А. Все истинно родившиеся вновь будут неотступны до конца
В Писании есть много мест, которые учат нас, что те, кто истинно родил-ся вновь, кто является истинным христианином, будут стойкими в христиан-ской жизни до самой смерти, а затем отправятся к Христу на небеса. Иисус говорит:
Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в по-следний день; воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в послед-ний день (Ин. 6:38—40, курсив мой — У. Г.).
2 Грант Р. Озборн не дает другого объяснения утверждению Иисуса: «Я воскрешу его в последний день», когда рассматривает этот отрывок (см.: Grant R. Osborne, "Exegetical Noteson Calvinist Texts", in Grace Unlimited, pp. 170—171). Однако он говорит, что в данном контексте в ст. 35 подчеркивается тот факт, что вечная жизнь зависит от личности, кото-рая «приходит и верует» в Христа (р. 171), и что настоящее время, в котором употреблен глагол «верить» в этом отрывке, подразумевает не первоначальное решение веры, а ско-рее продолжительное состояние.
Я сожалею, что расхожусь в этом вопросе с моим другом и коллегой, но в ответ на это следует сказать следующее. Никто не станет отрицать, что людям самим следует ве-ровать в Христа ради вечной жизни; столь же верно и то, что Иисус здесь говорит не о первоначальной вере, а о вере, которую человек имеет в течение определенного време-ни. Здесь не говорится, что «каждый, кто непрерывно верит до самой смерти, будет иметь вечную жизнь», а просто утверждается, что «тот, кто в настоящее время находится в со-стоянии веры в Христа», будет иметь вечную жизнь и Иисус воскресит его в последний день. В этом стихе говорится обо всех, кто в настоящее время находится в состоянии веры в Христа, и что все они будут воскрешены Христом в последний день. Никаких более подробных замечаний относительно данного конкретного стиха не содержится и во второй работе Озборна — "Soteriology in the Gospel of John", in771e Grace of God, the Will of Man, p. 248.
Здесь Иисус говорит, что всякий, кто верует в Него, будет иметь вечную жизнь. Он говорит, что воскресит этого человека в последний день — что, в контексте веры в Сына и обладания вечной жизнью, ясно означает, что Иисус воскресит этого человека к вечной жизни с Ним (а не воскресит его для того, чтобы осудить и проклясть). Трудно не сделать вывод, что каждый, кто ис-тинно верует в Христа, останется христианином до самого дня окончательно-го воскресения, чтобы получить благословения жизни в присутствии Бога2. Более того, в этом тексте подчеркивается, что Иисус исполняет волю Отца: ничего не погубить «из того, что Он дал» (Ин. 6:39). Итак, те, кто дан Сыну Отцом, не погибнут.
В другом отрывке подчеркивается все та же истина, когда Иисус говорит:
Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною, и Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похи-тит их из руки Моей; Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего (Ин. 10:27-29, курсив мой — У. Г.).
Здесь Иисус говорит, что тем, кто следует за Ним — Его пастве, — даро-вана вечная жизнь. Далее Он говорит: «Никто не похитит их из руки Моей» (ст. 28). Некоторые возражают, что даже если никто и не может забрать хрис-тиан из руки Христа, мы сами можем уйти. Однако это похоже на игру слова-ми ученого-педанта — разве «никто» не включает в себя также и того, кто на-ходится в руке Христа? Более того, мы знаем, что наши собственные сердца не заслуживают доверия. Поэтому, если бы существовала возможность отпасть от Христа, этот отрывок едва ли давал бы нам ту уверенность, которая в нем содержится.
3 Здесь словом «погибнуть» переведено греческое слово άπόλλνμι, и этот же самый термин Иоанн употребляет в Ин. 3:16: «Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Грант Озборн говорит, что И н. 10:28 не следует толковать отдельно от учения о лозе и ветвях из Ин. 15:1-7 ("Exegetical Notes on Calvinist Texts", p. 172). Однако он не дает никакого альтернативного объяснения выражению «не погибнут вовек» и не приводит никаких аргументов в пользу того, что мы не должны понимать его в том смысле, что эти люди безусловно будут вечно жить с Богом на небесах. В своей следующей статье, «Soteriology in the Gospel of John», Озборн вновь упоминает Ин. 10:28, но не приводит иного объяснения этого стиха, он лишь говорит, что здесь подчеркивается верховная власть Бога, а в других местах Евангелия от Иоанна делается акцент на ответе верой, который сочетается с верховной властью Бога. В этих статьях не содержится убедительного объяс-нения, почему мы должны понимать эти слова не в их обычном смысле; здесь говорит-ся, что тот, кто верует в Христа, безусловно, не отпадет от Него.
Конечно же, люди, верующие в учение о неотступности святых (такие, как я, напр.), сказали бы, что способ, которым Бог удерживает нас, — это Его власть, только Он может сделать так, чтобы мы продолжали веровать в Христа (см. ниже). Следовательно, гово-рить о том, что Писание подчеркивает также и необходимость настойчивости в вере, — это не значит опровергать учение о неотступности святых, как его часто формулировали реформатские богословы в различные периоды церковной истории. Иными словами, можно верить в обе трактовки текстов, не делая вывода о том, что люди, которые истин-но родились вновь, могут утратить свое спасение.
Однако самые важные слова здесь — «не погибнут вовек» (ст. 28). Гречес-кая конструкция (оЪ μη; плюс конъюнктив аориста) крайне выразительна и более отчетливо ее можно было бы перевести так: «и они совершенно точно никогда не погибнут». Здесь подчеркивается, что те, кто является «овцами» Иисуса, те, кто идет за Ним, и те, кому Он даровал вечную жизнь, никогда не утратят спасения и не будут разлучены с Христом — они «не погибнут вовек»3.
Существует много других мест, где говорится, что те, кто верует, имеют «вечную жизнь». Один из примеров — это Ин. 3:36: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» (курсив мой — У. Г. Ср. также: Ин. 5:24; 6:4—7; 10:28; 1 Ин. 5:13). А если верующий действительно имеет вечную жизнь, то речь идет о жизни, которая длится вечно с Богом. Это дар Божий, который обретается вместе со спасением (вечная жизнь противопоставлена проклятию и вечному осужде-нию в Ин. 3:16,17,36; 10:28). Арминиане возражают, что «вечная жизнь» — это лишь качество жизни, тип жизни во взаимоотношениях с Богом, которые человек может иметь, а затем утратить. Однако такое возражение не выглядит убедительным, если принять во внимание значение бесконечного времени, которое содержится в слове «вечный» (греч. αιώνιος, «вечный, бесконечный»)4. Безусловно, это жизнь особого рода, однако акцент на слове «вечный» означа-ет, что эта жизнь противоположна смерти; это противоположность проклятия и отделения от Бога; это жизнь, которая длится вечно в присутствии Бога. И тот, кто верит в Сына, обладает этой «вечной жизнью» (Ин. 3:36).
Послания Павла и другие новозаветные послания также указывают на то, что истинно заново рожденные будут неотступны до конца. «Нет ныне ни-какого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (Рим. 8:1); итак, со сторо-ны Бога было бы несправедливо подвергать какому бы то ни было виду вечно-го наказания тех, кто является христианином, — им нет никакого осуждения, поскольку полное наказание за их грехи уже было.
В Рим. 8:30 Павел подчеркивает четкую связь между вечными целями Бога, которые Он предопределил, и осуществлением этих целей в жизни; и показывает также, что это, в свою очередь, связано с окончательным вопло-щением этих целей в «прославлении», или даровании окончательного воскре-сения тем, кого Он привел к союзу с Христом: «А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». Здесь Павел рассматривает будущее событие — прославление — с такой уверенное-тью в этом решении Бога, что говорит об этом как о чем-то уже происшедшем («тех и прославил»). Это верно для всех, кто был призван и оправдан — т. е. для тех, кто истинно стал христианином.
4 BAGD, р. 28.
Еще одним свидетельством того, что Бог сохраняет для вечности тех, кто родился заново, является «печать», которой Бог нас запечатлевает. «Печать» — это Святой Дух внутри нас, Который действует так же, как данный нам Богом «залог» того, что мы получим обещанное нам наследство: «В Нем и вы, услы-шавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его» (Еф. 1:13,14, курсив мой — У Г.). Слово, переведенное в этом отрывке как «залог» (греч. ορραβύχ), — это юридический и коммерческий термин, который означает «очередной взнос (при рассрочке); вклад, задаток; выплату; залог, заклад» и представляет со-бой «выплату, которая обязывает сторону, участвующую в соглашении, со-вершить дальнейшие выплаты»5. Когда Бог даровал нам Святой Дух, Кото-рый может обитать внутри нас, Он принял на Себя обязательство даровать и все последующие благословения вечной жизни и великую награду с Ним на небесах. Вот почему Павел говорит, что Святой Дух — это «залог наследия нашего, для искупления удела Его» (Еф. 1:14, курсив мой — У. Г.). Все, в ком есть Святой Дух, все, кто истинно родился вновь, получили неизменное обещание Бога и залог того, что они точно получат наследие вечной жизни на небесах. Верность Самого Бога есть ручательство того, что так оно и про-изойдет*.
5 BAGD, р. 109.
6 Озборн ("Exegetical Notes on Calvinist Texts", p. 181) отвечает, что в этом стихе Па-вел также говорит о личной ответственности, поскольку «христианам дано предостере-жение о том, чтобы они не „огорчали" Духа». Однако такое возражение не противоречит интерпретации разбираемого стиха, а просто дает ссыпку на другие стихи, в которых говорится о личной ответственности, а с наличием подобной ответственности охотно со-гласится и реформатский богослов.
Богословы-арминиане часто полагают, что если говорится об ответственности чело-века и о необходимости быть настойчивым в вере, значит отрицается, что Бог безусловно оберегает и удерживает нас и что вечная жизнь нам гарантирована. Однако, часто рас-суждая подобным образом, они не приводят никакой другой убедительной интерпрета-ции текстов, цитируемых для подтверждения учения о неотступности святых, и никако-го объяснения, которое показало бы, почему нам не следует воспринимать эти слова как абсолютную гарантию того, что те, кто родился вновь, будут неотступны до конца. Чем утверждать, что отрывки, в которых говорится об ответственности человека, отрицают мысль о верховной защите Бога, кажется, лучше принять реформатскую позицию и со-гласиться, что верховная защита Бога не исключает ответственности человека и гаран-тирует наличие веры, которая необходима для неотступности.
7 Озборн справедливо отвергает мысль о том, что здесь говорится лишь о том, что церковь будет продолжать свое существование. Он говорит: «Павел имеет в виду, что обетование распространяется на личность. Она будет оберегаться Богом в перспективе окончательного спасения, однако это не отменяет неотступности» ("Exegetical Notes on Calvinist Texts", p. 182).
Другое подтверждение того факта, что верующие будут неотступны до конца, находим в Послании Павла к Филиппийцам: «Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа» (Флп. 1:6). Верно, что «вас» означает здесь множественное число, греч. ίμάς (здесь, возможно, ошибка, поскольку автор приводит не начальную фор-му этого предлога, а в греческом тексте он употреблен в форме [tv] ϋμϊν. — Примеч. пер.). Таким образом, Павел имеет в виду христиан филиппийской церкви в целом. И все же он обращается к конкретным верующим, которым и пишет свое послание, и говорит о том, что Божье деяние, которое начало дейст-вовать в них, будет продолжаться и завершится в день возвращения Христа7.
Петр говорит о своих читателях как о людях, «силою Божиею чрез веру со-блюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время» (1 Пет. 1:5). Слово «соблюдаемые» (греч. φρουρέω) может означать «тех, кого стерегут и не да-ют сбежать», и «защищаемых от нападения»; возможно, здесь имеются в виду оба аспекта «соблюдения»: Бог оберегает верующих от побега из Его царства и защищает их от внешних нападений.
Причастие настоящего времени, которое употребляет Петр, придает вы-ражению смысл «вас постоянно и непрерывно соблюдают»8. Он подчеркива-ет тот факт, что происходит это силой Божьей. Но сила Божья не действует отдельно от веры тех, кого соблюдают, а напротив, через их веру. (Слово «вера», πίστις, в посланиях Петра обычно означает персональную активность лич-ности верующего; см.: 1 Пет. 1:7,9,21; 2 Пет. 1:1,5 и в Новом Завете в целом.) Сходные примеры, показывающие, как Бог действует «через» кого-либо или что-либо в посланиях Петра (1 Пет. 1:3,23; 2 Пет. 1:4 и, вероятно, также 1 Пет. 1:12; 2:14; 3:1), наводят на мысль о том, что персональная вера, или доверие к Богу верующего, — это средство, с помощью которого Бог хранит Свой народ. Та-ким образом, мы можем выразить значение этого стиха так: «Бог постоянно использует Свою силу, чтобы хранить Свой народ с помощью его веры». Из этого утверждения, похоже, следует вывод, что сила Бога придает энергию и постоянно поддерживает индивидуальную личную веру9.
Бог соблюдает нас не ради какой-то временной цели, а ради спасения, которое готово открыться в последнее время. Слово «спасение» означает здесь не прошлое оправдание и не нынешнее освящение (используя категории бого-словия), а будущее обладание всеми благословениями нашего искупления — окончательное, полное исполнение нашего спасения (ср.: Рим. 13:11; 1 Пет. 2:2). Хотя оно и «готово», оно еще не «открыто» Богом всем людям до «последнего времени» — времени последнего суда.
8 Следующие три абзаца взяты из работы: W. Grudem, The First Epistle offl?ter(Leicester: Inter-Varsity Press, and Grand Rapids: Eerdmans, 1988), pp. 58, 59.
9 Перевод Дж. Η. Д. Келли «в результате... веры» — крайне сомнительная интерпре-тация широко распространенной конструкции δια с родительным падежом (несколько примеров этой конструкции в значении «в результате», приведенные в BAGD, р. 180, IV, можно трактовать и иначе, а сам Келли никаких примеров не приводит; см.: J. N. D. Kelly, A Commentary on the Epistles of Peter and Jude, Black's New Testament Commentaries [London: Black, 19691, p. 52).
Это последнее выражение делаеттрудным, если вообще возможным, рас-суждение о каких-либо пределах Божьего отношения к нам. Если соблюде-ние имеет своей целью сохранение верующих до тех пор, пока они не получат полного, небесного спасения, то вполне справедливо было бы заключить из этого, что Бог достигнет этой цели, т. е. верующие получат это окончательное спасение. В конечном счете достижение ими спасения зависит от силы Бога.
Как бы там ни было, сила Бога постоянно действует «через» их веру. Но хотят ли они, чтобы Бог соблюдал их? Знают ли они об этом? Если они продолжают верить в Бога через Христа, Бог действует и соблюдает их, и Его должно бла-годарить за это.
Акцент на том, что Бог соблюдает нас и это сочетается с нашей верой, образует естественный переход ко второй части учения о неотступности.