И грядущего на облаках небесных».

65 Тогда Первосвященник разодрал одежды свои и сказал: «Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! 66 как вам кажется?» Они же сказали в ответ: «Повинен смерти». 67 Тогда плевали Ему в лицо и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам 68 и говорили: «Прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?»

Итак, после ареста Иисуса привели к Первосвященнику Иосифу Каиафе, к которому «собрались книжники и старейшины». Они собрались на совещание во дворе дома Первосвященника. Была ночь с пятницы на субботу. Вообще говоря, суд Синедриона не мог заседать ночью, а также по субботам и по праздникам. Так что в доме Первосвященника собралась, вероятно, часть членов Синедриона не на суд в прямом смысле, а на предварительное расследование и совещание.

Как мы читаем, все-таки не все ученики Иисуса разбежались. Петр оказался единственным, кто пошел за Учителем. Он осмелился проникнуть во внутренний двор дома Первосвященника, где, смешавшись со слугами, сел, ожидая, чем все закончится.

Далее Евангелие сообщает нам, что все расследование проходило с явным нарушением Закона о судопроизводстве. Ведь, согласно Закону, для вынесения приговора необходимо было получить совпадающие друг с другом показания как минимум двух свидетелей (Втор 19:15). Здесь же мы видим, что приговор, причем смертный, был уже предопределен без всяких доказательств и свидетелей, которых, к тому же, не оказалось. Ибо, «хотя приходило много лжесвидетелей», их свидетельства были или противоречивыми, или уж слишком лживыми, так что пришлось искать свидетелей. Где их можно было найти среди ночи, сказать трудно. Наконец, нашлись два лжесвидетеля, которые дали сходные показания. Они сказали: «Он говорил: могу разрушить Храм Божий и в три дня создать его».

[Здесь иногда возникает вопрос: Это лжесвидетельство в Евангелии от Марка звучит несколько иначе: не Я «могу разрушить Храм Божий…», а «Я разрушу Храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный» (Мк 14:58). Между «Я могу разрушить» (Мф) и «Я разрушу» (Мк), а также между «Я могу создать Храм Божий» (Мф) и «Я воздвигну нерукотворенный Храм» (Мк) разница, с юридической точки зрения, конечно, существенная. Но это и некоторые другие несовпадения в словах не должны нас смущать, ибо сути дела они не затрагивают. Никто ведь не стенографировал допрос Иисуса. Всё, что происходило во время этого заседания, до нас – и не только до нас, но и до Евангелистов – дошло через долгий процесс формирования устного предания, его перевода с арамейского языка на греческий и письменных фиксаций предания. На этом сложном пути некоторые разночтения неизбежны. Но они ведь не меняют основного содержания. Так что, отвлекаясь от досужих вопросов о разнице между Евангелистами, сосредоточимся непосредственно на нашем тексте Матфея.]

Конечно, ничего подобного словам «Я могу разрушить храм Божий…», или «Я разрушу храм сей» Иисус никогда не произносил. Это явные лжесвидетельства.

На самом деле Иисус предсказывал разрушение Иерусалимского Храма: «Иисус шел от Храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания Храма. Иисус же сказал им: «Видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено» (Мф 24:1-2). Как мы знаем, так оно и произошло. Но Иисусу и в голову не приходило говорить, что разрушителем храма будет Он. Храм в 70 году был полностью разрушен римлянами, а не Им.

В более одухотворенном Евангелии от Иоанна есть удивительное место. Иисус говорит иудеям: «Разрушьте Храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали иудеи: сей Храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о Храме Тела Своего» (Ин 2:19-21). Даже если лжесвидетели намекали на эти слова Иисуса, то их лжесвидетельство состояло еще и в том, что «разрушьте» они заменили словами «Я разрушу», или «Я могу разрушить». Это «полностью извращало смысл слов Иисуса. Трагическая ирония заключается в том, что люди, выдвигавшие против Него это обвинение, сами явились причиной разрушения Иерусалимского Храма, подняв восстание против Рима. Пророчество Иисуса исполнилось: они разрушили Храм. Вторая часть пророчества тоже исполнилась: Иисус воздвиг новый, духовный, нерукотворенный Храм – Свое воскресшее Тело»[175].

Итак, после заявлений лжесвидетелей Каиафа спросил Иисуса, почему Он ничего не отвечает на выдвинутое против Него обвинение. – «Иисус молчал». Читатели Евангелия в этих словах о молчании Иисуса могли расслышать исполнение пророчества Исаии о праведном Отроке, который«страдал добровольно и не открывал уст Своих» (Ис 53:7). В этом молчании как бы отражается также то, что сказано в Псалме 37:

«Ищущие же души моей ставят сети,

и желающие мне зла говорят о погибели моей

Наши рекомендации