Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою (Мк. 13:24,25; ср.: Мф. 24:29,30; Лк. 21:25-27)
5) Пришествие человека греха и отступление. Павел пишет фессалоникий-цам, что Христос не придет, пока не явится человек греха и пока при своем возвращении Господь не уничтожит его. Этого «человека греха» иногда отож-дествляют со зверем из Отк.13, а иногда называют антихристом, последнего и наихудшего из «антихристов», упомянутых в1 Ин.2:18. Павел пишет:
...О пришествии Господа нашего Иисуса Христа... <...> ...День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, на-зываемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. <...> И ныне вы знаете, что не допускает от-крыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь, — и тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего, того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения (2 Фес. 2:1—10).
6) Спасение Израиля. Павел говорит о том, что многие евреи не уверовали в Христа, но он говорит также, что в будущем большое количество евреев бу-дет спасено:
Если же падение их богатство миру, и оскудение их богатство языч-никам, то тем более полнота их (Рим. 11:12)'°.
Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников, и так весь Израиль спасется... (Рим. 11:25,26).
7) Выводы о знамениях, предшествующих возвращению Христа. Все эти
10 Здесь употреблено греческое слово πλήρωμα, «полнота». «Полнотой Израиля» на-
зывают будущее полное включение Израиля в число народа Божьего.
11 Беркхоф также упоминает Мф. 25:19, где господин возвращается «по долгом вре-
мени», и Мф. 25:5, где говорится о задержке возвращения жениха (Louis Berkhof, Systematic
Theology, p. 697). Однако ни в том, ни в другом отрывке не говорится о конкретных про-
межутках времени, и оба они не противоречили бы задержке в десять или двадцать лет
после того, как Иисус возвратился на небо.
отрывки в совокупности весьма убедительны, и, как мы упомянули выше, многие христиане решили, что Христос просто не может прийти влюбой мо-мент11. Просматривая список знамений, приведенный выше, можно понять:
не требуется много аргументов, чтобы доказать, что большинство из них, или даже все, еще не произошли. По крайней мере, такое впечатление создается при первом прочтении этих отрывков12.
3. Возможные решения. Каким образом мы могли бы согласовать те от-рывки, которые призывают нас быть готовыми к внезапному возвращению Христа, с отрывками, в которых говорится, что, прежде чем возвратится Хри-стос, произойдет несколько важных видимых явлений? Предлагалось несколь-ко решений.
Первое решение заключается в утверждении, что Христос не может прий-ти в любое время. Такой точки зрения придерживается Беркхоф, как это вид-но из приведенной выше цитаты. Какое время требуется для возвращения Христа, зависит от мнения отом, сколько времени нужно для исполнения зна-мений, таких, как проповедь Евангелия всем народам, приход скорби и со-брание полного числа евреев к спасению.
Такая точка зрения вызывает два затруднения. Во-первых, она не учи-тывает предостережения, данные нам Иисусом, о том, что мы должны бодр-ствовать и что Он придет тогда, когда мы не будем этого ожидать. Какой смысл в предупреждении о том, чтобы люди были готовы к возвращению Христа в любое время, если мы знаем, что этого не может произойти в тече-ние многих лет? Те, кто придерживается этой точки зрения, преуменьшают или отрицают значимость бодрствования и готовности к приходу Иисуса, и результат таков, каким Иисус не хотел бы его видеть, давая эти предостере-жения.
12 Я не упомянул «войны» и «военные слухи», а также «глады, моры и землетрясе-ния по местам» (Мф. 24:6,7) как знамения, которые должны предшествовать возвраще-нию Христа, поскольку эти знамения присутствуют в течение всей человеческой исто-рии и потому что Иисус говорил о них не как о знамениях, непосредственно предще-ствующих Его возвращению, а как о том, что предшествует этим знамениям: «это начало болезней» (Мф. 24:8). Тем не менее усиление подобных явлений вполне может означать приход последних дней и скорое появление других знамений.
Во-вторых, сторонники этой точки зрения воспринимают знамения со-всем не так, как их понимал Иисус. Знамения даются таким образом, что, когда мы видим их, они усиливают наше ожидание возвращения Христа. И исус сказал: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите голо-вы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Л к. 21:28, курсив мой. — У. Г.). Нам также дано предостережение о том, что мы можем отпасть и по-следовать за ложными мессиями: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас; ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить, что этоЯ, и многих прельстят. <.״> Тогда, если кто вам скажет:„ вот, здесь Христос", или: „вот, там", — не верьте» (Мк. 13:5,6,21). Итак, знаки даны для того, чтобы христи-ане не удивлялись всем этим великим событиям; чтобы подтвердить, что Бог все знает заранее; и чтобы удержать их от увлечения ложными мессиями, при-ходящими не так драматично, как Иисус, явление Которого будет видимым образом и во всемирном масштабе. Но знаки даны не для того, чтобы мы ду-мали, что Иисус не придет еще в течение нескольких лет. Нет никаких указа-ний на то, что Иисус дал эти знамения для того, чтобы у христиан было ос-нование не бодрствовать и не готовиться к Его возвращению или чтобы они не ожидали Его возвращения в любое время! Истолковывать знамения, пред-шествующие возвращению Христа, таким образом (как это делает Беркхоф, напр.) — значит истолковывать их вопреки тому, к чему стремился Иисус. Поэтому мнение о том, что Христос не может возвратиться в любое время, не кажется убедительным.
Другое решение этой проблемы заключается в утверждении, что Христос действительно может возвратиться влюбоевремя, и в попытках тем или иным образом согласовать эти отрывки.
1) Согласовать их можно, например, следующим образом: предположить, что Новый Завет говорит о двух различных возвращениях Христа или двух вто-рых пришествиях Христа13, а именно о тайном пришествии, во время которо-го Христос забирает христиан из мира (пришествие «за Его святыми»), и о пришествии, которое произойдет после семи лет скорби, т. е. о видимом, яв-ном, торжествующем пришествии (пришествии «со святыми»), во время ко-торого Христос явится для того, чтобы править землей. За этот семилетний период все те знамения, которые еще не исполнились (великая скорбь, лже-пророки с их чудесами, антихрист, спасение Израиля и знамения на небесах), исполнятся. Следовательно, нет никакого противоречия между ожиданием пришествия, которое может произойти «в любой момент» и осознанием того факта, что более позднему пришествию будут предшествовать многие знаме-ния14.
13 Те, кто придерживается такой точки зрения, не согласны с концепцией о двух
пришествиях и предпочитают говорить о двух аспектах одного и того же второго прише-
ствия; но поскольку эти два пришествия разделены промежутком в семь лет, то, возмож-
но, речь действительно идет о двух вторых пришествиях.
14 Эта точка зрения подразумевает взятие христиан на небо до великой скорби {pre-
tribulational rapture view). Те, кто придерживается этого взгляда, говорят о первом, тайном
пришествии Христа (с целью забрать христиан из мира) как о «восхищении». Эта точка
зрения рассматривается в гл. 54.
Проблема этого решения заключается втом, что из отрывков, предсказы-вающих возвращение Христа, трудно вывести мысль о двух отдельных возвращениях. Однако мы рассмотрим этот вопрос в следующей главе, где будем анализировать взгляд премилленариев на возвращение Христа с це-лью восхищения христиан до наступления скорби. Следует отметить так-же, что этот подход возник недавно, что он не был известен в истории Церкви до тех пор, пока в прошлом веке не был предложен Джоном Нельсоном Дар-би (John Nelson Darby, 1800—1882). Нам не следует полагать, что подобное разрешение несогласованности приведенных выше отрывков не является единственно возможным.
2) Другое решение заключается в предположении о том, что все знамения уже исполнились и поэтому Христос действительно может прийти в любой момент. С этой точки зрения, возможное исполнение знамений заключается, судя по всему, в событиях истории ранней церкви, происшедших в I в. Можно сказать, что в определенном смысле Евангелие действительно было пропове-дано всем народам; что возникли лжепророки, которые противились Еванге-лию; что была великая скорбь, которую христиане претерпели, испытав гоне-ния нескольких римских императоров; что сыном погибели на самом деле был император Нерон, а полное число евреев, предназначенных к спасению, со-бралось постепенно, в ходе истории Церкви, ведь сам Павел приводит себя в пример начала этого процесса (Рим. 11:1). В следующей главе мы рассмотрим более подробно этот взгляд, а здесь просто отметим, что многие люди не сочли эту точку зрения убедительной, поскольку знамения, о которых идет речь, ка-жутся им событиями более значительными, чем те, которые имели место в I в.
3) Есть и другая возможность согласовать эти отрывки. Можно пред-положить, что, возможно, знамения уже исполнились, хотя это и маловере-ятно, но мы не можем точно знать, все ли знамения исполнились. Такая точка зрения учитывает главнейшую цель появления знамений и тот факт, что нам не следует знать, когда возвратится Христос. Что касается знаме-ний, то их главнейшая цель — усилить наше желание возвращения Хрис-та. Поэтому, когда мы видим что-либо, сходное с этими знамениями, наше желание возвращения Христа становится более живым и сильным. Что же касается повеления бодрствовать и быть готовыми к возвращению Иису-са, то сторонники этой точки зрения могут сказать, что Христос мог бы возвратиться в любое время (так как мы не уверены, что все знамения ис-полнились), а потому мы должны бодрствовать, даже если мы не думаем, что Иисус может возвратиться в ближайшее время (так как складывается впечатление, что еще не все знамения исполнились). И наконец, сторон-ники этой точки зрения согласны, что мы не можем знать, когда именно возвратится Христос, и что Он возвратится тогда, когда мы не будем Его ожидать.
Но возможно ли, что эти знамения уже исполнились? Мы можем рассмот-реть их по порядку. В каждом случае наш вывод будет таков: возможно, хотя и маловероятно, что это знамение уже исполнилось.
1) Проповедь Евангелия всем народам. Было ли Евангелие проповедано всем народам? Вероятно, нет, ведь есть много языковых групп и племен, которые еще не слышали Благую весть. Поэтому маловероятно, что это знамение уже ис-полнилось. Однако Павел говорит в Послании к Колоссянам о всемирном рас-пространении Евангелия: «Вы прежде слышали в истинном слове благовество-вания, которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод и возрас-тает» (Кол. 1:5,6, курсив мой. — У. Г.). Он говорит также: «Если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовест-вования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, ко-торого я, Павел, сделался служителем» (Кол. 1:23, курсив мой. — У. Г.). В этих стихах он, безусловно, не подразумевает, что все живое творение слышало Бла-гую весть. Он имеет в виду, что она начала распространяться по миру, и, та-ким образом, Евангелие было проповедано всему миру или всем народам15. Поэтому, хотя это и маловероятно, но все же возможно, что это знамение пер-вично исполнилось в I в., а затем в большем масштабе исполнялось еще не-сколько раз.
15 Вот что говорит Р. Т. Франс по поводу утверждения Иисуса о том, что «проповеда-
но будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам»
(Мф. 24:14): «Вселенная (οικουμένη, букв.: „обитаемая земля") — это обычное выраже-
ние, первоначально обозначавшее греческий мир (в противоположность варварскому),
затем Римскую империю, а в последствии — весь известный на то время мир; таким
образом, это не географический термин, обозначающий все сообщества, известные на
земле на данный момент, это просто указание на то, что Евангелие было представлено
всем народам, т. е. за пределами иудейской общины... В определенном смысле задолго до
70 г. н. э. Павел мог утверждать, что „распространил благовествование" на обширных
территориях Азии и Европы (Рим. 15:19). и с тех пор сходные утверждения могли бы быть
сделаны неоднократно и в отношении территорий, гораздо больших, чем οικουμένη, из-
вестная во времена Иисуса» (R. Т. France, The Gospel According to Matthew, TNTC [Leicester:
Inter-Varsity Press, Grand Rapids: Eerdmans, 1985], p. 339).
16 Описание этих событий см.: France, Matthew, p. 340, 341, со ссылкой на книгу
Иосифа Флавия «Иудейская война» 5.512—18.
2) Великая скорбь. Похоже, что Писание указывает на период страданий гораздо более значительных, чем те, что уже происходили на земле. Однако следует помнить, что многие люди предостережение Иисуса о великой скорби относили к осаде Иерусалима римлянами во время Иудейской войны 66—70 гг. н. э.16 Страдания, связанные с этой войной, были действительно ужасны и могли быть именно тем, что Иисус предсказывал, когда говорил о великой скорби. Начиная с I в. в истории было много периодов жестоких гонений на христиан, и даже в нашем веке гонения имели место в разных частях планеты: христиан преследовали в бывшем Советском Союзе, в коммунистическом Китае и в исламских странах. Трудно было бы убедить тысячи христиан на-шего времени, десятилетиями преследовавшихся за веру на огромных терри-ториях, что эта великая скорбь еще не пришла. Они в течение долгих лет молились о том, чтобы Христос возвратился и избавил их от той скорби, кото-рую они переносили.
И вновь, хотя мы и можем думать, что слова Иисуса указывают на еще большие преследования в будущем, трудно быть в этом абсолютно уверенным. Кажется, уместно было бы считать — хотя это и маловероятно, но возможно, — что предсказание о великой скорби уже исполнилось.
17 France, Matthew, pp.343, 344.
3) Лжехристы и лжепророки.Что касается ложных мессий и лжепророков, творящих чудеса и знамения, то любой миссионер, работавший среди наро-дов, занимающихся колдовством, засвидетельствует, что «чудеса и знамения» часто совершались силой бесов, для того чтобы противодействовать распро-странению Евангелия. Несомненно, бесовские чудеса и ложные знамения про-исходили втечение столетий, по крайней мере, с тех времен, когда египетские чародеи при дворе фараона произвели ложные знамения в противоположность чудесам Моисея (Исх. 7:11; 8:7; ср.: Деян. 8:9—11). Подобные ложные чудеса, в какой бы форме они ни происходили, чаще всего сопровождаются ложны-ми религиями, соблазняющими большое количество людей (руководители таких групп могут быть названы ложными мессиями или лжепророками). Похоже, что слова Иисуса предсказывают гораздо большее проявление по-добных деяний во времена, непосредственно предшествующие Его возвраще-нию, но вновь следует сказать, что трудно быть уверенным в том, что так оно и будет. Правильнее всего было бы считать — что маловероятно, но все же воз-можно, — что это знамение уже исполнилось.
4) Чудесные знамения на небесах. Появление чудесных знамений на небе-сах — это, вероятнее всего, еще не исполнилось. Конечно, имели место затме-ния солнца и луны, появлялись кометы, и так происходило с самого сотворе-ния мира. Но Иисус говорит о чем-то значительно более масштабном: «Солн-це померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Мф. 24:29, курсив мой. — У. Г.). Франс пытается доказать, что это символический язык, отсылающий к разрушению Иерусалима и к суду Божьему над ним17. Но тогда он должен полагать, что Ис. 13:10 (на эти слова, судя по всему, указывается в Мф. 24:29) — это также не более чем символи-веский язык, повествующий о падении Вавилона. Хотя гораздо более вероят-но, что как Ис. 13:10, так и Мф. 24:29 повествуют о событиях, которые еще только произойдут в будущем — когда звезды буквально упадут с неба, а :олнце и луна погаснут; уместным преддверием к этим событиям будут по-грясения земли и неба и космические разрушения, и произойдет это после возвращения Христа (см.: Евр. 1:10-12; 12:27; 2 Пет. 3:10,11). Более того, очень важно, что за описанием космических событий в Мф. 24:29 следует описание «Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою вели-кою» (ст. 30)'8. Учитывая эти факты, трудно согласиться с тем, что описание падения звезд с неба и помрачения солнца и луны — это всего лишь символи-ческий язык. Правильнее было бы рассматривать эти описания как букваль-ные знамения, которые произойдут непосредственно перед возвращением Хри-ста и которые относятся к другой категории, в отличие от прочих знамений, так как вполне очевидно, что они еще не были явлены. Тем не менее эти собы-тия могут произойти очень быстро — всего за несколько минут или, самое боль-шее, за час или два — и сразу же после этого возвратится Христос. Эти знаме-ния не убеждают нас в том, что нам следует отрицать тот факт, что Христос может возвратиться в любое время.
5) Пришествие человека греха. Уже не раз совершались попытки идеи-тифицировать человека греха («антихриста») с историческими фигурами, обладавшими огромной властью, которые сеяли смерть и разорение среди народов. Древнеримские императоры Домициан и Нерон жестоко пресле-довали христиан, и о них обоих полагали, что это и есть антихрист. (Мно-гие римские императоры, в том числе и эти двое, провозглашали себя бо-жествами и требовали поклонения себе.) В недавнее время антихристом чаще всего считали Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина. С другой сторо-ны, многие протестанты, начиная с эпохи Реформации, в особенности те, кто терпел гонения от католической церкви, считали антихристом того или иного папу.
18 Затруднение, которое вызываетточка зрения Франса, заключается в том, что очень
ясное предсказание о возвращении Христа на землю ему приходится считать предсказа-
нием о разрушении Иудейского храма в 70 г. н. э. Он утверждает, что в Мф. 24:30 гово-
рится о «пришествии Бога для свершения возмездия и утверждения Своей власти», и,
следовательно, речь идет не о возвращении Христа во плоти, а о свершении возмездия
«над теми, кто отверг Его», когда в 70 г. был разрушен храм (ibid., р. 344).
19 Однако Иоанн говорит: «Как вы слышали, что придет антихрист, и теперь по-
явилось много антихристов» (1 Ин. 2:18), и говорит также о «духе антихриста», кото-
рый, по его словам, «уже в мире» (1 Ин. 4:3). Поэтому, если эти прежние гонители
церкви не былитем самым антихристом, многие из них могли быть предвестниками
последнего антихриста.
Однако все эти предположения оказались неверными19, и, судя по все-му, в мир явится еще худший «человек греха», который принесет на землю страшные гонения и страдания, и победит его лишь Иисус, когда возвра-тится. Однако зло, свершенное всеми прочими из упомянутых правителей, было столь велико, что, по крайней мере тогда, когда они находились у вла-сти, невозможно было быть уверенным, что «человек греха», о котором говорится в гл. 2 Второго послания к Фессалоникийцам, еще не явился20. И вновь мы можем сказать: маловероятно, но возможно, что это знамение уже свершилось.
20 Существует мнение, что Павел не хотел, чтобы фессалоникийцы ожидали воз-вращения Христа в любое время, так как он пишет им: «Молим вас, братия... не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами (посланного), будто уже наступает день Христов» (2 Фес. 2:1,2). Далее он говорит: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступле-ние и не откроется человек1реха» (2 Фес. 2:3). Кто-то может решить, что Павел рассуждает следующим образом: вы знаете, что человек греха еще не явился; поэтому и Христос еше не пришел. И Христос не придет до тех пор, пока не появится этот человек греха.
Однако следует отметить, что Павел не говорит фессалоникийцам, что Христос не может прийти в любое время. Он не говорит, что им не следует быть готовыми к воз-вращению Христа или что им не следует ожидать Его. Он просто говорит им, что факт возвращения Христа еще не свершился, т. е. это нечто совсем иное. И он не просто говорит, что прежде должен явиться человек греха, он говорит также, что когда Христос возвра-тится, Он поразит этого человека греха и уничтожит его: «И тогда откроется беззакон-ник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Сво-его» (2 Фес. 2:8, курсив мой. — У. Г.). Дело не просто в том, что они еще не видели этого человека, дело в том, что они не видели того, как Иисус уничтожает его при Своем воз-вращении. Вывод из этого таков, что Христос еще не пришел, так как Он не уничтожал человека греха. И все же Он, безусловно, мог бы вернуться в любое время, даже когда было написано Второе послание к Фессалоникийцам, и немедленно уничтожить того римского императора, который тогда находился у власти (так как римские императоры часто объявляли себя Богом, и требовали поклонения себе, и сам Иоанн говорил, что «появилось много антихристов», 1 Ин. 2:18).
6) Спасение Израиля. Что касается спасения полноты Израиля, то следует вновь отметить, что Рим. 9—11, судя по всему, указывает на то, что в будущем произойдет массовое соединение еврейского народа, когда он примет Иисуса в качестве Мессии. Однако у нас нет уверенности в том, что Рим. 9— 11 пред-сказывает именно это, и многие исследователи считают, что в будущем не про-изойдет никакого соединения еврейского народа, превосходящего то, что мы уже видели в истории Церкви, так как Павел приводит себя в качестве перво-го примера этого соединения (Рим. 11:1,2). И вновь мы можем сказать, что маловероятно, но возможно, что это знамение уже свершилось.
7) Заключение. За исключением знамений на небесах, маловероятно, но возможно, что все остальные знамения уже свершились. Более того, единствен-ное знамение, которое, как представляется, безусловно не совершилось, — помрачение солнца и луны и падение звезд — может произойти за несколько минут, и поэтому правильно было бы говорить, что теперь Христос может воз-вратиться в любой час дня или ночи. Итак, не похоже, но безусловно вероят-но, что Христос может возвратиться в любое время.
Однако согласуется ли такая точка зрения с предостережением бодрство-вать, потому что Христос возвратится тогда, когда мы не будем Его ждать? Можно ли быть готовым к чему-либо, если мы сомневаемся, что это может произойти? Безусловно, да. Каждый, кто пристегивает ремень безопасности, садясь за руль машины, приобретает автомобильную страховку, другими ело-вами, готовится к происшествию, которое рассматривает как маловероятное21. Сходным образом, вполне можно воспринимать всерьез предостережения о том, что Иисус может прийти, когда мы не ждем Его, и тем не менее говорить, что знамения, предшествующие Его пришествию, вероятно, свершатся в будущем.
21 Я благодарю Бога за то, что тридцать лет вожу машину и ни разу не попадал в серьезную аварию; я молюсь о том, чтобы этого никогда не произошло и ожидаю, что и в будущем все будет так. Однако каждый раз, садясь в автомобиль, я пристегиваю ремень безопасности. Я готовлюсь к событию, которое считаю маловероятным, но тем не менее возможным. Точно так же я думаю, что многие знамения еще в большей мере исполнятся и не похоже, что Иисус возвратится в течение ближайших дней или недель. Ваг я пишу эту книгу, которая не будет опубликована в течение нескольких месяцев, исходя из пред-посылки, что Иисус еще не возвратится к тому времени. Тем не менее я часто прислу-шиваюсь к своему сердцу и к своей душе, спрашивая себя, нет ли в них чего-либо тако-го, от чего мне стало бы стыдно при возвращении Иисуса, так как я хочу быть готовым к Его возвращению в любое мгновение, даже когда я этого не ожидаю.
В этом мнении есть положительные духовные моменты, поскольку мы живем христианской жизнью в быстро меняющемся мире. В приливах и от-ливах мировой истории мы иногда видим события, которые могли бы быть окончательным исполнением некоторых из этих знамений. Они происходят, а затем забываются. В самые тяжелые дни Второй мировой войны казалось очень вероятным, что Гитлер — это антихрист. Во времена гонений на церковь кажется очень вероятным, что христиане находятся посреди великой скорби. Когда мы слышим о землетрясениях и о голоде, мы гадаем, не близко ли уже пришествие Христа. Затем эти события проходят, мировые лидеры уходят с политической арены, и линия событий, ведущая к концу века сего, кажется на некоторое время прервавшейся. Но вот на общей мировой сцене возникает новая волна событий, и вновь наше ожидание возвращения Христа усилива-ется. С каждой последующей «волной» событий мы не знаем, какая из них окажется последней. И это хорошо, потому что Бог не хочет, чтобы мы знали об этом. Он просто хочет, чтобы мы желали возвращения Христа и ожидали его в любое время. В духовном плане для нас опасно утверждать, что эти зна-мения еще не исполнились, но неразумно и утверждать, что эти знамения уже исполнились. Однако самым точным соответствием новозаветному отноше-нию к возвращению Христа было бы говорить, что мы не знаем точно, про-изошли ли уже эти события. В таком отношении к пришествию сочетаются разумная экзегетика, ожидание возвращения Христа и определенная степень смирения относительно нашего знания.
И, если Христос возвратится внезапно, у нас не будет искушения ска-зать, что то или иное знамение еще не свершилось. Мы просто будем готовы поприветствовать Его, когда Он возвратится. И если нам предстоят еще вели-кие страдания, если мы видим сильное противодействие Евангелию, массо-вое возрождение в среде еврейского народа, значительный прогресс в пропо-веди Евангелия по всему миру и даже знамения на небесах, то мы не впадем в отчаяние, потому что будем помнить слова Иисуса:« Когда же начнет это сбы-ваться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближа-ется избавление ваше» (Л к. 21:28).
Вопросы для самостоятельной работы
До того, как вы прочитали эту главу, считали ли вы, что Иисус может прий-ти в любой час? Как это влияло на вашу христианскую жизнь? Что вы теперь ду-маете об этом? Если ваша точка зрения изменилась, то какое, по вашему мне-нию, это окажет влияние на вашу жизнь?
Как вы думаете, почему Иисус решил на время оставить мир, а затем воз-вратиться? Почему Он не остался на земле после Своего воскресения и не стал Сам проповедовать Евангелие по всему миру?
Теперь вы желаете возвращения Христа? Прежде вы больше желали этого? Если вы не очень стремитесь к возвращению Христа, то, как вы думаете, что в вашей жизни мешает этому стремлению?
Вы когда-либо откладывали долгосрочный проект потому, что считали, что время второго пришествия приблизилось? Есть у вас сейчас подобные со-мнения? Если да, то считаете ли вы, что они оказывают негативное влияние на вашу жизнь?
Вы готовы к возвращению Христа сегодня? Если бы вы знали, что Он воз-вратится через 24 часа, то какие ситуации или взаимоотношения вы хотели бы исправить за это время? Что, по вашему мнению, означает повеление «бодрство-вать»? Должны ли мы исправить что-то в нашей жизни сейчас, даже если счита-ем, что возвращение Христа сегодня маловероятно?
Специальные термины