I. Детство и юность М. Ю. Лермонтова

Мы приветствуем учителей, которые творчески оформят начало новой темы, исходя из технических возможностей кабинета и особенностей класса. Подчеркнем, что исключительно важным для детей оказывается личное отношение к поэту самого учителя — искреннюю, без ложного пафоса любовь дети чувствуют и способны проникнуться этой любовью.

В 5 классе ученики читали стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» и знакомились со страницами биографии поэта. Рассказ о детских годах и юности Лермонтова строим на обращении к уже известным ученикам фактам.

— Что вы знаете о жизни и творчестве Лермонтова?

Из курса 5 класса детям уже известны следующие факты.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве. Детство провел в усадьбе Тарханы Пензенской губернии. Именно там он слышал от крестьян предания и песни об Иване Грозном, о Степане Разине и Емельяне Пугачеве, об Отечественной войне 1812 года. В барской усадьбе и селах мальчик видел народные праздники, развлечения, песни и пляски.

Бабушка возила Лермонтова для лечения на Кавказ, потому что мальчик часто болел. Когда Лермонтов учился в Московском благородном пансионе, он участвовал в собраниях литературного общества, где воспитанники читали свои стихи и переводы. Лермонтов, как и многие другие, любил стихотворения и поэмы Пушкина.

Во время учебы в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге Лермонтов начал работать над собственными крупными литературными произведениями. В 1837 году на смерть А. С. Пушкина М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», за что был сослан на Кавказ. Там он написал еще несколько произведений, в том числе стихотворение «Бородино», которое изучалось в 5 классе.

В 27 лет Лермонтов погиб на дуэли.

— Какие строки из стихотворения «Бородино» вы помните?

Важно вспомнить с учениками как можно больше стихов из стихотворения «Бородино». Вспоминая любимое стихотворение, дети получат положительный заряд, который настроит их на продолжение знакомства с поэзией М. Ю. Лермонтова.

Чтение статьи учебника

Учитель выясняет, что в статье учебника (с. 153—157) является новым для шестиклассников.

Отметим, что М. Ю. Лермонтов жил и творил во время царствования Николая I. Предложим ученикам выписать в тетради те факты, которые удивили, поразили их, заставили обратить на себя внимание.

Если у педагога есть возможность использовать наглядные пособия, рассмотрим портрет М. Ю. Лермонтова, фотографию Дома-музея в Тарханах, репродукции картин самого поэта. Желательно, чтобы школьники услышали песню на стихи А. Ф. Мерзлякова «Среди долины ровныя...».

— Какие черты личности поэта проявились в событиях его детства и юности?

Ученики назовут свободолюбие, устремленность к неизведанному, к творческому воплощению жизненных впечатлений, внимание к народной жизни, любовь к природе.

II. «Тучи»

Дети читают в учебнике статью о создании стихотворения «Тучи» (ч. 1, с. 157; на с. 158 дан анализ стихотворения — его пока не читать). Скажем, что Кавказ в те годы был самым опасным местом Российской империи: там шла война с горцами (вспомним рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» и судьбу его героя).

Стихотворение «Тучи» читает учитель. После чтения непременно надо выдержать паузу. Не будем требовать от детей, чтобы они сразу перевели первое впечатление от знакомства со стихотворением в слова. Глубина впечатления будет зависеть от настроя класса, от исполнительского мастерства учителя и умения выдержать паузу.

Анализ стихотворения проводим, опираясь на вопросы и задания (учебник, с. 159, ч. 1).

Поэт обращается к тучкам с чувством грусти, видя в них таких же странников, как и он сам. Лермонтов называет их «вечные странники», потому что у тучек нет дома, нет родины, они всю жизнь путешествуют по небу. Поэт использует прием олицетворения (вспомним, что это такое).

— Говорим ли мы в жизни «тучки небесные»? Или мы скажем, иначе расположив слова: «небесные тучки»?

* Инвéрсия — необычный порядок слов в предложении.

Инверсии помогают выразить настроение устремленности, неуспокоенности, тревоги. Первое употребление инверсии «степью лазурною» привлекает внимание к прилагательному.

Проведем небольшой эксперимент. Составим предложение так, чтобы в нем были прилагательные, затем поменяем прилагательные и существительные местами. Звучание предложения сразу изменится, станет более поэтичным.

— Найдите инверсии в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи».

— Чем отличается эпитет от обычного определения?

— Два определения: «с милого севера» и «в сторону южную». Какое из определений будет эпитетом, а какое — нет?

— Найдем другие эпитеты.

Небо поэт называет степью лазурною, потому что оно похоже, по мнению автора, на голубую, лазурную степь. Эпитет жемчужною говорит о том, что тучи не грозовые, тяжелые и темные, а легкие, маленькие, белого цвета, как жемчуг. Эти выражения помогают нарисовать красивую картину: голубое небо, по которому плывут белые облака.

Выражение цепью жемчужною следует назвать метафорой, потому что оно употребляется в переносном значении на основании сходства между обозначаемыми предметами.

— Запишем в тетрадь определение метафоры.

* Метáфора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении на основании сходства между предметами или явлениями.

Предложим детям еще один, рабочий вариант определения метафоры:

* Метафора — это скрытое сравнение.

Словом изгнанники поэт обозначает тучки, но это слово относится и к нему самому. Он чувствует себя изгнанником и с помощью слова будто сравнивает судьбу тучек со своею судьбой. Смысл этого сравнения в том, чтобы подчеркнуть, что поэт нигде не может найти понимания и приюта. Он вынужден скитаться из одного места в другое в поисках понимания и любви.

Таким образом, сравнение используется автором как основа построения стихотворения. Но поэт испытывает чувства, недоступные тучкам: он страдает, его мучают страсти, горечь от понимания чужой зависти, злобы и клеветы.

Обратим внимание на интонации стихотворения. Восклицание, любование красотой, сочувствие, сомнение, мучительные вопросы, горькое разочарование и вывод: только тот, кто любит Родину, может чувствовать горечь изгнания так же глубоко, как переживает ее поэт.

В завершение беседы можно прочитать анализ стихотворения, данный в учебнике на с. 158, ч. 1.

Учитель прочитает стихотворение «Тучи» еще раз, потом попросит нескольких учеников прочитать его, передавая лирическую интонацию так, как дети ее чувствуют сами.

III. «Утес», «Листок»

Ученики, выполнявшие индивидуальные задания, выразительно читают «Утес» и «Листок». Если не было возможности дать это задание детям на дом, то во время обсуждения стихотворения «Тучи» можно предложить двум ученикам сосредоточиться на экспресс-подготовке выразительного чтения этих стихотворений: такая работа учит детей мобилизовывать свои силы. Важно дать эти задания ученикам, которые обладают артистизмом.

Особенное внимание уделим стихотворению «Листок»: пусть его прочитает ученик, который сможет передать одиночество и потерянность листка и надменность «младой чинары». Поэт противопоставляет высокую, самовлюбленную чинару засохшему и увядшему листочку, который потерял родину. Лермонтов хочет сказать нам о том, что человек, который не страдал и не переживал, не может понять чужой беды и горя.

— Вспомните, что такое антитеза. Есть ли антитеза в лермонтовских стихотворениях? Для чего использует антитезу поэт?

Антитеза у Лермонтова помогает сделать стихотворения более выразительными, подчеркнуть противоречие между действительностью и мечтой, точнее передать мысли поэта.

Подводя итоги уроку, сделаем вывод. Между «героями» лермонтовских стихотворений — утесом и дубовым листком — есть сходство: эти «герои» одиноки. Почему? Это вопрос для размышления.

Если останется время, его можно посвятить обучению выразительному чтению.

Детям нравится стихотворение «Листок» — может быть, потому, что его можно читать по ролям, что в словах у листка и чинары звучат характерные интонации. При чтении, возможно, дети лучше поймут то, о чем они с трудом говорят в литературоведческой беседе. Важно, чтобы они полюбили стихотворения М. Ю. Лермонтова, чтобы им захотелось выучить эти блестящие строки наизусть.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений М. Ю. Лермонтова: «Тучи», «Утес» или «Листок».

Индивидуальное задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения «Листок» по ролям.

Подготовить выразительное чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Три пальмы».

Урок 30

«Три пальмы». Тема природы и человека. Аллитерация.

Наши рекомендации