Неразлучность между Иманом и Исламом
Уже предшествовало в начале этого исследования, что если подходить к этому вопросу, учитывая, что есть разница между Иманом и Исламом, то тогда нет Ислама у того человека, у которого нет Имана. А также нет Имана у того, у кого нет Ислама. Так как мусульманин неотделим от Имана, по причине которого становится достоверным его Ислам, а верующий неотделим от Ислама, по причине которого реализуется его Иман. Так как между внутренним и внешним состоянием человека есть связь и неразлучность, и разъяснение этого еще придет с дозволения Аллаха.
То есть здесь мы хотим объяснить, что когда присутствует внутренний Иман, обязательно должен присутствовать внешний Ислам, а это слова и дела.
Сказал шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах: «А что касается случаев, когда слово Иман пришло со словом Ислам, то тогда Иман указывает на то, что в сердце, а Ислам на то, что снаружи. Как пришло в «Муснаде» от пророка ﷺ, сказавшего: «Ислам – это то, что явно, а Иман – это то, что в сердце. Иман – это, чтобы ты уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его книги, Его посланников, в воскрешение после смерти и чтобы ты уверовал в предопределенность как хорошего, так и плохого»[138].
Когда у человека присутствует подобный Иман, то обязательно (ваджиб) он должен осуществлять Ислам, а это – два свидетельства, молитва, закят, пост и хадж. Потому что его вера в Аллаха, Его ангелов, Его книги и в Его посланников требует от него предания себя Аллаху и подчинения Ему. Так как невозможно, чтобы у человека было внутреннее признание, любовь и подчинение и это все не проявлялось внешне, если у него была на это возможность. Также как невозможно наличие сильного желания без наличия желаемого, при возможности.
Отсюда ты можешь понять, что если человек уверовал в своем сердце решительным Иманом, то невозможно, чтобы он не произнес слова двух свидетельств, имея на то возможность. Отсутствие произнесения слов двух свидетельств, при возможности, обязывает к отсутствию основы Имана в сердце. Отсюда становится очевидной ошибка Джахма и тех, кто за ним последовал, заявляя, что просто Иман без внешнего Имана принесет пользу в загробной жизни. Все это невозможно. Так как основа Имана в сердце не осуществляется без внешнего осуществления того, чего он требует, при возможности. Воистину, является невозможным, когда человек любит кого-либо сильной любовью и не проявляет никаких внешних действий, чтобы достичь его, и он в состоянии сделать это»[139].
Также он сказал: «Если Иман и Ислам пришли в одном тексте, то смысл слова «Ислам» не входит в смысл слова «Иман», хоть один из них и является неразлучным с другим. Как это пришло в хадисе Джибриля»[140].
Также он, да помилует его Аллах, сказал: «Ведь упомянул аль-Хаттаби в шархе к аль-Бухари мнение, которое указывает на их неразлучность даже при разнице их смыслов. Также подобное упомянул аль-Багави в «Шарх ас-Сунна», сказав: «Сказал пророк ﷺ, что Ислам – это внешние дела, а Иман – это внутренние убеждения. Но это не указывает на то, что дела не входят в Иман, а признание сердца не входит в Ислам. Напротив, это было объяснение обобщенного, а это то, что является одним целым, и все это охватывает слово Религия. Поэтому сказал пророк ﷺ: «Это был Джибриль, пришедший, чтобы обучить вас вашей Религии»[141].
Также передается от Абу Толиба аль-Макки, что он сказал: «Пример Ислама и Имана подобен примеру слов двух свидетельств. Одна из них отличается от другой по хукму и смыслу. Свидетельство о посланнике это не свидетельство о единстве Аллаха, они отдельные друг от друга. Однако одно из них связано с другим в хукме и смысле, подобно одному целому. Также и Иман с Исламом, один из них связан с другим, подобно одному целому. Поэтому, нет Имана у того, у кого нет Ислама, а также нет Ислама у того, у кого нет Имана. Так как мусульманин не бывает без Имана, по причине которого его Ислам будет достоверным, а также верующий не бывает без Ислама, с которым утверждается его Иман. То есть Всевышний Аллах обусловил для праведных дел (для их принятия) Иман и обусловил для Имана (для его наличия) праведные дела. В утверждение этого Он сказал: «Устремления того, кто совершал праведные деяния, будучи верующим, не будут отвергнуты»[142]. А в утверждении Имана посредством дел Всевышний сказал: «А тем, кто явится к Нему, будучи верующим, совершив праведные деяния, уготованы высшие степени»[143]. Тот человек, у которого внешне присутствуют дела Ислама, но он не верует в столпы Имана в сокровенное, является лицемером таким лицемерием, которое выводит из Религии. А тот, кто верует в сокровенное, но не совершает действий в соответствии с положениями Имана и не выполняет предписаний Ислама, является кафиром таким куфром, при котором не подтверждается Таухид»[144].
Также Абу Толиб аль-Макки сказал: «Пример Имана с делами подобен примеру сердца с телом, они не отделяются друг от друга. Не бывает живого тела, чтобы у него не было сердца, а также не бывает сердца без тела. Они являются чем-то объединенным, но по хукму и смыслу разделены.
Также пример этому семечка, у нее есть внешняя и внутренняя сторона, но она единое целое. И нельзя сказать на нее две семечки из-за различия описания этих двух сторон. Также дела Ислама, они из Ислама и они внешнее проявление Имана, а это дела внешних органов. А Иман – это внутренность Ислама и он из дел сердца»[145].
Уже предшествовали слова шейх аль-Ислама в утверждении того, что Иман делает необходимым наличие Ислама, по единогласию. Он сказал: «Воистину, Иман делает необходимым наличие Ислама, по единогласному мнению ученых. И то, что Ислам входит в Иман не значит, что они одно и то же. Что касается Ислама, то нет абсолютно никакого доказательства, что он делает необходимым наличие Имана… И даже, если предположить, что Ислам делает необходимым наличие обязательного Имана[146], то самое многое, что можно будет сказать: «Они неразлучны». Поэтому каждый мусульманин верующий, а каждый верующий мусульманин. Это правильно, если подразумевается, что каждый мусульманин войдет в Рай, обладая обязательным Иманом. В этом нет разногласий, если имеется в виду, что каждый мусульманин вознаграждается за его поклонение, поэтому неизбежно у него должна быть основа Имана…»[147].
Также, он сказал: «Если будет сказано, что Ислам и обязательный Иман неразлучны, это вовсе не означает, что один из них - это другой. Они подобны душе и телу. Не существует у нас души, кроме как с телом и не существует живого тела, кроме как с душой. Но одно из них это не другое. Иман подобен душе, он находится в душе и связан с телом. А Ислам подобен телу и не существует живого тела без души, то есть они неразлучны. Но это не означает, что суть одного это суть другого. Поэтому Ислам лицемеров подобен мертвому телу, телу без души. И нет живого тела, кроме как в нем душа»[148].
ВТОРОЙ РАЗДЕЛ.