Следование за сомнительными доводами
Это также является одной из основных причин появления нововведения и заблуждения в общине мусульман. Приверженцы нововведений и своих страстей часто используют выдуманные хадисы или же подгоняют под себя аргументы, чтобы подтвердить свою позицию и ввести в заблуждение малограмотных людей. Имам аль-Ауза’и об этом говорил: “Было сказано: «Горе тем, кто обучается не для поклонения, и тем, кто с помощью сомнительного делает дозволенным запретное!»” аль-Аджурри в “Ахлякъуль-‘уляма” 65.
Всевышний Аллах сказал: «Он – Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся иносказательными. Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладающие основательными знаниями говорят: «Мы уверовали в него (Коран). Все это – от нашего Господа». Но поминают назидание только обладающие разумом» (Али Имран 3: 7).
‘Аиша рассказывала, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прочитал этот аят и сказал: «Если увидишь тех, которые следуют тому, что ясным не является, то знай, что это и есть те, которых упомянул Аллах, так остерегайтесь же их!» аль-Бухари 4547.
Шейх Салих Али Шейх сказал: “Общеизвестно, что в Коране и Сунне есть то, что является ясным (мухкам) и то, что является неясным (муташабих). Также это присутствует в словах и действиях сподвижников и ученых. Обладающие основательными знаниями отличились тем, что постигли знание различением мухкама от муташабиха и тем, что возвращают муташабих к мухкаму. Если бы не эта отличительная черта обладающих знанием, то каждый мог бы охватить знание. Но Аллах испытывает людей тем, что существует мухкам и муташабих, чтобы тем самым положение ученых и обладающих истинными знаниями стало ясным”. См. “аль-Мар’а ад-да’ия”. Подобное говорил и шейхуль-Ислам Ибн Таймия в «Маджму’уль-фатауа» 13/272-280.
Использование иносказательных и неясных доводов (муташабих) является признаком приверженцев нововведений, которые толкуют Коран на основании своих страстей. Именно поэтому, когда ‘Али ибн Абу Талиб посылал Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими Аллах) на разговор с хариджитами, сказал ему: “Не спорь с ними посредством Корана, ибо он имеет разные стороны, поэтому спорь с ними посредством Сунны”. Ибн ‘Аббас ответил: “Я знаю Книгу Аллаха лучше них!” ‘Али сказал: “Верно! Однако Коран можно истолковать по-разному”. См. “Фатхуль-Къадир” 1/42.
Необходимо знать, что не все аяты и хадисы, приводимые как довод, подходят к тому или иному положению, несмотря на то, что внешне кажется иначе. Так же поступали и хариджиты, которые обвинили ‘Али в неверии, опираясь на аят: «Суд принадлежит только Аллаху». Абу Рафи’ рассказывал, что когда хариджиты выступили против ‘Али они все время повторяли: «Суд принадлежит только Аллаху!», «Суд принадлежит только Аллаху!» И ‘Али сказал: “Говорят слова истины, подразумевая ложь!” Муслим 1774.
Однажды один приверженец секты къадаритов по имени Гъайлян ад-Димашкъи упомянул перед ‘Умаром ибн ‘Абдуль-‘Азизом в качестве довода аят: «Мы повели его (человека) путем либо благодарным, либо неблагодарным» (аль-Инсан 76: 3). ‘Умар сказал ему: “Прочитай и предпоследний аят этой суры: «Но вы не пожелаете этого, если не пожелает Аллах» (аль-Инсан 76: 30)”. аль-Аджурри в “аш-Шари’а” 223.
То есть, этот къадарит хотел использовать данный аят в качестве довода на то, что судьбы нет, и человек все делает сам, и что к его поступкам не имеет отношение предопределение Аллаха.
Известный таби’и Муслим ибн Ясар говорил: “Если ты будешь рассказывать об Аллахе, то не делай этого, пока не посмотришь аят, который идет до и после”. Абу ‘Убайд в “Фадаиль аль-Къуран” 229.
Это указывает на то, что разбирая какой-то вопрос или стремясь правильно понять положение религии, нельзя брать только один аят или один хадис, не беря во внимание другие тексты Корана и Сунны, касающиеся данной темы!
Также к распространению нововведений имеет отношение использование в качестве довода снов, традиций, и т.п. Хариса ибн Мударриб рассказывал: “Однажды один человек увидел во сне, что совершивший в эту ночь молитву в мечети, войдет в Рай. Когда об этом услышал Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах), он пришел в мечеть и стал говорить: «Выходите, не впадайте в заблуждение! Поистине, это игра шайтана!»” Ибн Абу Шейба 7/233.
Имам аш-Шатыби сказал: “Самые слабые люди это те, которые в своих делах опираются на сны. Некоторые из них возможно говорят: “Я видел во сне пророка (мир ему и благословение Аллаха) и он сказал мне то-то, и приказал то-то”, и начинает поступать в соответствии с тем, что видел во сне и оставляет что-то, не соблюдая тем самым границы, которые установлены в шариате. Это является ошибкой, так как сны тех, которые не являются пророками, нельзя считать шариатом, если мы только не сравним эти сны с тем, что пришло в шариате и убедимся, что шариат дозволяет то, на что указывает сон. В таком случае можно поступать в соответствии с этим сном, а если нет, то является обязательным оставить это и отказаться от него. Польза же от снов – это либо радость, либо предостережение, и не более того. А что касается извлечения из них каких-то шариатских законоположений, то нет!” См. “аль-И’тисам” 2/93.
‘Укъба ибн ‘Амир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) однажды сказал: «Гибель моей общины в Книге и молоке!» Его спросили: “О посланник Аллаха, что означают Книга и молоко?!” Он ответил: «Будут изучать Коран и толковать его не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах Всевышний! И будут любить молоко, по причине чего станут оставлять групповые и пятничные молитвы, удаляясь со стадом в степи!»” Ахмад 4/155. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2778.
Таким образом, в этом извещении посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) содержится предостережение от двух вещей, которые приведут к гибели его общину:
Первое – это понимание Корана не в соответствии с Сунной.
Второе – чрезмерное увлечение мирским, что отдалит человека от религиозных предписаний.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр назвал главу, в которой привел упомянутый хадис следующим образом: «О том, кто толковал Коран и размышлял над ним, будучи неосведомленным о Сунне», затем после того как привел этот хадис, он сказал: “Приверженцы нововведений отвергали Сунну и стали толковать Коран не в соответствии с тем, как разъяснила его Сунна, по причине чего впали в заблуждение сами и ввели в заблуждение других!” См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 1/472.