И всех Небесных сил безплотных
День вечной всемирной славы Архистратига Божия Михаила
По настоящему смелым, масштабным, глубоким и ярким, а главное первым и единственным, истинным произведением в христианской богословской литературы о совершенном и непостижимым Творце и его Небесной иерархии является учение Священномученика Дионисия Ареопагита «О Небесной иерархии».
Священномученик Дионисий Ареопагит (97), упомянутый в книге Деяний (17, 34), родился в Афинах, был одарен великим умом и очень образован. С целью большего усовершенствования в науках он отправился в Египет, в Илиополис где посвятил все свое время обучению астрономии - науке о небесных светилах. В день страданий и распятия Господа нашего Иисуса Христа, необыкновенная тьма распространилась на земле. Помрачилось солнце и затряслась земля, и тогда Дионисий воскликнул: «Или Бог, Создатель мира сего, страдает, или сей видимый мир кончается”. Возвратившись из Египта в Афины, он был избран членом Афинского Ареопага - верховного суда, который происходил на холме Марса. Именно там Апостол Павел обратил Святого Дионисия в христианскую веру страстной и проникновенной речью против идолопоклонства.
Святой Дионисий Ареопагит, как член Ареопага пользовался несомненным авторитетом среди своих соотечественников, и потому его избрание Богом для служения христианству, безусловно, не было случайным. Святой Апостол Павел поставил его быть первым Афинским Епископом (по Евсевию). Укрепив христианскую Церковь, Святой Дионисий отправился с проповедью в другие страны, вместе с пресвитером Рустиком и дьяконом Елевферием. Так он побывал в Риме и Франции, где многих язычников обратил ко Христу. Там в 96 году в правление императора Домитиана, мученически завершилась его жизнь.
В Париже правитель Сисиний всех троих осудил за веру, убеждал и мучил, чтобы они отреклись от Христа. В итоге он приказал умертвить их мечом. По преданию, обезглавленное тело Святого Дионисия встало, взяло в руки свою голову и пошло к тому месту где была христианская Церковь, положило голову на руки одной благочестивой женщины и тогда упало. При виде такого чуда многие из язычников уверовали во Христа. Именно этому Святому мужу Православная Церковь приписывает авторство знаменитого “Ареопагического корпуса”. Но труды под именем Дионисия Ареопагита появились на свет только спустя 400 лет, во время проведения поместного Константинопольского Собора (534), боровшегося с ересью монофизитства. Христианская Церковь чтит память священномученика 3 (16) октября.
Подлинное имя автора мистико-философских трудов: “О божественных именах”, “О небесной иерархии”, “О церковной иерархии” и “Таинственное богословие” (“О мистическом богословии”) окутано тайной. Как будто сам Господь сокрыл от нас подлинное имя автора, дабы потомки и последователи его идей не имели возможности найти изъяны в этих, наполненных величайшим смыслом Боговдохновенных трудах. А их влияние было столь велико, что оказало неоценимую пользу и благосклонно повлияло на развитие богословской и мистической мысли Востока (Византия) и Запада (Рим). Труды Св. Дионисия Ареопагита объединенные в “Ареопагический корпус”, состоят из 4-х трактатов и 10 посланий. Эти удивительные творения способствовали исключительному религиозному подъему, а необычайная острота и глубина языка, его выразительность рано заставили принять и признать труды Священномученика Дионисия (первый славянский перевод «Ареопагитики» был сделан в 1371 году).
Девять чинов Ангельских по учению Священномученика Дионисия Ареопагита составляют 3 триады:
I-я включает в себя непосредственно приближенных к Создателю Серафимов, Херувимов и Престолов.
II-я отражает принцип Божественного мировладычества и состоит из Господств, Сил и Властей.
III-я триада - приближена к нашему миру и человеку и состоит из Начал, Архангелов и Ангелов.
К высшим духам Небесной, или Ангельскойиерархииотносятся:
СЕРАФИМЫ- “освящающие” т. е. пламенеющие от любви к Творцу - Ангелы особо приближенные к Престолу Бога, охраняющие Трон Бога и Его Самого. Святой Исаак Сиринписал о них так: “Серафимы - согревающие и сожигающие.”
В видении Святому Пророку Исаии (Ис., 2, 6)они представились имеющими человеческий образ существами, но у каждого из них имеется по шести крыльев. Двумя они закрывают свои лица, как недостойные взирать на Господа. Двумя закрывают ноги, как недостойные того, чтобы Господь взирал на них, и двумя другими они летают, для того, чтобы неустанно исполнять небесные повеления своего Царя и Господа. Они же неумолкно поют песнь хвалу Господу, говоря друг другу: “Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями”.
Серафимыне просто Духи света, а самые Высшие духовные существа и ближайшие к Богу. Так и изображаются они в Небесной иерархии, занимая первое место в первом лике: «...Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». (Ис., 6., 6-7).
ХЕРУВИМЫ - Ангелоподобные существа - стражи “обильные видением и мудростью носящие(слова преп. Исаака Сирина).
Один из них охраняет после изгнания из Рая Адама и Евы, древо жизни. Они охраняют содержимое Ковчега, поддерживают свод с Троном Бога. Окружают Престол Вседержителя и Агнца Его на небесах, и неуклонно, день и ночь прославляют безконечные совершенства Его не только в великом деле творения, но и нашего искупления. В них полнота высшей жизни и высшее отражение славы Божией.
Перемещаются Херувимына крыльях ветра, словно огненная молния - мгновенно. В молитвенном воззвании к Богу Святого Царя Давида, в псалме 17-моб этом сказано так: «И воссел на Херувимови полетел и понесся на крыльях ветра(11)...От блистания пред Ним бежали облака Его, град и угли огненные...(14)».
В одном из видений Святому Пророку Иезекиилю, представились они в виде двуликих существ, у которых с одной стороны лицо человеческое, а с другой - львиное. Вместе с Серафимами, они имеют шесть крыльев и поют хвалу Господу у Его Престола.Они представляются самыми приближенными к Богу силами, одаренными от Него особым совершенствами и имеющими свое особое служение. В откровении Святого Апостола Иоанна Богослова сказано, что Херувимыучаствуют в Страшном Суде Божием, при снятии семи печатей с книги судеб земли и всех народов ее: «И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее.» (Апок. 5., 3). И далее: «И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящих как бы громовым голосом: иди и смотри.» (Апок. 7., 1).
Наиболее красочно и объемно, символически, но явственно описал Херувимов и ПрестолыСвятойПророк Иезекииль, во время Вавилонскогоплена (587. до н. э.), когда он находился, - «среди переселенцев при реке Ховаре.» (Иез. 1., 1).
У Святого Пророка Иезекииля Херувимыпредставляются в виде полу людей и полу животных с человеческими туловищами, с орлиными крыльями и воловьими ногами. В другой части описания чудесного ведения говорится: “И видно было у Херувимов подобие рук человеческих под крыльями их. И видел я : и вот четыре колеса подле Херувимов, по одному колесу подле каждого Херувима, и колеса по виду как бы из камня топаза. И по виду все четыре сходны, как будто колесо находилось в колесе...И все тело их, и спина их, и руки их, и крылья их, и колеса кругом были полны очей, все четыре колеса их. И колесам сим, как я слышал, сказано было: «галгал» (вихрь)... Херувимыподнялись... И когда шли Херувимы, тогда шли подле них и колеса: и когда Херувимы поднимали крылья свои, чтобы подняться от земли, и колеса не отнялись, но были при них. Когда те стояли, стояли и они; когда те поднимались, поднимались и они; ибо в них был дух животных...» (Иез. 10., 8-17).
ПРЕСТОЛЫ - “Божия опора и Божийпокой...Именуются же Престолы, как досточестные, -словаИсаака Сирина, -«…зерцала Божественного промысла, читая в которых, райские души предрекают будущее». Чаще их значение воспринимают как седалище Бога.
Святитель Дмитрий Ростовский указывает, что перед сидящем на Престоле высоком и превознесенном предстоят Богоносные Престолы, ибо на них как на разумных Престолах (как пишет Святой Максим Исповедник), разумно почивает Бог. Богоносными они называются не по существу, но по благодати и по своему служению, данной для служения, как таинственно и непостижимо носящие в себе Бога. Почивая на них непостижимым образом, Бог совершает свой праведный Суд: «Ты воссел на престоле, Судия праведный» (Пс. 9., 5).
Престолы служат Божественному правосудию, прославляют оное, и изливают силу правосудия на престолы земных судей, помогая царям и владыкам производить праведный суд. Описание их мы встречаем у Святого Пророка Иезекииля в видении Создателя во всем своем величие: «Над головами животных (Херувимов- прим. автора) было подобие Престолапо виду как бы из камня сапфира*; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; то вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом. Такое было видение славы Господней...И видел я, и вот на своде, который над головами Херувимов, как бы камень сапфир, как бы нечто похожее на престол, видимо было над ними....» (Иез. 1., 23, 25-28, 2., 1, 10., 1).
Престолыесть слава Божья, его твердыня, основание, символизирующие собою чистоту, сияние; блеск и величие.
ГОСПОДСТВА- “имеющие власть над всяким царством” - 4-йиз девяти чинов Ангельских. Они образуют с Силамии Властямивторую триаду. Сходны по значению с ними, Господстваназываются так потому, что они господствуют над прочими чинами Ангельскими будучи сами свободными. Оставив рабский страх, они добровольно и с радостью служат непрестанно Богу. Также ниспосылают они силу к благоразумному владению и мудрому управлению поставленным от Бога на земле Властям, дабы те хорошо управляли порученным им областям.Они учат владеть чувствами, смиряя в себе непотребные вожделения и страсти, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей и быть выше всякого искушения.
СИЛЫ - “крепкие силою и страшные видением своим” - Ангельские существа, вторые во второй триаде чинов Ангельских. Воплощают собою принцип непогрешимой и невозмутимой иерархической стройности повелевания в послушании, без возможности тиранического употребления во зло Богу. Силы исполненные Божественной крепости, исполняют немедленно волю Всевышнего и Всемогущего своего Господа, крепкого и сильного.
Они творят превеликие чудеса и ниспосылают ту же благодать чудотворения угодникам Божиим, достойным таковой благодати, чтобы те могли творить чудеса, - исцелять всякие болезни и предвозвещать будущее. Святые Силы помогают и людям, труждающимся и обремененным, возложенного на них какого-нибудь послушания, тем и объясняют свое имя - «СИЛЫ» - и носят немощи немощных. Они также укрепляют каждого человека в терпении, смирении, чтобы он не изнемогал в скорби, но с крепким духом и мужественно переносил все напасти со смирением, благодаря за все Бога, все совершающего и посылающего к пользе нашей; испытания, лишения, гонения, преодоления искушений и мук земных.
ВЛАСТИ - “властвующие над народами и над каждым человеком”Ангельские существа. В новозаветных текстах бегло упоминаются как особого рода космические духи, благие, безсмертные, послушные Богу. Исполняют Его волю, отвечают за распорядок дел Создателя, творят волю его в разных концах Вселенной. Имеют безтелесную оболочку, но предстают по слову Божьему в виде Ангелов.
Властитак называются потому, что имеют власть над дьяволом, чтобы укрощать власть бесовскую, отражать наводимые ими на людей; сообщества, города, храмы, реки, горы, равнины и т.д. искушения и вредоносные действия. И не допускать бесов причинять кому или чему-либо вред в такой степени, в какой бы они желали.
Власти утверждают добрых подвижников в духовных подвигах и трудах, оберегая их, чтобы они не лишились духовного царствия. Тому же кто борется со страстями и похотями , искушениями и грехами, колдовством и чародейством, они помогают отгонять злые помыслы, козни, наветы вражие и побеждать дьявола и его воинство.
Власти упоминаются в ПервомСоборномпосланииАпостола Петра: «Который, вошедший на небо, пребывает одесную Бога, и которому покорились Ангелы, и Властии Силы.» (1 Пет. 3., 22).
НАЧАЛА - “устрояющие эфир (слова Святого преп. Исаака Сирина)” один из девяти чинов Ангельских. Упоминаются впервые в Новом завете. Являются (по словам Святого Дионисия Ареопагита) 7 чином небесным, составляющим с Архангелами и Ангелами триаду небесного воинства.
Началаназываются так потому, что имеют начальствование над низшими Ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено так же управление Вселенной и охрана всех царств и государств, земель и всех народов, племени и языков, ибо каждое царство, племя и народ из небесного чина.
Началамиимеют для себя Ангела-хранителя и управителя всей своей страны (Дан. 10., 13).
Служение Начал (по Св. Григорию Двоеслову)- наставлять людей воздавать каждому начальствующему честь, подобающую его званию, ибо Богом он поставлен править и властвовать, за что и спрос с него на Страшном Суде.
Ангелы Начал возводят достойных людей на почетные должности и наставляют их, чтобы они принимали власть не ради своего удовольствия, достатка и пользы, не ради похвалы и суетной славы, но ради чести Божией, ради распространения и умножения Его славы и ради пользы ближних, ради служения общим нуждам всех своих подчиненных. Нарушения этих правил недопустимы и строго наказываются, а степень вины грешника-начальника еще более строго определяется на суде над ним, ибо свидетельствовать против его мнимых добродетелей будут и Начала.
В любви, почитании и поклонении воинству Божьему для людей особенно близки Архангелы - “бодрственные стражи(слова преп. Исаака Сирина)”и Ангелы- “посылаемые”. Более всего приближенные в духовном мире к людям, они выполняют огромную работу по воспитанию, очищению и просвещению в нас безмерной любви к Творцу. Они дают нам возможность себя увидеть и услышать. поэтому сведения о них более всего обширны.
АРХАНГЕЛЫ- старшие Ангелы воинства небесного. Древнее предание восходящее к ветхозаветным представлениям говорит о существовании 7-ми Архангелов.
Архангеламиназываются великие благовестники и благовествующие о великом и преславном Боге. Служение их по Святому Дионисию Ареопагитусостоит в том, чтобы открывать пророчества, познания и разумения воли Божией, что получают они от высших чинов и возвещают низшим - Ангелам, а через них- людям. Святой Григорий Двоесловговорит, что Архангелыукрепляют в людях Святую веру, просвещая ум их светом познания Святого Евангелия и открывая таинства благочестивой веры.
АРХАНГЕЛЫ - есть начальники Ангелов,находящиеся в высшей от них степени, ибо Вседержитель избирает их для особой работы: «Тайна седми звезд, которыя ты видел в деснице (правая рука) Моей и седми золотых светильников есть сия: седмь звезд есть Ангелысеми церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семи церквей» (Апок. 1., 20).
Помимо руководства над Церквями Архангелыучаствуют в сокровенном деянии Страшного Суда: «И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб... И взял Ангел кадильницу и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю; и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясения. И седмь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить» (Апок., 8., 6).
Каждый из семи Архангелов выполняет определенную Творцом миссию; обучает ли первых людей Адама и Еву и их потомков ремеслам, знаниям и тайнам. Раскрывает ли значение снов, лечит ли, предвещает ли события или глашатает ли на Страшном Суде - все это подчинено строгой иерархии и происходит по велению Создателя.
АНГЕЛЫ- общее имя всех чинов небесных, но они по данной от Бога благодати и своему положению имеют разные наименования. Все они Ангелы, ибо имя это не название существа, но служения по написанному: «не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение.»(Евр., 1.,14). Служение же их различно и неодинаково, и каждый чин имеет собственное служение, о чем и было сказано выше. Ибо премудрый Создатель не всем в одинаковой мере открывает тайны Своего намерения, но от одних к другим; от высших к низшим просвещает, открывая им Свою волю и повелевая ее исполнять, как это устроено Им с начала времен.
В пророчестве Даниила и других текстах Ветхого Заветамы читаем, что один Ангелповелевает другому Ангелуистолковать видение пророку (Дан. 8., 16). Ангелы высших чинов открывают Божественную волю и намерения Творца Ангеламчинов низших, просвещают их и посылают к людям. Православная Церковь, нуждаясь в помощи Ангелов, празднует Собор всех 9-тичинов Ангельских молением в 8(21)деньноября. Над всеми девятью небесными чинами Ангеловпоставлен Создателем чиноначальником и вождем Святой Архангел МИХАИЛ, как верный служитель Божий.(Апок., 12.,79). Собор именуется в его честь- Собор Архангела Михаила. Память его также свершается 6 (19) сентября.
Архангел Михаил
"Михаил, один из первых князей пришел помочь мне" (Дан. 10;13).
МИХАИЛ - "кто яко Бог" переводится его имя. Святая Церковь признает его первым, ибо он первым восстал против Люцифера (сатаны), когда тот объявил войну Вседержителю. Во время пагубного и подлого впадения в гордость сатаны, его отступления от Бога и низпадения в бездну Архангел Михаилсобрал все чины и воинства Ангельскиеи велегласно воскликнул: «Вонмем, станем добре пред Творцом нашим и не будем думать о том, что противно Богу! Вонмем, что потерпели те, которые были созданы вместе с нами и доселе вместе с нами были причастниками Божественного света! Вонмем, как они ради гордости внезапно от света впали во тьму и с высоты низверглись в бездну! Вонмем, как спала с неба восходяща заутра Денница (сатана) и сокрушилась на земле» (Св. Григорий Двоеслов., Толкование 4 на Евангелие).
Говоря так ко всему Собору Ангелов, он, стоя впереди начал с Серафимамии Херувимамии со всеми Небесными чинами славить Пресвятую, Единосущную и Нераздельную Троицу, Единого Бога, согласно воспевая торжественную песнь: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (Ис., 6.,3).В борьбе со змием, олицетворяющим зло, Архангел Михаил является высшим защитником и покровителем.
Почитание СвятогоАрхангела Михаилав Православной Церкви восходит к самым древним традициям и упомянуто в Священном Предании: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, во веки, навсегда» (Дан., 12.,1-3).
Святой Архангел не перестает ратоборствовать за славу Творца, за дело спасения рода человеческого. Почему и изображается он в воинственном виде, с копьем или мечом в руке, имея под ногами дракона, т. е. духа злобы. Всякий кто носит имя, его должен отличаться ревностью к славе Божьей, верностью Царю Небесному и Царям земным, а также постоянным смирением и самоотвержением. Он же - "Архистратиг" небесный (верховныйвоеначальник), полководец верных Богу Ангелов и людей в космической (вселенской) войне с врагами Бога. Победоносный антагонист дьявола. Ангел-хранитель Израиля и его народа, а также "воинствующейЦеркви" (совокупность всех Православных верующих). Выполняет роль защитника и покровителя князей и ратной славы. Выступает как Ангел милосердия и просителя людей перед Богом. Является Ангелом (как и Гавриил) стоящим у трона Божьего. Выполняет также роль писца, заносящим имена праведников в книгу Жизни. Он же проводник душ праведников к воротам новогоИерусалима.
Когда восстал сатана против Бога, говоря: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой... буду подобен Всевышнему" (Ис. 14; 13 – 14),тогда же противостал ему Архангел Божий Михаил, отвечая: "Кто подобен Богу? Никто как Бог!" И разделился тогда весь Ангельский мир. "И произошла на Небе война: Михаил и Ангелы Его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли... И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним" (Апок. 12; 7 – 9).
"И услышал я, - продолжает святой Иоанн Богослов, - громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник (по-евр. – диавол)" (Апок. 12; 10).
С тех самых пор Бог благословил сего ревностного Архангела на участие в духовных бранях в качестве Архистратига безплотных сил, старшего офицера Ангельского воинства, и назвал его Михаилом, что в переводе означает – «Кто яко Бог»? Кто равен Богу?
Наша Святая Церковь еще в ветхозаветный период своего существования почитала Святого Архангела Михаила своим покровителем в борьбе с язычниками, демонопоклонниками. Так Архангел Божий явился во время войны Иисусу Навину, говоря: "я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда (Нав. 5; 14),и помог ему успешно завладеть столицей языческого Ханаана городом Иерихоном.
Не помогли, да и не могли помочь идолопоклонникам их ложные боги: ни Немезида эллинов, покровительница воинов, ни римский бог войны и агрессии Марс, называемый греками Арес и изображаемый молодым вооруженным мужчиной в исходной позиции для выпада. Этого Марса-Ареса язычники считали не только символом воинственности и ратного искусства, но и своим всемогущим покровителем, ведь, согласно древнему мифу, он является грозным сокрушителем покрытых кровью стен и беспощадным истребителем народов. Согласно предсказанию Господа, его святой посланник Архистратиг Михаил разрушил стены этого города до самого основания.
Со времени принятия Русью христианской государственности до времени измены нашему Государю, Святому Царю-искупителю Николаю Второму, существовало Русское христолюбивое воинство, которое обрело покровительство Святого Архистратига Михаила через широкое его почитание как победителя диавола, врага Божия и всего человечества. На фреске Благовещенского собора Московского Кремля находится надпись: "Архангел Михаил, победитель супостатов наших", подтверждающая народную веру в его заступничество.
В книге "Руководство к писанию икон святых угодников" говорится о том, что Святой Архангел Михаил "изображается попирающим (топчущим ногами) люцифера и, как победитель, держащим в левой руке на груди зеленую финиковую ветвь, а в правой руке копье, на верху коего белая хоругвь, с изображением красного креста, в ознаменование победы Креста над диаволом" (Академик В. Д. Фартусов, Москва, Синод. Тип., 1910, стр. 226).
Зная историю нашей Родины, можно смело утверждать, что представителям такого ведомства, как Министерство обороны, невозможно найти лучшего помощника в ратном труде, нежели Архангел Божий Михаил, первый небесный ратоборец.
Наш русский Златоуст, Архиепископ Херсонский Иннокентий в назидание писал: "Он первый восстал против люцифера (сатаны), когда сей восстал против Вседержителя. Известно, чем кончилась эта первая ужасная война, - низвержением денницы (сатаны) с неба. С тех пор Архангел Михаил не престает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за Церковь и чад ее. (…) Посему для тех, кои украшаются именем первого из Архангелов, всего приличнее отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением" (Седмь Архангелов Божиих, М., 1996, стр. 5 - 6).
Память святого Архангела Михаила по церковному календарю совершается восьмого ноября и шестого сентября по старому стилю.
Молитва Архистратигу Михаилу чтомая в понедельник
и во всякий день
Святый Архистратиже Михаиле, поможе мне победити врагов, видимых и невидимых, и супостатов воюющих на душу и тело мое. И моли Бога о мне грешном. Аминь.
О, великий Архистратиже Божий Архангеле Михаиле победитель демонов! Победи и сокруши всех врагов моих видимых и невидимых, и умоли Господа Вседержителя, да спасет и сохранит мя Господь от всех скорбей и от всякия болезни, от смертоносныя язвы и напрасныя (внезапной) смерти.
Святый Архангеле Божий Михаиле! Отжени от меня молниеносным мечем твоим духа лукаваго, унылаго, искушающаго мя, ныне и присно и во веки веков. Аминь.