богатые материалы как кедры ливанские и мрамор.
Христианские церкви украшались также и живописными изображениями. Предметом их был, прежде всего, св. крест, затем события из священной истории Ветхого и Нового Завета, например, изображение рая, ковчега Ноева, жертвоприношение Исаака, крещение Спасителя, воскрешение Лазаря и др. К этому присоединялись еще символические изображения предметов христианской веры, употреблявшиеся, кроме храмов, даже на домашней утвари. Таковы изображения голубя (символ невинности), рыбы (напоминание о Христе. Греческое слово 1хуиэ — рыба — составляет начальные буквы главных имен Спасителя, доброго пастыря, феникса, агнца и проч (см. "Ж.М.П.", 1958, 8).
Изображение лика Христа, Богоматери и святых, хотя и были в употреблений у христиан первых веков, но не во всеобщем. Причиной этому было то, что иудеи, коим строго было запрещено делать изображения Божества, вступая в христианскую Церковь, не скоро могли усвоить себе мысль, что христианские иконы не составляют идолопоклонства. Во-вторых, христиане из язычников могли приравнять иконы к своим бывшим идолам, и в-третьих, неуверовавшие язычники могли упрекать христиан в идолопоклонстве.
Но что св. иконы были в употреблении, хотя по местам, об этом есть свидетельства из предания и историй. VII Вселенский собор принял предание о нерукотворном образе Спасителя, посланном Им Самим эдесскому царю Авгарю; из предания известно, что св. Лука написал икону Богоматери; Евсевий Кесарийский упоминает в своей "Истории" об изображениях Христа, ап. Петра и Павла.
Принадлежностями христианских храмов были списки Св. Писания, особенно Евангелия, которые находились на престоле, списки молитв и песнопений, священные одежды, священные сосуды, светильники, кадильницы и проч.