Нам следует изучать систематическое богословие, собирая и осмысли-вая все отрывки из Писания, которые имеют отношение к той или иной теме
Об этом уже упоминалось в нашем определении систематического богосло-вия, однако следует описать здесь сам процесс. Как можно кратко изложить то, чему учит Писание по тому или иному вопросу? Если вас интересуюттемы, которые рассматриваются в этой книге, то достаточно будет изучить предло-женный материал и прочитать приводимые здесь цитаты из Библии. Но как исследовать Библию по теме, которая не рассматривается ни в одном учебни-ке по систематическому богословию?
Процесс должен выглядеть следующим образом:
1) Найдите все стихи, относящиеся к этой теме. Прекрасным помощни-ком в этом деле будет хорошая симфония к Библии. Например, исследуя во-прос о сотворении человека по образу и подобию Божьему, следует найти все стихи, в которых есть слова «образ», «подобие» и «творение». (Слова «чело-век» и «Бог» встречаются слишком часто и едва ли поиск стихов, в которых содержатся эти слова, будет полезен.) Исследуя учение о молитве, можно про-смотреть стихи, содержащие в себе различные слова, например: молиться, мо-литва, заступничество, просить, просьба, исповедовать, исповедание, хвала, благодарение, благодарность и др. Скорее всего, список стихов будет чрезмер-но велик, так что вам придется бегло просматривать статьи симфонии, не об-ращаясь к самим стихам; или сузить поиск, подразделив слова на сферы; или ограничить объем исследования каким-то иным образом. Нужные стихи мож-но также найти, поразмышляв надо всей библейской историей, а затем обра-титься к тем разделам, где содержится необходимая информация по интересу-ющей вас теме. Например, исследуя учение о молитве, вам, вероятно, захочется обратиться к таким отрывкам, как молитва Анны о сыне (1 Цар. 1), молитва Соломона при освящении храма (3 Цар. 8), молитва Иисуса в Гефсиманском саду (Мф. 26 и параллельные места) и т. д. Закончив работать с симфонией и прочитаете отрывки, которые были найдены самостоятельно, можно обра-титься к соответствующим разделам книг по систематическому богословию и найти еще ряд стихов, не попавших в поле зрения, может быть, потой при-чине, что в них не содержатся ключевые слова, по которым производился по-иск в симфонии12.
2) Второй этап. Следует прочитать все найденные стихи, сделать заметки и постараться кратко изложить материал, который в них содержится. Иногда темы повторяются часто, и сделать обобщение будет сравнительно нетрудно. Но стихи, трудные для понимания, необходимо будет осмыслить (прочитывая этот стих в контексте или же пользуясь словарями и комментариями).
3) И наконец, учение, содержащееся в различных стихах, следует корот-ко изложить в одном пункте или более, сформулировав таким образом биб-лейское учение. Это краткое изложение не обязательно должно совпадать с выводами, сделанными кем-то другим, поскольку каждый человек может уви-деть в Писании то, что в нем не увидели другие, или иначе структурировать тему или поставить в ней иные акценты.
С другой стороны, на этом этапе было бы полезно прочитать соответству-ющие разделы в различных книгах по богословию. Это помогает избежать ошибок и заблуждений и увидеть материал в иной перспективе; при этом нашг точка зрения может измениться или, наоборот, укрепиться. Если студент ви-дит, что другие пришли к совсем иным выводам, то эти выводы следует четкс сформулировать и постараться опровергнуть. Иногда в книгах по богосло-вию мы можем найти исторические или философские замечания, которые были сделаны в церкви прежде, и это также может помочь нам лучше осмыс-лить материал и не впасть в заблуждение.
12 Я прочитал немало работ моих студентов, в которых утверждалось, например, чт в Евангелии от Иоанна ничего не говорится о том, как христианам следует молиться Эти студенты, просматривая симфонию, выяснили, что слово «молитва» в этом Еванге лии не употребляется. Они упустили из виду тот факт, что здесь есть несколько очен важных стихов, где употребляется не слово «молиться», а слово «просить» (Ин. 14:13,14 15:7,16 и др.).
Описанный выше процесс доступен любому христианину, который мо жет читать Библию и находить слова в симфонии. Радость открытия послу• жит прекрасным вознаграждением. Особенно полезно это для пасторов и тех кто ведет занятия по Библии, — это позволит им открыть новые грани в Писа нии и в том учении, которое они преподают.
6. Нам следует изучать систематическое богословие с радостью и хва-лой. Изучение богословия — это не просто интеллектуальное упражнение. Это изучение живого Бога и чуда всех Его деяний в творении и спасении. Мы не можем исследовать подобную тему бесстрастно! Мы должны любить все, что связано с Богом, все, что Он говорит, и все, что Он свершает. «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим» (Втор. 6:5). Изучая же богосло-вие, мы восклицаем вместе с псалмопевцем: «Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!» (Пс. 138:17). Изучая Сло-во Божье, мы иногда спонтанно испытываем такие же чувства, которые вы-разил псалмопевец:
Закон Господа совершен, укрепляет душу (Пс. 18:8). На пути откровений Твоих я радуюсь, как во всяком богатстве (Пс. 118:14).
Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим (Пс. 118:103).