Детство и юность Ибн Теймийи
Ибн Теймийа
АЛЬ-ИБАДИЙА
(БОГОПОЧИТАНИЕ АЛЛАХА)
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие.............................................................................................................................................................
Ибн Теймийа............................................................................................................................................................
ГЛАВА I
Слово о самом насущном.....................................................................................................................................
Определение Богопочитания Аллаха, его ответвления и аспекты..........................................................
Призыв Пророков поклоняться Всевышнему Аллаху..................................................................................
Нет божества, кроме Аллаха Славного и Всевышнего...............................................................................
О рабах Милостивого Аллаха............................................................................................................................
О самых лучших Его, Достойного и Величественного, созданиях..........................................................
Об Ангелах — почитателях Аллаха.................................................................................................................
О Пророках — почитателях Аллаха................................................................................................................
О поклонении Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,
с самыми лучшими намерениями................................................................................................................
Ад-дин (религия): Ислам, иман (вера) и ихсан (искренность веры).........................................................
Ад-дин включает в себя покорность и смирение...........................................................................................
Путь любви к Аллаху (уровни любви)..............................................................................................................
Превыше всего должна быть любовь к Аллаху Славному и Всевышнему
и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует............................................................
Нормы, отведённые нам Аллахом Достойным и Величественным
и Его посланником, да благословит его Аллах и приветствует.........................................................
Верующим достаточно Аллаха Достойного и Величественного............................................................
Все создания — рабы Аллаха Славного и Всевышнего.............................................................................
Познание истины....................................................................................................................................................
Почитание Аллаха дано нам властью Самого Аллаха Достойного и Величественного.................
Истинность почитания Аллаха..........................................................................................................................
Иблис (Шайтан) и грешники (обитатели Ада) признают истинность Вселенной...............................
Разница между вселенской истинностью и религиозной истинностью..................................................
Богопочитание, которое нравится Аллаху Славному и Всевышнему....................................................
О Божественном Указе и Божественной Мере (Предопределении).........................................................
Ошибочное представление о фатализме.........................................................................................................
Предопределение Аллаха, с которым мы должны смириться...................................................................
Спор между Адамом и Мусой (мир над ним).................................................................................................
Что должны делать грешники?...........................................................................................................................
Что сказал Йусуф, мир над ним..........................................................................................................................
ГЛАВА II
Необходимость избежания неправедных поступков...................................................................................
Аят, в котором говорится о разнице между покорными (мусульманами) и неверными
(кафирами)..........................................................................................................................................................
Преданность и неверие.........................................................................................................................................
К благочестивым и грешникам будут относиться неодинаково...............................................................
Притчи от Всевышнего Аллаха..........................................................................................................................
Отличие праведных людей от неправедных..................................................................................................
Неверие в Ислам — самый ужасный куфр......................................................................................................
Куфр тех, кто верит в воплощение Аллаха.....................................................................................................
Истинность поклонения Аллаху и повиновение............................................................................................
Аль-Кадар (Предопределение) не противоречит Шариату.......................................................................
Использование вселенской истинности в качестве оправдания — не что иное, как следование
прихотям и капризам.......................................................................................................................................
Человек свободен выбирать, как ему поступить, но нельзя не учитывать
Узаконенные Предписания............................................................................................................................
Предписания и запреты налагаются не только на непросвещённых людей.........................................
Предписание творить добро и запрещать зло нужно выполнять до самой смерти...........................
Внесение нововведения и/или использование Предопределения
в качестве аргумента суть поступки язычников......................................................................................
Легализация запретного и слепое следование за предками......................................................................
Всё то, что Аллах Славный и Всевышний запретил, есть мерзости........................................................
Истинность — это не то, о чём утверждает и что чувствует человек.....................................................
Радость веры............................................................................................................................................................
Следовать (поддаваться) страстям и желаниям — значит создавать конкуренцию Аллаху..........
Безграничная любовь присуща и верующим, и неверующим...................................................................
Приказанные нам средства — виды поклонения Аллаху...........................................................................
Надежда на Всевышнего Аллаха связана с Богопочитанием..................................................................
Предположение, обусловленное экстраординарными случаями............................................................
Твёрдо придерживаться Сунны — спасение..................................................................................................
Аллах Славный и Всевышний не приемлет нововведения.........................................................................
Самый преданный и правильный поступок....................................................................................................
Добавление других приказов к Богопочитанию...........................................................................................
Благочестивые и неблагочестивые поступки.................................................................................................
Значение термина меняется в зависимости от того, как он употреблён: отдельно или
в сочетании........................................................................................................................................................
Упоминание специфического значения с общим может происходить по разным причинам...........
Неопределённое (тайное) становится явным.................................................................................................
Намаз — обязательное условие при поклонении Аллаху..........................................................................
Обязанности в поклонении Аллаху отмечены особо, чтобы показать их значение...........................
Совершенство сотворённого создания состоит в его поклонении Всевышнему Аллаху..................
Иса (Иисус), мир над ним, был только рабом Аллаха.................................................................................
Отказывающиеся от поклонения Аллаху попадут в Ад..............................................................................
Истинный верующий не превозносится над служением Господу своему..............................................
Лучшие создания поклоняются Аллаху..........................................................................................................
О призыве поклоняться Всевышнему Аллаху................................................................................................
Каждый посланник начинал свою миссию с призыва поклоняться Всевышнему Аллаху...............
Об избранных ведомых рабах Всевышнего Аллаха....................................................................................
О тех, кого Всевышний Аллах выбрал среди Своих созданий, почитающих Его...............................
Быть рабом Аллаха — честь для всех пророков...........................................................................................
Поклонение Аллаху — отличительный знак пророков...............................................................................
Рабы Милостивого.................................................................................................................................................
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО
ПРЕДИСЛОВИЕ
Вся хвала и благодарность Аллаху! Мы восхваляем и благодарим Его, просим Его о помощи и прощении, и ищем у Него убежища от зла в наших душах и от зла грешных наших деяний. Тот, кого ведёт Аллах за Собой, не собьётся с пути праведного, а тот, кого Аллах не ведёт за Собой, никогда не ступит на путь истинный. Мы свидетельствуем, что нет божества, кроме Аллаха, у Которого нет сотоварища, и что Мухаммад — Его раб и посланник.
Ибн-Теймийа
Истина была смешана с ложью, понимание было смешано с невежеством, а аль-бид‘а (нововведение) разрушила Сунну — пример жизни Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, как образец и руководство для всей мусульманской Уммы и каждого мусульманина в отдельности. Мусульмане отклонились от своей веры. Их сила была ослаблена борьбой среди тех, кто имел схоластические взгляды, а их личности были ослаблены тем, что они отошли от своей религии.
Мусульмане заблуждались и считали всё это частью религии. Они были лёгкой добычей для внешних захватчиков и внутренних угнетающих тиранов и их агентов-схоластиков.
Шёл 7-ой век Хиджры — переселения пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и его сторонников из Мекки в Медину. Эпоха ждала истинного учёного, который бы улучшил, реформировал социальную, интеллектуальную, моральную и политическую жизнь мусульман.
Нужен был истинный учёный, который бы вывел мусульман из темноты суфизма — мистико-аскетического течения в Исламе — и схоластики, показал бы им значение Корана и Сунны на их пути. Мусульманам нужен был истинный учитель, „который бы жил не только своими книгами, не довольствовался бы только своими компиляциями — собиранием материала, фактов — и который бы не смотрел на людей с высоты своей башни из слоновой кости. Им очень нужен был учёный, который вышел бы вперёд с флагом Джихада — борьбы за веру — и не боялся бы пыток, тюремного заключения и смерти. Мусульманам нужен был истинный учитель, который бы развеял их иллюзии относительно аль-бид‘а и реконструировал бы их личности в свете Корана и Сунны, чтобы защитить их религию и Умму — мусульманскую общину.
Им нужен был Ибн Теймийа!
Детство и юность Ибн Теймийи
В то время в стране аш-Шам (Сирия) семья Ибн Теймийа была широко известна своими познаниями в различных исламских науках. Шейх аль-Ислам Маджд ад-Дин Абд ас-Салам, дедушка Ибн Теймийи, был уникальной личностью своего времени, лучшим знатоком юриспруденции и её принципов, очень хорошо знал хадисы — предания о словах и поступках Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, затрагивающие различные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины и науки Ислама в целом, прекрасно читал наизусть Коран и знал его толкования. Шейх Шихаб ад-Дин Абд аль-Халим, отец Ибн Теймийи, был выдающимся имамом — духовным руководителем, главой мусульманской общины. Он был знатоком юриспруденции по дисциплине имана (веры) Ахмада Ибн Ханбала. Он также был известным учёным по многим другим исламским наукам. Он стал шейхом Школы хадисов в Дамаске после того, как переселился туда из Харана вместе со своей семьей во время нашествия татаро-монголов. Он также возглавлял кафедру в Великой мечети (Масджид) Дамаска по пятницам.
Таки ад-Дин Ахмад Ибн Абд аль-Халим Ибн Абд ас-Салам Ибн Теймийа, внук известного учёного и сам учёный, родился в 661 г.х./1263 г. Он жил в Харане до семи лет, затем бежал в Дамаск со своей семьёй, чтобы спастись от ужасной агрессии татаро-монголов. В Дамаске он начал учитьнаизусть Коран и стал серьёзно изучать хадисы. Ещё в юности он проявил удивительно живой ум, быстрое восприятие действительности и хорошую память. Естественно, что он стремился стать алимом (учёным), так как в его семье было много известных учёных. Он поражал учителей и наставников своей великолепной памятью и сообразительностью.
Ещё подростком он овладел основами Ислама и хорошо знал ат-Тафсир — толкование Корана, хадисы и арабский язык. В юности он стал посещать кружки улемов — знатоков богословия, спорил с ними и убеждал лучших из них принять свою позицию. Когда ему было 19 лет, он начал давать фетвы — юридические обоснования о соответствии Корану, Сунне и Шариату того или иного действия или явления. По пятницам, как это обычно делал его отец, он читал лекции по толкованию Корана, не прибегая к записям.
Он опирался на науку о хадисах, изучил труды более 200 учёных и приобрёл огромные знания по наукам, которые они преподавали. Его память была настолько уникальной, что он ничего не забывал, даже если что-то слышал мимоходом. У него также был особый талант и способность цитиpoвaть аяты Корана и использовать их для подтверждения своих доводов.