А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду
Рим. 15:4
Живя в промежутке между двумя пришествиями Христа, христианам суждено взирать в прошлое и грядущее; в прошлом - на ясли, крест и пустую гробницу, посредством чего было приобретено для них спасение; в грядущем - на встречу со Христом вне этого мира, на свое личное воскресение и радость пребывания в славе своего Спасителя во веки веков. Новозаветное служение постоянно ориентировано на эту надежду; Христос есть "надежда наша" (1 Тим. 1:1), и мы служим "Богу надежды" (Рим. 15:13). Сама вера определяется как "уверенность в невидимом" (Евр. 11:1), а преданные христиане - как "прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий" (Евр. 6:18-19). Когда Иисус указывал Своим ученикам собирать сокровища на небе, поскольку "где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Мф. 6:21), Он выразил, в сущности, мысль, которую позднее выскажет своими словами Петр: "...уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа" (1 Пет. 1:13).
Весь Новый Завет исполнен надежды. Это идеал странников, возвращающихся домой: нам нужно считать себя чужеземцами, находящимися на пути к дому (1 Пет. 2:11; Евр. 11:13). Это идеал чистоты: каждый, кто действительно надеется уподобиться Иисусу, когда Он явится, "очищает себя, так как Он чист" (1 Ин. 3:3). Это идеал готовности: мы должны быть готовы оставить этот мир ради более тесного общения со Христом, нашим Господом, в любое время, когда нас призовут на суд (2 Кор. 5:6-8; Флп. 1:21-24; ср. Лк. 12:15-21). Это идеал долготерпения: "когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении" (Рим. 8:25). И это идеал силы: надежда придает силу и уверенность, когда мы проходим предлежащее нам поприще, подвизаемся добрым подвигом и переносим "кратковременное легкое страдание" (2 Кор. 4:17), которое еще остается нам пережить перед возвращением домой (Рим. 8:18; 15:13; 2 Тим. 4:7-8).
Хотя христианская жизнь чаще бывает отмечена страданиями, чем победами (1 Кор. 4:8-13; 2 Кор. 4:7-18; Деян. 14:22), наша надежда тверда и дух исполнен непоколебимой уверенности: мы на стороне Победителя.
АКТИВНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
ХРИСТИАНИН ЖИВЕТ, ЧТОБЫ УГОЖДАТЬ БОГУ
Как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши.
1 Фес. 2:4
Всем знакома истина, согласно которой целью жизни всякого христианина является прославление Бога. В этом состоит призвание верующего. Все, что мы говорим и делаем, все наше послушание Божьим заповедям, все наши отношения с ближними, все наши дарования, таланты и возможности, данные нам от Бога, все наше мужество и стойкость в трудных ситуациях и в атмосфере людской вражды, - все это должно служить нам средством воздаяния хвалы и славы Богу за Его благость к тем, на кого Он изливает Свою любовь (1 Кор. 10:31; ср. Мф. 5:16; Еф. 3:10; Кол. 3:17).
Наравне с первой важна и другая истина: всякий христианин должен угождать Богу во всякий час. Строго говоря, это положение можно назвать христианским личным призванием. Как Иисус не жил ради угождения Самому Себе, так и мы не должны (Ин. 8:29; Рим. 15:1-3). Угождать Богу во всем - вот цель, которая должна стоять перед нами (2 Кор. 5:9; Кол. 1:10; 1 Фес. 2:4; 4:1). Вера (Евр. 11:5-6), хвала (Пс. 68:31-32), благотворение (Флп. 4:18; Евр. 13:16), послушание установленным от Бога властям (Кол. 3:20) и преданность в христианском служении (2 Тим. 2:4), сочетаясь, и дают нам возможность угождать Богу. Господь дарует нам силы для такой жизни и радуется, видя наши дела. Как Он установил, так и поступает всегда: по Своей суверенной благодати дает нам то, что от нас требует, и в конце концов находит удовлетворение (Евр. 13:21; ср. Флп. 2:12-13).
Из этих управляющих нашим существованием требований угождать Богу мы познаем тот точный смысл, в котором подлинное благочестие является соответственным и созидательным. Бог относится к христианину не только как Отец к ребенку, но и как Друг к другу. Авраам был наречен другом Божьим (2 Пар. 20:7; Ис. 41:8; Иак. 2:23); Христос называет Своих учеников друзьями Своими (Лк. 12:4; Ин. 15:14). Такова эта мера Божьей благодати, по которой Он делает друзьями грешников; и мера христианского благочестия такова, что мы стараемся доставить удовольствие нашему небесному Другу, подобно тому, как супруги стараются удовлетворить друг друга, чтобы показать свою любовь (1 Кор. 7:32-35). Христианство - это любовная связь, в которой благочестие предстает сущностью наших стараний угодить Богу посредством проявлений благодарной и восторженной любви.
Способность созидать, как часть Божьего образа, который несет в себе человек, дает нам возможность отражать в богоугодном, активном образе жизни наши поиски способа выказать благодарность Богу. Любовь всегда спрашивает, что еще можно сделать, чтобы угодить и доставить удовольствие, и ответом на этот вопрос всегда будет большая любовь к ближним, большее служение их потребностям (1 Ин. 3:11-18). Если ваши замыслы угодить Богу связаны с опасностью, вспомните притчу о талантах, в которой Иисус хвалит людей, с риском вложивших порученные им деньги и получивших прибыль, и осуждает тех, что живут постоянно в нерешительном бездействии (Мф. 25:14-30).
МОЛИТВА
ХРИСТИАНЕ ИМЕЮТ ОБЩЕНИЕ С БОГОМ
Он сказал им: когда молитесь, говорите: "Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого".
Лк. 11:2-4
Бог сотворил и искупил нас, чтобы мы имели с Ним общение - это и есть молитва. Бог разговаривает с нами через Библию; слова Его открывает и делает понятными для нас Святой Дух. Затем мы говорим Богу о Нем, о себе, о людях в Его мире, и все, что мы говорим Ему, строится как ответ на то, что сказано им. Подобная уникальная форма диалога длится всю нашу жизнь.
Библия учит молиться и поясняет на примере, как следует это делать каждому из числа народа Божьего, как наедине (Мф. 6:5-8), так и вместе с друзьями (Деян. 1:14; 4:24). В молитве мы должны выражать свое преклонение перед Богом и хвалу Ему; с покаянием исповедовать свои грехи, чтобы получить прощение; благодарить за милости; и возносить прошения и ходатайства за себя и ближних. Молитва Господня (Мф. 6:9-13; Лк. 11:2-4) заключает в себе поклонение, прошение и исповедь; Псалтирь содержит образцы всех четырех элементов молитвы.
Прошение, когда каждый молящийся смиренно признается в своих нуждах и выказывает себя доверчиво зависимым от Бога в удовлетворении этих нужд из Его неограниченных запасов мудрости и благости, есть элемент, составная часть молитвы, которая наиболее часто и постоянно освещается в Библии (напр., Быт. 18:16-33; Исх. 32:31-33:17; Ездр. 9:5-15; Неем. 1:5-11; 4:4-5, 9; 6:9, 14; Дан. 9:4-19; Ин. 17; Иак. 5:16-18; Мф. 7:7-11; Ин. 16:23-24; Еф. 6:18-20; 1 Ин. 5:14-16). Прошение, наряду с другими формами молитвы, следует обычно обращать к Отцу, как явствует из молитвы Господней, но молитву во спасение и исцеление можно обращать и ко Христу, как бывало во дни Его земного служения (Рим. 10:8-13; 2 Кор. 12:7-9), можно обращаться и к Святому Духу с просьбой о благодати и мире (Отк. 1:4). Не может быть неправильным обращение с прошением к Богу как триединому Божеству или просьба духовного благословения у Одного из трех Лиц Божества, однако мудрее следовать новозаветному молитвенному образцу.
Иисус учит, что обращаться к Отцу надлежит во имя Его (Ин. 14:13-14; 15:16; 16:23-24). Это значит взывать к Христу как к Посреднику, Который способен обеспечить нам доступ к Отцу, ожидая от Него поддержки, как от нашего Ходатая перед лицом Отца. Однако мы можем искать у Христа помощи только тогда, когда просим у Него то, что согласуется с Его волей (1 Ин. 5:14), и наши собственные побуждения в прошении праведны (Иак. 4:3).
Иисус учит, что в молитве Богу нам подобает настойчиво, с ревностным упорством добиваться у Него удовлетворения своих нужд (Лк. 11:5-13; 18:1-8) и что Он ответит на такую молитву положительно. Вместе с тем необходимо помнить, что Бог, Который лучше нас знает, что есть благо для нас, может отвергнуть наши конкретные просьбы. Если Бог отказывает нам в чем-то, то лишь потому, что у Него есть лучшее решение нашей проблемы, как в случае с Павлом, когда он просил Христа удалить от него жало, данное ему в плоть (2 Кор. 12:7-9). Чтобы выразить веру в благость всего, что Бог усмотрел для нас, лучше всего сказать Ему: "Да будет воля Твоя", как сказал в Гефсимании Иисус (Мф. 26:39-44), отказываясь при этом от своих желаний и уповая на мудрость Отца.
Нет никакого противоречия или несовместимости между учением Писания о Божьем суверенном предопределении всего и о действенности молитвы. Бог предопределяет как средства исполнения Своего замысла, так и конечный итог его, так что наша молитва предопределена как средство, с помощью которого Он исполняет Свою суверенную волю.
Христиане, осознающие высокую честь обращения к Богу, возносящие с должным почтением и смирением, с чистым (то есть очищенным, кающимся) сердцем искреннюю молитву Богу, найдут в себе данное от Духа сыновнее побуждение молиться и доверять своему Небесному Отцу (Гал. 4:6; Рим. 8:15), а также желание молиться о том, что превышает наше понимание (Рим. 8:26-27). Кто действительно возносит молитвы Богу, тот может познать непостижимую реальность помощи, которую оказывает нам в молитве Святой Дух.
КЛЯТВЫ И ОБЕТЫ
ХРИСТИАНИН ЗНАЧИТ ВЕРНЫЙ
И сказали они: возвратим и не будем с них требовать; сделаем так, как ты говоришь. И позвал я священников, и велел им дать клятву, что они так сделают. И вытряхнул я одежду мою, и сказал: так пусть вытряхнет Бог всякого человека, который не сдержит слова сего, из дома его и из имения его, и так да будет у него вытрясено и пусто! И сказало все собрание: аминь. И прославили Бога; и народ выполнил слово сие.
Неем. 5:12-13
Бог повелевает говорить правду друг другу, особенно это касается христиан (Еф. 4:25; Кол. 3:9); это, как указано в Писании, свойственно подлинному благочестию (Пс. 14:1-3). Бог запрещает ложь, обман и злонамеренное искажение истины (Исх. 20:16; Лев. 19:11). Иисус называет сатану отцом лжи (Ин. 8:44), и всякий, подобно ему лгущий, чтобы осознанно вводить в заблуждение и наносить урон ближним, сурово осужден Писанием как отвратительный и страшный безбожник (Пс. 5:10; 11:2-5; 51:3-6; Иер. 9:3-6; Отк. 22:15). Признать достоинство своего ближнего, несущего на себе образ Божий, можно только признавая его право на истину. Таким образом, повеление говорить истину, то есть выказывать должное почтение к фактам, к ближнему и Богу, становится основным элементом подлинной религии и подлинной любви к ближнему.
Объясняя девятую заповедь, Божий запрет, наложенный на лжесвидетельство (Исх. 20:16), на основании правила, согласно которому негативное предполагает позитивное (то есть заповедь требует должного во избежание запретного), Полный Вестминстерский катехизис (вопрос 144) заявляет:
По уставу каждого дня надлежит сохранять и утверждать истину между человеком и человеком и доброе имя ближнего, как и свое; являть и защищать истину; от чистого сердца, искренно, свободно, ясно и полно говорить правду, и только правду и ничего кроме правды ради справедливости и правосудия в суде и везде где это требуется.
Клятвы - это священные декларации, в которых Бога призывают удостоверить свои утверждения или обещания, навлекая на себя Его наказание в случае лжи. Писание одобряет принесение клятв в особо важных случаях (Быт. 24:1-9; Ездр. 10:5; Неем. 5:12; ср. 2 Кор. 1:23; Евр. 6:13-17), хотя в эпоху Реформации анабаптисты отвергли эту практику в рамках своего отказа от участия в делах этого мира. Они апеллировали к осуждению Иисусом клятв, выдуманных и назначенных для введения в заблуждение, словно Иисус осуждал принесение клятв само по себе, а не призывал к честным речам, советуя остерегаться искушения употреблять слова с тем, чтобы вводить ближних в заблуждение и манипулировать ими в своих интересах (Мф. 5:33-37; ср. Иак. 5:12).
Обеты, приносимые Богу, представляют собой священный эквивалент клятв и должны рассматриваться с такой же серьезностью (Втор. 21:23; Еккл. 5:4-6). То, что клянутся или обещают сделать, надлежит выполнять, как бы дорого это ни давалось (Пс. 14:4; ср. Иис. Н. 9:15-18). Бог требует, чтобы мы относились со всякой серьезностью не только к Его словам, но и к своим собственным. Однако "никому не дано обещать того, что запрещено Словом Божиим, или того, что воспрепятствует исполнению должного, заповеданного Им" (Вестминстерское исповедание, XXII. 7).
ЦАРСТВО БОЖЬЕ
ХРИСТИАНЕ - ГЛАШАТАИ ЦАРСТВА
Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: "вот, оно здесь", или: "вот, там". Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.
Лк. 17:20-21
Тема Царства Божьего проходит через оба Завета, привлекая наше внимание к цели исторического процесса. Во времена Ветхого Завета Бог объявлял о Своем желании царствовать (согласно Своей суверенности, Дан. 4:31-32), учредив Свое Царство (Его управление жизнью народа и обстоятельствами) через избранного Им царя (Мессию из Давидова колена, Ис. 9:6-7) в эру милосердия. Это Царство пришло с Иисусом, Мессией и существует везде, где господство Иисуса признается в покаянии, вере и обновленном послушании человека. Иисус, помазанный Духом, исполненный Духа, назначенный, но еще не вступивший в должность Правитель (Лк. 3:21-22; 4:1, 14, 18-21, 32-36, 41), умер, воскрес, вознесся и теперь управляет на небесах как Правитель всей вселенной (Мф. 28:18; Кол. 1:13), Царь царей и Господь господствующих (Отк. 17:14; 19:16). Эра милосердия представляет собой период нынешних духовных благодеяний (спасения от греха и общения с Богом), ведущий к будущему состоянию неомраченной радости в воссозданной вселенной. Первые шаги это Царство уже сделало в настоящем, но в полноте своей осуществится только в грядущем; в некотором смысле оно всегда присутствует в нашей жизни, хотя в самом полном смысле - еще только должно явиться (Лк. 11:20; 16:16; 17:21; 22:16, 18,29-30).
Это Царство пришло на землю не только как милость, но и как суд, о чем предрекал Иоанн Креститель, его предтеча (Мф. 3:1-12). Все послушно принявшие Слово Иисусово и предавшие свою участь в Его руки обрели милость, между тем как иудейское руководство, не пожелавшее сделать это, было осуждено. Строго говоря, иудейские вожди осудили себя сами, поскольку избрали жизнь во тьме, отказавшись от Спасителя (Ин. 3:17-20).
Задача Церкви заключается в том, чтобы посредством верного христианского пути и свидетельства сделать незримое Царство зримым. Евангелие Христово остается Евангелием Царства (Мф. 4:23; 24:14; Деян. 20:25; 28:23, 31), Благой вестью о праведности, мире и радости в Святом Духе через вступление в отношения ученичества у живого Господа (Рим. 14:17). Чтобы проповедь Церкви заслуживала доверия, она должна демонстрировать реальность одухотворенного бытия в этом Царстве.
Явление Царства означает начало нового этапа в Божьем искупительном замысле. Мессия явился, искупил наши грехи и вознесся на Свой престол с обетованием о Своем Втором пришествии. Все символическое, временное и несовершенное в богоданных Израилю установлениях относительно общения его с Богом, ушло в прошлое. Израиль, избранный народ, Авраамово семя, получил новое определение как сообщество верующих в Иисуса (Гал. 3:16, 26-29). После излияния Духа новый путь жизни, а именно жизнь во Христе и со Христом, стал реальностью этого мира. Так было положено начало нового интернационализма вселенского церковного братства и вселенского благовествования (Еф. 2:11-18; 3:6, 14-15; Отк. 5:9-10; 7:9; Мф. 28:19-20; Кол. 1:28-29). Хотя эти перемены были великими, ни одна из них не означала установления нового нравственного кодекса, как это иногда предполагается. Нравственный закон для христиан, закон настоящего Божьего Царства, есть закон, находящийся в Декалоге и книгах пророков, ныне используемый в новой ситуации. Иисус не отменял этого закона, Он просто исполнил его (Мф. 5:17-48).
АПОСТОЛЫ
ПРЕДСТАВИТЕЛИ ИИСУСА ИСПОЛНЯЛИ ЕГО ВОЛЮ