И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца

Ин. 1:14

Троица и Воплощение - парные понятия. Догмат о Троице гласит, что Человек Иисус воистину является Богом; догмат о Воплощении гласит, что Бог Иисус воистину является Человеком. Вместе они провозглашают совершенную реальность Спасителя, о Котором повествует Новый Завет, Сына, пришедшего от Отца и по воле Отца, чтобы пострадать за грешников на кресте (Мф. 20:28; 26:36-46; Ин. 1:29; 3:13-17; Рим. 5:8; 8:32; 2 Кор. 5:19-21; 8:9; Флп. 2:5-8).

Что касается догмата о Троице, то момент истины наступил на Никейском соборе (325 г. от Р.Х.), где Церковь выступила против арианской ереси, состоявшей в том, что Иисус был первым и лучшим из творений Божьих, и утвердила положение, согласно которому Иисус обладает единой с Отцом "субстанцией" или "сущностью". Следовательно, Бог един; различие между Отцом и Сыном существует в божественном единстве, и Сын есть Бог в том же смысле, что и Отец. В положениях о том, что Сын и Отец "единосущны", и что Сын "рожден" (что соответствует понятию "единородный", Ин. 1:14, 18; 3:16, 18), а не "сотворен", Никейский символ веры недвусмысленно признает божественность Галилеянина.

Важнейшим событием для исповедания Церковью догмата о Воплощении стал Халкидонский собор (451 г. от Р.Х.), на котором Церковь выступила против как несторианской ереси, согласно которой в Иисусе одновременно пребывало две личности - Сына Божьего и обычного человека, так и евтихианской, состоявшей в том, что божественность Иисуса поглотила Его человеческую сущность. Отвергнув обе ереси, Собор принял исповедание веры в Иисуса как Одного и Того же Христа, имеющего две природы (то есть два ряда способностей познания, выражения, действия и противодействия), которые объединены в Нем неизменно, нераздельно, неразлучно, не смешиваясь друг с другом, так что при этом сохраняется особенность каждой природы и они соединяются в одно Лицо и одну Ипостась. Иначе говоря, все свойства и силы, которые имеются в нас, а также все свойства и силы, которые имеются в Боге, были, есть и всегда будут реально и различимо присутствовать в Одном Галилеянине. Таким образом, Халкидонский догмат решительно утверждает совершенную человеческую природу Господа.

Воплощение, как великая тайна, лежащая в основе традиционного христианского учения, есть важнейшее новозаветное свидетельство. То, что именно евреям надлежало прийти к такого рода верованию, поразительно. Восемь из девяти писателей Нового Завета, первые ученики Иисуса, - это евреи, воспитанные в духе иудейского учения о том, что Бог один и человек не может быть божественным. Однако все они учили, что Иисус есть Божий Мессия, помазанный Духом Господним Сын Давидов, обетованный Ветхим Заветом (например, Ис. 11:1-5; Christos, "Христос", греч. помазанник). Все они представляли Его в роли Учителя, Раба Божьего, понесшего грехи многих на Себе, и Вождя - Пророка, Священника и Царя. Иначе говоря, все они настойчиво утверждали, что следует веровать в Иисуса Мессию и служить Ему - тем самым они свидетельствовали о том, что Он - Бог не меньше, чем Человек. Обратимся теперь к тому, как три выдающихся новозаветных богослова (Иоанн, Павел, автор Послания к Евреям, и Петр) свидетельствуют об этом.

Евангелие от Иоанна строится как рассказ очевидца (Ин. 1:14; 19:35; 21:24), которому в прологе предшествует ряд заявлений (1:1-18) о том, что Иисус есть вечный, божественный Логос (Слово), Творец и податель всякой жизни и света (ст. 1-5, 9), Который, став "плотию", открылся как Сын Божий - источник благодати и истины, действительно "единородный от Отца" (ст. 14, 18). Это Евангелие постоянно прерывается заявлениями "Я есмь", имеющими особое значение, поскольку слова Я есмь (греч. ego eimi) используются в переводе еврейской Библии на греческий язык для передачи имени Бога (Исх. 3:14); всякий раз, когда Иоанн сообщает об Иисусе, говорящем ego eimi, подразумевается притязание на божественность. Примерами этого могут служить стихи Ин. 8:28, 58 и известные семь выражений Его благодати как 1) Хлеба жизни, подателя духовной пищи (6:35, 48, 51); 2) Света миру, изгоняющего тьму (8:12; 9:5); 3) Двери овцам, открывающей доступ к Богу (10:7, 9); 4) Пастыря доброго, ограждающего от опасности (10:11,14); 5) Воскресения и жизни, побеждающих смерть (11:25); 6) Пути, истины и жизни, ведущих к общению с Отцом (14:6); 7) Истинной виноградной лозы, питающей ветви, чтобы они могли приносить плод (15:1, 5). И, наконец, Фома, поклоняясь Иисусу, обращается к Нему со словами "Господь мой и Бог мой" (20:28), после чего Иисус благословляет всех, разделяющих исповедание веры Фомы, а Иоанн побуждает своих читателей присоединиться к их числу (20:29-31).

Павел, цитируя слова, по всей видимости, из псалма, раскрывающие божественность Иисуса (Флп. 2:6), заявляет, что "в Нем обитает вся полнота Божества телесно" (Кол. 2:9; ср. 1:19); превозносит Иисуса как Сына, Который есть образ Отца и соработник Его в творении и попечении обо всем (Кол. 1:15-17); провозглашает Его "Господом" (Господь - титул царя, несущий скрытый намек на божественность), Которого следует умолять о спасении согласно повелению призывать Яхве в Книге Иоиля 2:32 (Рим. 10:9-13); называет Его "сущим над всем Богом" (Рим. 9:5), а также "Богом и Спасителем" (Тит. 2:13); и молит Его лично (2 Кор. 12:8-9), взирая на Него как на источник божественной благодати (2 Кор. 13:14). Свидетельство апостола очевидно: вера в божественность Иисуса лежит в основании богословия и вероисповедания Павла.

Автор Послания к Евреям, желая разъяснить совершенство первосвященства Христова, начинает с утверждения о полной божественности и, следовательно, уникальном достоинстве Сына Божьего (Евр. 1:3, 6, 8-12), совершенную человеческую природу Которого он превозносит далее (в гл. 2). Совершенство это (как, естественно, и сама возможность его первосвященства, которое, по его словам, исполняет Христос) обусловлено соединением бесконечной, неисчерпаемой божественной жизни с полнотой человеческих переживаний искушения, страданий и боли (Евр. 2:14-17; 4:14-5:2; 7:13-28; 12:2-3).

Новый Завет запрещает поклонение ангелам (Кол. 2:18; Отк. 22:8-9), но повелевает поклоняться Иисусу и неизменно указывает на Богочеловечество Спасителя и Господа как на надлежащий объект веры, надежды и любви в этой жизни. Вероисповедание, не придающее этому значения, не является христианским. Не будем забывать об этом никогда!

ДВЕ ПРИРОДЫ

ИИСУС ХРИСТОС - СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

Наши рекомендации