Тот, кто претендует на божественный авторитет рано или поздно либо принимается в та-ком качестве, либо отвергается
Но, отлучая пророков, которые неверно понимали свой статус, иногда отказыва-лись и от пророческого дара как такового. Непонимание самой Церковью природы дара пророчества могло стать причиной практически полного отрицания этого дара или, по крайней мере, отказа от публичного использования его в Церкви.
44 John Calvin, The First Epistle of Paul the Apostle to the Corinthians, p. 305.
6. Подобны ли современные чудесные дары тем дарам, о которых говорит ДисаяиеРНекоторые считают, что современные дары подобны лишь отчасти и что они действуют гораздо слабее. В ответ на это возражение мы должны спросить, действительно ли так важно, чтобы современные чудеса были столь же мощными, как и те, что происходили в новозаветные времена? Мы очень мало знаем о том, какие чудеса совершали обычные христиане в разных об-щинах, например, в Коринфе или в Галатии. Кроме того, в Евангелиях описа-но, как Иисус исцелял «всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 9:35), а это означает, что Он исцелял в том числе и людей с гораздо менее серьезны-ми заболеваниями. Если сегодня во время евангелизационного собрания толь-ко 300 человек переживают обращение, вместо 3 тыс., как в день Пятиде-сятницы (Деян. 2:41), станем ли мы утверждать, что проповедник не имеет дара проповеди, поскольку его дар не подействовал столь же мощно, как дар апостолов? Если сегодня выздоравливает только 30 процентов из тех, о чьем здоровье мы молимся, вместо 100 процентов случаев выздоровления во вре-мена Иисуса и апостолов, станем ли мы утверждать, что речь идет не о ново-заветном даре исцеления?45 Мы должны помнить, что дары могут быть раз-личны по силе и что ни один дар не может быть совершенным в этом веке. Но означает ли это, что мы должны полностью прекратить использование даров, несмотря на определенный успех? Разве мы не будем славить Бога, если обра-щены 300 человек, а не 3 тыс., или если исцелилось 30 процентов больных, а не 100 процентов из тех, о ком мы молились? Не совершилось ли дело Господ-не? Если количество не столь велико, как в новозаветные времена, мы можем просить Господа о большей благодати и милосердии, но совершенно неверно было бы прекратить использование этих даров или противодействовать тем, кто их применяет.
7. Как церкви следует относиться к чудесным дарам в наши дни? Послед-нее возражение цессационистов заключается в том, что, по их мнению, цер-ковь, которая делает акцент на использовании чудесных даров, рискует нару-шить равновесие между различными аспектами служения: проповедью, здра-вым учением и моральной чистотой жизни.
45 Тридцать процентов — это просто иллюстративный пример, но эта цифра близка к результатам двух недавних исследований, проведенных среди тех людей, о чьем здоро-вье молились. Одни данные содержатся в книге: David С. Lewis, Healing: Fiction, Fantasy or Fact? (London: Hodderand Stoughton, 1989). Исследование было проведено среди 1890че-ловек, собравшихся на конференции Джона Уимбера (John Wimber) в городе Харрогейт, Англия, в 1986 г. Автор исследования — социолог. Он разработал детальный опросный лист, который люди заполняли во время конференции, а несколько месяцев спустя дан-ные проверялись по случайному выбору. Из 862 случаев молитвы о физическом вы-здоровлении 32 процента (или 279 человек) сообщили, что почувствовали «сильное улуч-шение» или «полностью выздоровели». Еще 26 процентов (или 222 человека) сообщили о «значительном улучшении». Остальные 42 процента (или 366 человек) сообщили, что их состояние «почти не улучшилось» или «совсем не улучшилось» (pp. 21—22). Многие кон-кретные случаи описаны очень детально, часто с длинными медицинскими отчетами. Все заболевания приведены в отдельном приложении (pp. 276—283). (Физические про-блемы отделены от духовных, таких, как внутреннее исцеление или освобождение, ко-торые рассмотрены Льюисом отдельно.) Другие данные содержатся в книге: John Wimber, Power Healing, p. 188. Автор говорит, что когда в его Церкви достаточно долго молились о выздоровлении, то «в течение 1986 г. 32 процента всех людей, о выздоровлении которых молились, полностью выздоровели, тогда как около 86 процентов обнаружили признаки значительного улучшения здоровья». (Карсон говорит: «Уимбер достаточно откровенен: по его оценке „уровень успешности" равняется примерно 2 процентам». См.: D. A. Carson, How Long, О Lord? [Grand Rapids: Baker, 1990], p. 124. Однако Карсон не приводит ника-ких документальных подтверждений этого высказывания, и оно, судя по всему, невер-но, в свете того, что Уимбер написал на самом деле.)
Утверждение о том, что использование чудесных даров «опасно», не явля-ется само по себе адекватной критикой, поскольку некоторые правильные вещи действительно опасны, по крайней мере в определенном смысле. Опасна мис-сионерская работа, опасно вождение автомобиля. Если мы определяем поня-тие «опасное» как «нечто, что может привести к проблемам», то мы можем кри-тиковать что угодно, утверждая, что это «опасно», но при этом критика не мо-жет указать ни на что конкретное. В отношении духовных даров разумнее было бы поставить вопрос следующим образом: используются ли они согласно Писанию и предпринимаются ли меры против возможных злоупотреблений?
Безусловно верно, что может быть утрачено равновесие между различны-ми служениями и в некоторых церквах такое происходит. Но далеко не во всех. Кроме того, поскольку данная полемика затрагивает вопрос о результатах использования духовных даров в жизни церкви, уместнотакже спросить: ка-кие церкви на сегодняшний день проповедуют наиболее эффективно? Члены каких церквей обнаруживают большее самопожертвование? Где наибольшее внимание уделяется чистоте жизни? Где мы видим наиболее глубокую любовь к Господу и к Его Слову? Мне кажется, на эти вопросы трудно ответить ясно, однако я полагаю, что мы не можем утверждать, будто харизматические и пя-тидесятнические церкви в общем и целом слабее в этом отношении, чем другие евангельские церкви. Возможно, в некоторых случаях они даже сильнее. Суть заключается в том, что любой аргумент, основанный на утверждении о том, что в церквах, уделяющих большое внимание использованию чудесных да-ров, непременно нарушается баланс в служении, просто не подтверждается реальной практикой.
8. Заключительные замечания: цессационисты и харизматы нужны друг другу И наконец, можно утверждать, что христиане, принадлежащие к пяти-десятническим и харизматическим конфессиям, и цессационисты (в первую очередь реформаты и диспенсационалисты) действительно нуждаются друг в друге, и им следовало бы больше ценить друг друга. Первые стремятся к боль-шему практическому опыту в использовании духовных даров, опыту, кото-рый мог бы принести немалую пользу цессационистам. С другой стороны, реформатские и диспенсационистские группы всегда отличались точным и глубоким пониманием Писания. И с полной уверенностью можно сказать, что если обе стороны будут уверены, что им нечему учиться друг у друга, то это не принесет никакой пользы Церкви.
Вопросы для самостоятельной работы
1.Какими именно дарами вы обладаете? Изменилось ли ваше мнение о сво-их духовных дарах (или даре) после того, как вы изучили эту главу?
2. Объясните, каким образом каждый дар является предвкушением того зна-ния и тех способностей, которые мы получим после возвращения Христа.
Каким образом вы можете усилить свои духовные дары? Есть ли такие дары, которые были даны вам, но вы ими пренебрегали? Как вы думаете, почему так произошло? Что можно сделать для того, чтобы зажечь их с новой силой?