Приверженцы нововведений заслуживают бойкотирования до тех пор, пока они не вернутся к истине и не оставят свое нововведение

От Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Къадариты являются огнепоклонниками этой общины, и если они заболеют, то не навещайте их, а если они умрут, то не совершайте над ними погребальную молитву (джаназа)!» Абу Дауд, ат-Тирмизи, аль-Хаким. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’» 4442.

Сообщается, что когда Ибн ‘Умару (да будет доволен им Аллах) сообщили о людях, которые отрицают предопределение, он сказал: “Когда вы встретите этих людей, то передайте им, что я непричастен к ним, а они ко мне!” Муслим 8.

Однажды к Анасу (да будет доволен им Аллах) пришел один человек и сказал: “О Абу Хамза, я встретил людей, которые отрицают заступничество (пророка в Судный день) и мучение могилы”. На что Анас сказал: “Эти люди лжецы! Не сиди с ними!” аль-Аджурри в “аш-Шари’а” 2/116, Ибн Батта в “аль-Ибана” 2/448. Иснад достоверный. См. “Тахкыкъ маталиб аль-‘алия” 18/481.

Известный последователь (таби’ий) Абу аль-Дауза говорил: “Для меня любимее, чтобы меня окружали обезьяны и свиньи, чем приверженцы своих страстей!” аль-Лялякаи 231.

Хасан аль-Басри говорил: “Приверженцы нововведений по положению подобны иудеям и христианам”. аль-Лялякаи 1/245.

Аль-‘Аууам ибн Хаушаб относительно своего сына ‘Исы говорил: “Клянусь Аллахом, увидеть ‘Ису сидящим с музыкантом и пьяницей предпочтительнее для меня, чем увидеть его находящимся среди приверженцев нововведений!” Ибн Уаддах в «аль-Бида’» 56.

Однажды Юнус ибн ‘Убайд, увидевший своего сына, выходящим из дома приверженца нововведений, сказал ему: “О сынок, откуда ты идешь?!” Он ответил: “Из дома такого-то”. Юнус сказал: “Для меня предпочтительней увидеть тебя выходящим из дома женоподобного мужчины, чем из дома такого-то. И для меня любимее, о сынок, чтобы ты предстал перед Аллахом прелюбодеем, нечестивцем, вором и предателем, нежели ты предстанешь перед Ним с убеждением приверженцев страстей!” Ибн Батта 464, аль-Аджурри 2061. Иснад достоверный.

Имам аль-Барбахари сказал: “Обрати внимание, как Юнус ибн ‘Убайд указал на то, что женоподобный мужчина не повредит религии его сына в такой степени, как приверженец нововведений, который может ввести его в заблуждение таким образом, что он может даже стать неверным!” См. “Шарх ас-Сунна” 87.

Шейх ‘Абдуль-‘Азиз ар-Раджихи сказал: “Это не означает, что эти великие и губительные грехи являются незначительными. Поистине, это указывает только на величие греха нововведения. Несмотря на величие греха прелюбодеяния, воровства и прочих больших грехов, нововведение является еще большим грехом!” См. “Къам’ ад-даджаджиля” 402.

Имам Малик, который был суров по отношению к приверженцам нововведений и страстей, говорил: “Не приветствуйте приверженцев своих страстей и не сидите с ними, если только вы не проявляете по отношению к ним суровость; и не навещайте их, когда они болеют; и не передавайте от них хадисы!” См. «аль-Джами’» 125, Ибн Абу Зайда.

‘Абдуллах ибн ‘Аун говорил: “Тот, кто находится в обществе приверженцев нововведений для нас хуже, чем сами приверженцы нововведений!” См. “аль-Ибана” 2/273.

‘Абдуллах ибн ‘Умар ас-Сархаси рассказывал: “Как-то я поел с приверженцем нововведений, и когда это дошло до Ибн аль-Мубарака, он не разговаривал со мной из-за этого тридцать дней!” аль-Лялякаи 274.

Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сказал: “Дела того, кто будет любить приверженца нововведений, Аллах сделает тщетными и выведет свет Ислама из его сердца!” аль-Лялякаи 263, Абу Ну’айм 8/103.

Также аль-Фудайль говорил: “Кто выдал замуж свою подопечную за приверженца нововведений, тот разорвал с ней родственные связи!” аль-Барбахари в “Шарх ас-Сунна” 139.

Имам Абу Исма’иль ас-Сабуни писал, что к вероубеждению саляфов также относится: “Ненависть по отношению к приверженцам нововведений, которые внесли в религию то, что не имеет к ней никакого отношения. И нельзя их ни любить, ни сопровождать, ни слушать их слова, ни сидеть с ними, ни спорить с ними относительно религии!” См. “аль-‘Акъидату-ссаляф” 112.

Имам аль-Ауза'и говорил: “Бойтесь Аллаха, о мусульмане, и принимайте наставление от наставляющих и увещевание от увещевающих! И знайте, что эти знания – религия, так смотрите, что вы делаете и от кого ее берете, за кем следуете и чьей религии доверяйте! Поистине, все приверженцы нововведений – лжецы и грешники, и они не боятся Аллаха! Так остерегайтесь же их и отвергайте их, ибо поистине, ваши первые ученые и поздние так поступали и это велели!” См. “Тарих ад-Димашкъ” 6/362.

Имам аш-Шатыби сказал: “Поистине, спасшейся группе (фиркъату-ннаджия) велено проявлять вражду по отношению к приверженцам нововведений, отстраняться от них и наказывать тех, кто устремился к ним”. См. “аль-И’тисам” 1/172.

Шейх Хамуд ат-Тууайджири сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отстранился от Ка’ба ибн Малика и его друзей, и велел своим сподвижникам отстранятся от них по причине их отсутствия на обязательном джихаде. И он (мир ему и благословение Аллаха) отстранился от Зайнаб (своей жены) по причине того, что она назвала Сафию иудейкой. И он (мир ему и благословение Аллаха) не ответил на приветствие ‘Аммара по причине того, что его руки были умащены женским благовоньем. И если дело обстоит таким образом, то значит отстранение от приверженцев нововведений обязательно тем более, поскольку вред, исходящий от них для Ислама и мусульман хуже, чем вред от совершающих грехи!” См. “Тухфатуль-ихуан бима джаа филь-мууаля уаль-му’ада уаль-хубб уаль-бугъд уаль-хиджран” 56.

В том, что необходимо отстраняться от приверженцев нововведений и что необходимо порывать с ними связь, все ученые были единогласны. Къады Абу Я’ля говорил: “Единогласны сподвижники и их последователи (таби’ун) в том, что с приверженцами нововведений следует прерывать отношения!” См. “Шарх ас-Сунна” 1/226, “Фатхуль-Бари” 10/496.

Шейх Бакр Абу Зайд говорил: “Ученые Ислама относили понятие «отстранение от приверженца нововведений» к важному принципу, как «дружба и непричастность в Исламе» (аль-уаля уаль-бара), которое касается вероубеждения”. См. «Хаджр аль-мубтади’» 21.

Но следует отметить, что бойкотирование приверженцев нововведений или совершающих тяжкие грехи, связано с пользой и вредом! Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Порывание отношений (хаджр) бывают различными, и зависят от положения порывающих отношения, от их силы и слабости, от их многочисленности и малочисленности. Ведь смысл бойкотирования в том, чтобы удержать от порицаемого того с кем порывают, и чтобы это послужило ему назиданием, а также чтобы простой народ отказался от того, на чем тот. Если польза прекращения отношений будет преобладающей, так, чтобы это привело к уменьшению и скрытию вреда, то такое бойкотирование будет законным. Если же разрыв отношений не сдерживает ни того, с кем порывают, ни тех, кто за ним следует, а порывающий отношения слаб, и это наносит лишь больший вред, и вред преобладает над пользой, то в этом случае бойкотирование не будет законным”. См. “Маджму’уль-фатауа” 28/206.

Также необходимо знать, что самый нечестивый мусульманин лучше, чем самый нравственный и добропорядочный неверный! И это является убеждением ахлю-Сунна уаль-джама’а.

О том, что запрещены любые нововведения в религии,

и что нет среди нововведений ничего хорошего

От Джабира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обращался к людям с увещеванием, он говорил: «Самые лучшие слова – это Книга Аллаха Всевышнего, а лучший путь – это путь Мухаммада. Худшие же деяния – это новоизобретенные, а каждое такое деяние – это нововведение!» Муслим 2/592.

А в другой версии этого хадиса сказано: «Каждое нововведение – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне!» ан-Насаи 3/188. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

В этом хадисе указание на важность предостережения от нововведения в любом его проявлении, ведь если это произносил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) перед каждым увещеванием, предостерегая от нововведения своих сподвижников – самых далеких людей от нововведения, то что можно сказать о тех, кто был после них и погряз в нововведении во всем его разнообразии?!

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Поистине, слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Каждое нововведение – это заблуждение»необходимо брать обобщенно”. См. “Маджму’уль-фатауа” 10/370.

Также и имам аш-Шатыби сказал: “Этот хадис ученые брали обобщенно, и не делает он никакого исключения (для нововведений), и нет в нововведении ничего хорошего!” См. “Фатауа аш-Шатыби” 181.

И после того, о раб Аллаха, как ты узнал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что любое нововведение является заблуждением, каким образом ты можешь последовать за словами кого-то из простых людей и считать, что в Исламе есть и хорошее нововведение?!

Аль-‘Ирбад ибн Сария (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, тот из вас, кто проживет долго, увидит множество разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем. Держитесь за это “коренными зубами” и избегайте новшеств, ибо каждое нововведение – это заблуждение!» Абу Дауд 4607, ат-Тирмизи 2676, Ибн Маджах 42, Ибн Наср 21. Достоверность хадиса подтвердили имамы ат-Тирмизи, аль-Баззар, аль-Хаким, Ибн ‘Абдуль-Барр, ад-Дыя аль-Макъдиси, аль-Альбани и ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут.

И то же самое говорили его сподвижники:

Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал: “Следуйте (Сунне) и не изобретайте нововведений, ибо вам достаточно (Сунны)! И каждое нововведение, является заблуждением!” Ибн Наср в “ас-Сунна” 28, Ибн Уаддах в «аль-Бида’» 43. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.

А Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах), словно предвидев заявления поздних поколений о хорошем нововведении, говорил: “Любое нововведение – это заблуждение, даже если люди считают его хорошим!” ад-Дарими 1/39. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.

Ясные доводы Корана и Сунны на то, что религия Ислам совершенна

и не нуждается в каких-либо дополнениях

Всевышний Аллах сказал: «О посланник! Доведи то, что ниспослано тебе от твоего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания» (аль-Маида 5: 67).

Однажды один человек пришел к Ибн ‘Аббасу (да будет доволен им Аллах) и сказал: “К нам приходят люди, которые говорят, что у вас есть что-то, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не поведал людям”. Ибн ‘Аббас сказал ему: “Разве ты не знаешь, что Аллах Всевышний сказал: «О посланник! Доведи то, что ниспослано тебе от твоего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания»?!” Ибн Абу Хатим в “ат-Тафсир” 4/1172. Хафиз Ибн Касир назвал иснад хорошим.

Всевышний Аллах также сказал: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию и довел до конца Мою милость к вам, и одобрил для вас Ислам в качестве религии» (аль-Маида 5: 3).

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал в отношении этого аята: “Аллах известил Своего пророка (мир ему и благословение Аллаха) и верующих о том, что Он довел для них до совершенства веру, и что они никогда не будут нуждаться в ее дополнении. Аллах завершил веру и не будет у нее недостатка, Он одобрил ее, и не будет когда-либо недовольным ею”. См. “Тафсир ат-Табари” 9/518, “Тафсир Ибн Касир” 2/12.

Имам аз-Захаби сказал: “Все, что было внесено в религию после ниспослания этого аята, является ненужным, добавкой и нововведением!” См. “ас-Сияр” 18/509.

Ибн Маджишун рассказывал, что имам Малик сказал: “Тот, кто внес в Ислам нововведение, считая его хорошим, тот утверждает, что Мухаммад не передал послание, а Аллах говорит: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию». И то, что не было религией тогда, не будет религией сегодня!” См. “Тахзиб аль-фурукъ” 4/225, “аль-И’тисам” 1/64.

Как же просты и мудры эти слова имама Малика!

Имам аш-Шаукани сказал: “Если Аллах довел до совершенства Свою религию прежде, чем забрать Своего пророка (мир ему и благословение Аллаха), то что же это за мнения, которые вы внесли в религию после доведения ее до совершенства?! Если вы убеждены в том, что эти ваши внесенные деяния также из религии, то по-вашему мнению выходит, что эта религия несовершенна, а подобное опровергает Коран: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию и довел до конца Мою милость к вам, и одобрил для вас Ислам в качестве религии»(аль-Маида 5: 3). А если эти ваши внесенные вещи не из религии, то какая тогда польза заниматься тем, что не из религии?! Этот аят является величайшим доводом и сильным доказательством, которое не в состоянии обойти приверженцы своих мнений. Так сделай же этот аят первым, что ты бросишь в лица приверженцев своих мнений!” См. “аль-Къауль аль-муфид” 38.

От аль-‘Ирбада ибн Сарии (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я оставил вас на ясном пути, ночь которой подобна дню, с которого не собьется после меня никто, кроме погибшего!» Ахмад 4/126, Ибн Маджах 43. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Баззар, имам Абу Ну’айм, имам аль-Багъауи, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, имам ад-Дыя аль-Макъдиси, хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани.

Этот хадис указывает на то, что путь, на котором оставил свою общину посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) является ясным и не нуждается в каких-либо дополнениях.

Хузайфа (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) обратился к нам с проповедью, в которой он рассказал обо всем, что случится вплоть до наступления Судного дня, не упустив ничего”. аль-Бухари 6604, Муслим 2891.

Однажды один иудей сказал Сальману аль-Фариси (да будет доволен им Аллах): “Ваш пророк научил вас всему и даже как справлять большую нужду!” На что Сальман ответил: “Конечно!” Муслим 262.

От ‘Абдуллах ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Какого бы пророка не посылал Аллах, его обязанность состояла в том, чтобы указать своей общине на все то благо, которое было ему известно, а также предостеречь их от всего зла, о котором было ему известно». Муслим 1844.

Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не осталось ничего, что приближало бы к Раю и отдаляло бы от Огня, чтобы я не разъяснил для вас этого!» ат-Табарани в “аль-Кабир” 1647. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1803.

Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не упустил даже птицы, порхающей на небе крыльями, не оставив нам знания об этом”. Ахмад 21771, Ибн Хиббан 3/271. Достоверность подтвердил Шу’айб аль-Арнаут.

Разве после этих ясных и недвусмысленных аятов Корана и хадисов может у человека остаться мысль, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) покинул этот мир, оставив что-то нераскрытым и недовершенным в вопросах религии?! Воистину, тот, кто так полагает, возводит ложь на Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), а Аллах сказал: «Кто может быть несправедливее того, кто возводит ложь на Аллаха?» (аль-Кахф 18: 15).

Любое поклонение, не имеющее указания в шариате, будет отвергнуто

Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Он – Тот, кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше» (аль-Мульк 67: 2).

Хафиз Ибн Касир писал: “Всевышний Аллах сказал: «и увидеть, чьи деяния окажутся лучше», и не сказал: «чьих деяний окажется больше»”. См. “Тафсир Ибн Касир” 4/248.

Имам аль-Фудайль ибн ‘Ияд в отношении этого аята сказал: “Это значит: у кого деяния будут искренними и правильными!” Его спросили: “А что значит: искренними и правильными?” Он ответил: “Поистине, если деяния были искренними, но не были правильными, они не примутся, и если деяния были правильными, но не были искренними, они не примутся до тех пор, пока не станут искренними и правильными. Искренним является то, что совершается ради Аллаха, а правильным – то, что соответствует Сунне”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 8/95.

От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение и Аллаха) сказал: «Кто внесет в это наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!» В другой версии этого хадиса сказано: «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!» аль-Бухари 2697, Муслим 1718.

Имам Ибн Дакыкъ аль-‘Ид сказал: “Языковеды говорили, что слово «отвергнуто», означает: недействительно!” См. “Шарх аль-арба’ун” 24.

Имам Абу-ль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: “Тот, кто внес что-либо в шариат, на что не указывает его основа, то эта вещь отвергается, ее не совершают и к ней не склоняются!” См. “аль-Муфхим” 5/171.

Имам ан-Науауи сказал: “Этот хадис является величайшей основой из основ Ислама, и это одно из наиболее кратких и глубоких по смыслу высказываний пророка (мир ему и благословения Аллаха). Этот хадис: «Кто внесет в это наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!», ясно указывает на то, что все новшества и нововведения будут отвергнуты. А вторая его версия: «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!»добавляет другую идею, состоящую в том, что некоторые из последовавших нововведениям других, могут заупрямиться и привести в доказательство первую версию: «Кто внесет в это наше дело». Они могут сказать: “Я не вношу ничего!” В этом случае, в качестве довода может быть предоставлено вторая версия хадиса, отвергающая все нововведения, независимо от того вносит ли их сам человек, или последовал за тем, кто привносит их. Этот хадис – из тех, которые необходимо выучить и использовать для порицаемых поступков”. См. “Шарх Сахих Муслим” 12/16.

Хафиз Ибн Раджаб об этом хадисе сказал: “Этот хадис занимает великое место в основах Ислама! Он подобен мерилу, по которому оценивается внешняя сторона деяний, подобно тому, как хадис: «Дела оцениваются по намерениям» – является мерилом, по которому оценивается внутренняя сторона деяний. Так же, как любое дело, совершаемое не ради Аллаха, не приносит никакой награды для совершающего его, так и всякое деяние, на которое не было указания от Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), будет отвергнуто и возвращено тому, кто его совершает. Любое деяние, внедренное в религию, но на которое Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) не дали дозволения, не имеет никакого отношения к религии. Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания», указывают на то, что все религиозные деяния, совершаемые человеком, должны соответствовать положениям шариата!” См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 1/176.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Разделится моя община на семьдесят три группы. Семьдесят две группы в Огне, а одна в Раю». Сподвижники спросили: “Кто же они?!” На что он ответил: «Это те, кто следует тому, чему следую я и мои сподвижники!» Ахмад 4/102, Абу Дауд 2/503, ат-Тирмизи 3/367, Ибн Маджах 2/479. Достоверность хадиса подтвердили шейхуль-Ислам Ибн Таймия, шейх Ибн аль-Къайим, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани.

В этом хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил о том, что его община разделится на семьдесят три течения, и выделил в числе спасшихся только одну группу, следующую строго тому, чему следовал пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники. И если бы какие-либо добавления в религии были дозволенными, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не ограничил бы путь спасшихся людей его общины именно следованием тому, на чем был он и его сподвижники! То же самое говорится и в другом подобном хадисе: «Поистине, после вас наступят долгие дни терпения, и те, кто в подобных обстоятельствах станет придерживаться того же, на чем были вы, получит награду, равную награде пятидесяти из вас!» Сподвижники спросили: “О пророк Аллаха, может быть, пятидесяти из них?” Он сказал: «Нет, именно из вас!» Ибн Наср в “ас-Сунна” 33, ат-Табарани в “аль-Кабир” 289. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 494.

Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды я вместе с Убайем и Абу Тальхой поел мяса и хлеба, а затем пожелал совершить омовение. Они сказали мне: «Для чего ты хочешь совершить омовение?» Я ответил: «По причине еды, которую мы ели». Они сказали: «Ты желаешь совершить омовение после употребления благого?! После этого не совершал омовения тот, кто был лучше тебя (мир ему и благословение Аллаха)!»” Ахмад 4/30. Шейх аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут назвали иснад сильным.

Шейх аль-Альбани сказал: “Это сообщение (асар) указывает на то, что сподвижники порицали приближение к Аллаху Всевышнему посредством деяния, которое не узаконил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) своими словами или делами. А что касается желания Анаса совершить омовение после употребления мяса, то, наверное, до него дошли слова пророка (мир ему и благословение Аллаха), который говорил: «Совершайте омовение после употребления того, чего коснулся огонь»Муслим 1/272. Вероятно, до него не дошла отмена этого веления”. См. “Хидаяту-ррууа” 1/194.

Абу Сулейман ад-Дарани говорил: “Бывало так, что какой-либо из поступков людей западал мне в сердце, но я никогда это не принимал, кроме как после подтверждения двух праведных свидетелей: Корана и Сунны!” См. “ас-Сияр” 10/183.

На основании упомянутого ученые и выявили важное правило, гласящее: «В основе любое поклонение не дозволено, кроме того, на что есть указание в шариате!»

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Двери поклонения, религиозных вопросов и приближения к Аллаху устанавливаются только Аллахом и Его посланником (мир ему и благословение Аллаха)! И никто не имеет права делать что-либо поклонением или приближением, кроме как на основании шариатского довода!” См. “Маджму’уль-фатауа” 31/35.

Шейхуль-Ислам также сказал: “Обряды поклонения основаны на шариате и следовании, а не на страстях и нововведении! Поистине, Ислам основан на двух опорах: Мы не поклоняемся никому, кроме Аллаха, и мы поклоняемся Аллаху только так, как это узаконил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “аль-Фатауа аль-кубра” 2/242.

Шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Известно, что нет запрета, кроме того, что запретили Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха). И нет греха, кроме того, что сделали грехом Аллах и Его посланник. И нет ничего обязательного, кроме того, что сделали обязательным Аллах и Его посланник. И нет религии, кроме той, которой обязал Аллах. И основа в поклонении – недействительность, кроме как при наличии довода на его правомочность”. См. “И’лям аль-мууаккъи’ин” 1/344.

Хафиз Ибн Касир сказал: “Слова и дела людей сопоставляются со словами и делами пророка (мир ему и благословение Аллаха), и то, что совпадает с его словами и делами – принимается, а то, что не совпадает с ними – отвергается, кому бы они не принадлежали”. См. “Тафсир Ибн Касир” 3/415.

Не совершай того поклонения, которое не совершали сподвижники

Хузайфа (да будет доволен им Аллах) говорил: “Любое поклонение, которое не совершали сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), не совершай его!” Абу Шама в «аль-Ба’ис» 21, аш-Шатыби в «аль-И’тисам» 2/132.

Имам таби’инов – аш-Ша’би, о котором Макхуль сказал: “Я не видел более знающего, чем аш-Ша’би” (См. “ат-Тахзиб” 3092), говорил: “Бери то, что рассказали тебе от сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а на то, что тебе рассказали, основываясь на своем мнении, помочись!” ‘Абдур-Раззакъ 11/256.

Са’ид ибн Джубайр сказал: “То, что не было известно сподвижникам, участвовавшим в битве при Бадре, не из религии”. См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 1425.

Имам аль-Ауза’и сказал: “Знание – это то, что пришло от сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), а то, что не пришло хотя бы от одного из них, не является знанием”. См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 1420.

Хафиз Ибн Касир сказал: “Ахлю-Сунна уаль-джама’а называют любые дела и слова, которые не совершали сподвижники, нововведением, ибо если бы в этом было благо, то они опередили бы нас в этом!” См. “Тафсир Ибн Касир” 4/278.

Некоторые примеры того, как пророк (мир ему и благословение Аллаха),

его сподвижники и саляфы порицали малейшее противоречие и отличие от Сунны

Аль-Бара ибн ‘Азиб (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Когда захочешь лечь спать, соверши такое же омовение, какое совершаешь ты перед молитвой, ляг на правый бок и скажи: “О Аллах, я предался Тебе, и вручил Тебе дело свое, и на Тебя положился из стремления к Тебе и из страха перед Тобой. Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме обращения к Тебе! О Аллах, уверовал я в Твое Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего пророка, которого Ты послал”. И если ты умрешь этой ночью, то умрешь в присущем тебе от рождения состоянии (фитра), а поэтому сделай эти слова последним, что ты будешь говорить (в конце каждого дня)». Аль-Бара сказал: “И я начал повторять эти слова перед пророком (мир ему и благословение Аллаха), и когда дошел до слов: «О Аллах, уверовал я в Твое Писание, которое Ты ниспослал», сказал: «…и в Твоего посланника»(вместо слов «Твоего пророка»). Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет, говори: “…и в Твоего пророка, которого Ты послал»”.аль-Бухари 247.

Шейх аль-Альбани сказал: “В этом хадисе важное примечание касаемо того, что мольбы и слова поминания Аллаха строго установлены, в которых нельзя ничего ни добавлять, ни уменьшать, даже если после изменения не поменяется смысл! Ведь слово «посланник» имеет более широкое значение, нежели слово «пророк», но, тем не менее, пророк (мир ему и благословение Аллаха) возразил аль-Баре, несмотря на то, что аль-Бара спутал по ошибке, а не сознательно. И где же от этого примера приверженцы нововведений, которые не брезгуют любыми добавлениями и сокращениями в поминании Аллаха?! Но есть ли размышляющий?!” См. “Сахих ат-таргъиб” 1/288.

Нафи’ рассказывал: “Однажды один человек чихнул перед Ибн ‘Умаром (да будет доволен им Аллах) и сказал: «Хвала Аллаху и мир посланнику Аллаха» (аль-Хамду ли-Лляхи уа-ссаляму ‘аля расули-Ллях). На это Ибн ‘Умар сказал ему: «Я тоже говорю: «Хвала Аллаху и мир посланнику Аллаха», однако, не так нас научил посланник Аллаха (поминать Аллаха при чихании). Он обучил нас говорить: «Хвала Аллаху в любом состоянии» (аль-Хамду ли-Лляхи ‘аля кули халь)”. ат-Тирмизи 2738, аль-Хаким 4/265. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

Обратите внимание на слова Ибн ‘Умара и на его реакцию за малейшее несоответствие Сун-не! Сделай нечто подобное кто-либо из мусульман в наше время, его с легкостью обвинят в крайности, выдуманном ваххабизме и т.п.

Муджахид рассказывал: “Однажды я был с Ибн ‘Умаром (да будет доволен им Аллах), когда один человек стал делать тасуиб во время обеденной или послеобеденной молитвы. На что Ибн ‘Умар сказал: «Уходим отсюда, поистине, это нововведение!»” Абу Дауд 538. Шейх аль-Альбани назвал сообщение хорошим.

Имам ат-Туртуши относительно слова «тасуиб» сказал, что речь идет о случае, когда человек становится возле дверей мечети и кричит: “Молитва! Молитва!” См. «аль-Хауадис уаль-бида’» 149.

Салим ибн ‘Абдуллах рассказывал: “Однажды я сидел вместе с Ибн ‘Умаром в мечети, когда к нему подошел некий человек из Шама и спросил его о совершении ‘умры до хаджа (хадж ат-таматту’). Ибн ‘Умар сказал: “Это хорошее и прекрасное дело”. Тот человек спросил: “Даже если твой отец (‘Умар ибн аль-Хаттаб) запрещал это?” Ибн ‘Умар ответил: “Горе тебе! Что, если мой отец запрещал делать то, что совершал и велел совершать другим посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ты подчинишься моему отцу или велению посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?!” Человек ответил: “Велению посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. Ахмад 5700, Абу Я’ля 3/1317. Достоверность иснада подтвердил имам ан-Науауи.

Сообщается, что однажды, когда Са’ид ибн аль-Мусайиб увидел человека, который после призыва на утреннюю молитву, совершал больше чем два рака’ата, удлиняя в них поясные и земные поклоны, он высказал ему свое порицание. Тот человек спросил: “О Абу Мухаммад! Неужели Аллах накажет меня за множество молитв?!” На что Са’ид ответил: “Нет. Однако Он накажет тебя за противоречие Сунне!” ‘Абдур-Раззакъ 3/52, аль-Байхакъи 2/466. Иснад достоверный.

Шейх аль-Альбани сказал: “Это одно из прекраснейших высказываний Са’ида ибн аль-Мусайиба, да смилуется над ним Аллах. Оно является сильным оружием против приверженцев нововведений, которые оправдывают многочисленные нововведения тем, что они связаны с поминанием Аллаха и молитвами. Когда же приверженцы Сунны порицают их за это, приверженцы нововведений обвиняют их в том, что они, якобы, упрекают их за поминание Аллаха и молитвы. На самом же деле они порицают их лишь за отклонение от Сунны при поминании Аллаха, молитвах и других поклонениях!” См. “Ируа аль-гъалиль” 2/233.

О важности опровержения приверженцев нововведений и предостережения от них

Опровержение заблудших и приверженцев нововведений занимает важнейшее место в Исламе, и это является джихадом на пути Аллаха! Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Какого бы пророка ни направлял Аллах до меня к тому или иному народу, у него всегда были апостолы и сподвижники, которые следовали его Сунне и выполняли его веления. Затем на смену им приходили люди, говорившие то, чего не делали сами, и делавшие то, что им не было велено делать. И тот, кто совершает джихад против них рукой, является верующим, и совершающий против них джихад своим языком, является верующим, и совершающий против них джихад своим сердцем является верующим, а за этим нет веры (имана) и на вес горчичного зерна!» Муслим 50.

Данный хадис указывает на величие джихада против приверженцев нововведений, которые искажали учения пророков, да пребудет над ними всеми мир и благословение Аллаха!

Имамы нашей общины уделяли огромное внимание опровержению заблудших и искажающих религию, даже если те делали это неосознанно и преследуя только благие цели, ибо это является неотъемлемой частью принципа «Изменение порицаемого», необходимого для сохранения религии. Они писали специальные труды, посвященные опровержению той или иной ереси. Среди этих трудов, можно выделить «ар-Радд ‘аля аз-занадыкъа уаль-джахмия» имама Ахмада, «ар-Радду ‘аля Бишр аль-Мариси» имама ад-Дарими, «Халькъу аф’алиль-‘ибад» имама аль-Бухари, «ар-Радду ‘аля аль-Ахнаи» и «ар-Радду ‘аля аль-Бакри» шейхуль-Ислама Ибн Таймии. Подобных трудов существует множество, и это указывает на то, что опровержение заблуждений (ар-радд) является особенностью ахлю-Сунна.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия писал: “Выявлять положение передатчиков хадисов и отклонение приверженцев нововведений является обязательным в шариате. Так же и с лидерами приверженцев нововведений, которые противоречат Корану и Сунне, поистине, разъяснять их положение и предостерегать общину от них, является обязательным по единогласному мнению мусульман (иджма’)!” См. “Маджму’уль-фатауа” 28/231.

Шейх ‘Абдур-Рахман ибн Хасан говорил: “Опровержение того, кто противоречит Корану и Сунне, является обязательным, как это сказал Ибн ‘Аббас, аш-Шафи’и, Малик и Ахмад. И в этом вопросе они были единодушны!” См. “Фатхуль-Маджид” 344.

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “К проявлению искренности (насыха) по отношению к Аллаху, к Его Писанию и посланнику (мир ему и благословение Аллаха) относится то, что совершают ученые, опровергающие заблуждения с помощью Корана и Сунны и разъясняющие это. Также к этому относится и опровержение слабых высказываний ученых”. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 96.

Шейх Ибн Баз говорил: “Если приверженцы Сунны будут молчать, и не будут разъяснять ошибки тех, кто противоречит Корану и Сунне, то они тем самым уподобятся находящимся под гневом и заблудшим людям Писания (христианам и иудеям)”. См. “Фатауа Ибн Баз” 3/72.

Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Какова польза для студента, требующего знание, в изучении заблуждений различных течений, как му’тазилиты, джахмиты и хариджиты, учитывая то, что этих течений не существует в наше время?»

Шейх ответил: “Изучение идеологий этих течений в наши дни имеет пользу, которая выражается в знании заблуждений этих течений для опровержения их в случае встречи с их представителями. И эти течения однозначно существуют, а слова сказавшего: «Этих течений нет в наше время» основаны сугубо на его знании! Однако нам и тем, кто знает о состоянии людей, хорошо известно, что эти течения существуют, и они проявляют активность в распространении своего нововведения! И нам необходимо знать истину и изучать взгляды этих течений с целью опровержения тех, кто спорит относительно истины!” См. “Китаб аль-‘ильм” вопрос № 25.

Наши рекомендации