Б. Когда ангелы были сотворены?

Все ангелы должны были быть сотворены до седьмого дня творения, так как читаем: «Так совершены небо и земля и все воинство их» (Быт. 2:1; слово «воинство» здесь обозначает небесных существ, населяющих Божий мир). Еще более конкретно следующее утверждение: «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил» (Исх. 20:11). Та-ким образом, все ангелы были сотворены, самое позднее, на шестой день тво-рения.

10 Англ. an angel of the Lord — эта особенность передается лишь простановкой артик-лей в английских переводах и никак не основана на древнееврейском и древнегречес-ком оригиналах. — Примеч. пер.

Но можем ли мы установить это еще точнее? Возможно, намек на созда-ние ангельских существ в первый день творения содержится в следующих словах: «В начале сотворил Бог небо и землю», и сразу же после этого говорит-ся, что «земля... была безвидна и пуста» (Быт. 1:2), но без упоминания о небе. Возможно, это говорит о том, что здесь пустота и ненаселенность земли противопоставляется небесам, где Бог, может быть, уже сотворил ангельские су-щества и предписал им различные роли и обязанности. Эта мысль представ-ляется гораздо более вероятной, когда мы читаем о том, что «при общем лико-вании утренних звезд, когда все сыны Божий восклицали от радости», Бог утвердил «основания» и «краеугольный камень» земли, в процессе ее форми-рования (Иов. 38:6,7). Если ангелы («сыны Божий») восклицали от радости, когда Бог делал землю пригодной для обитания, это может означать, что Бог сотворил ангелов в самом начале первого дня творения.

Однако, поскольку в Писании даны лишь некоторые подсказки, нам еле-дует довольствоваться тем фактом, что Бог не дал достаточной информации о времени сотворения ангелов. Дальнейшие рассуждения, не основанные на данных Писания, представляются бессмысленными. «Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим до века, чтобы мы ис-подняли все слова закона сего» (Втор. 29:29).

За определенное время до того, как сатана искусил Еву в саду (Быт. 3:1), некоторое число ангелов согрешило и отпало от Бога (2 Пет. 2:4; Иуд. 6). Это произошло, судя по всему, после шестого дня творения, когда «увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31), однако Писание не дает нам более подробной информации об этом событии.

В. Место ангелов в плане Божьем

1. Ангелы показывают величие Божьей любви к нам и величие плана Божь-его. Люди и ангелы (в широком смысле слова) — единственные моральные, разумные существа, созданные Богом. Поэтому мы можем понять многое о Божьей любви к нам и о Божьем плане, если сравним себя с ангелами.

Прежде всего следует отметить следующее различие: об ангелах никог-да не говорится, что они сотворены «по образу Божию», тогда как о людях это утверждается неоднократно (Быт. 1:26,27; 9:6). Поскольку быть сотво-ренным по образу Божьему означает быть подобным Богу", представляется уместным заключить, что мы в гораздо большей степени подобны Богу, не-жели ангелы.

11 См. гл. 20.

Этот вывод подтверждается тем фактом, что Бог обещал в будущем дать нам власть над ангелами, чтобы судить их: «Разве не знаете, чтолш будем су-дить ангелов?» (1 Кор. 6:3). Хотя сейчас мы занимаем несколько более низкое положение, чем ангелы (Евр. 2:7), когда наше спасение свершится, мы будем вознесены над ангелами и станем править ими. Ведь ангелы служат нам и сей-час: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1:14).

Способность людей рождать себе подобных (Адам «родил сына по по-добию своему», Быт. 5:3) — другой элемент нашего превосходства над ан-телами, которые, судя по всему, не могут рождать детей (ср.: Мф. 22:30; Лк. 20:34-36).

Ангелы также демонстрируют величие Божьей любви к нам тем, что ни один из многих согрешивших ангелов не был спасен. Петр говорит нам, что «.Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, пре-дал блюсти на суд для наказания» (2 Пет. 2:4, курсив мой. — У. Г.). Иуда гово-рит, что Бог «ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд. 6). В Послании к Евреям читаем: «Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприем-лет семя Авраамово» (Евр. 2:16).

Итак, мы видим, что Бог создал две группы разумных моральных творе-ний. Многие из ангелов согрешили, но Бог не стал возрождать их. Со стороны Бога это было совершенно справедливо, и ни один ангел никогда не сможет сказать, что Бог плохо обошелся с ним.

Что касается другой группы моральных творений, людей, то мы также обнаруживаем, что большое количество человеческих существ (практически все) согрешили и отвратились от Бога. Как и в случае с согрешившими анге-лами, Бог мог оставить нас идти выбранной нами же самими дорогой к вечно-му осуждению. Если бы Бог принял решение не спасать ни одного человека из всего грешного человеческого рода, Он был бы совершенно прав, и никто не мог бы сказать, что это несправедливо.

Однако Бог решил сделать нечто гораздо большее, чем требовала обыч-ная справедливость. Он решил спасти часть грешных людей. Если бы даже Он решил спасти пятерых людей из всего грешного человеческого рода, это было бы нечто гораздо большее, чем справедливость; это было бы про-явлением величайшей милости. Если бы Он решил спасти только сто че-ловек из всего человеческого рода, это было бы поразительным проявле-нием милости и любви. Но в действительности Бог решил сделать нечто еще большее. Он решил возродить из грешного человечества великое мно-жество людей, которое не поддается подсчету, «из всякого колена и языка, и народа и племени» (Отк. 5:9). Подобные милость и любовь безграничны и непостижимы для нас. Все это не заслужено нами: мы получаем это по благодати. Такой поразительный контраст с уделом ангелов открывает нам глаза на истину.

Тот факт, что Бог не позволил нам отпасть от Него, означает, что мы мо-жем петь такие песнопения, которые ангелы не смогут петь во всей вечности.

Возрожден — как я счастлив об этом сказать! Возрожден кровью Агнца святой. Сам Господь распростер на меня благодать, Чадом Божьим став, я — живой.

Это песнопение, как и все великие песнопения, в которых говорится о нашем возрождении во Христе, можем петь только мы. Те ангелы, которые не пали, видят, как мы воспеваем эти слова, и радуются за нас (Лк. 15:10), но они никогда не смогут сами спеть подобные слова.

2. Ангелы напоминают нам о том, что невидимый мир реален. Как садду-кеи во времена Иисуса говорили, что «нет воскресения, ни Ангела, ни духа» (Деян. 23:8), так и сегодня многие люди отрицают реальность того, чего они не могут увидеть. Однако библейское учение о существовании ангелов — это постоянное напоминание о том, что невидимый мир реален. Только ког-да Господь открыл глаза слуге Елисея, тот увидел, что «вот, вся гора напол-нена конями и колесницами огненными кругом Елисея» (4 Цар. 6:17; это была армия ангелов, посланная в Дофаим для защиты Елисея от сирийцев). Псал-мопевец также говорит нам о том, что он осознает присутствие ангелов: «Хва-лите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его» (Пс. 148:2). Автор Послания к Евреям напоминает нам, что, когда мы поклоняемся Богу, мы приступаем к небесному Иерусалиму «и тьмам Ангелов» (Евр. 12:22), кото-рых мы не видим, но чье присутствие исполняет нас и страхом, и радостью. Мир неверующих может рассматривать разговоры об ангелах как простое суеверие, однако Писание, говоря об ангелах, открывает нам действитель-ное устройство мира.

3. Ангелы подают нам пример. Как своим послушанием, так и своим по-клонением ангелы подают нам пример, достойный подражания. Иисус учит нас молиться так: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:10). На небе воля Божья свершается ангелами незамедлительно, радостно и без во-просов. Нам дано повеление ежедневно молиться о том, чтобы наше послу-шание и послушание других людей стало подобно послушанию ангелов на небе. Их радость в том, чтобы быть смиренными слугами Божьими, усердно и радостно они исполняют предписанные им обязанности, и неважно — малы эти обязанности или велики. Нам следует стремиться к тому, чтобы мы сами и другие люди поступали таким же образом.

Ангелы также служат нам примером в их поклонении Богу. Серафимы перед престолом Божьим, видя святость Бога, непрестанно восклицают: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3). Иоанн ви-дел вокруг престола Божьего великую армию ангелов, «которые говорили гром-ким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премуд-рость и крепость, и честь и славу и благословение» (Отк. 5:11,12). Если ангелы находят величайшую радость в постоянном прославлении Бога, не следует ли и нам каждый день воспевать хвалу Господу, используя тем самым наше вре-мя и силы наилучшим образом?

4. Ангелы исполняют часть планов Божьих. Писание рассматривает ан-гелов как служителей Бога, которые исполняют на земле некоторые Его планы. Они приносят людям сообщения от Бога (Лк. 1:11—19; Деян. 8:26; 10:3—8,22; 27:23,24). Иногда они свершают суд Божий: над Израилем (2 Цар. 24:16,17), над вождями армии ассирийцев (2 Пар. 32:21), над царем Иродом, не воздав-шим славу Богу (Деян. 12:23), изливая на землю чаши гнева (Отк. 16:1). Когда Христос возвратится, ангелы придут вместе с Ним, как великая армия, сопро-вождаюшая своего Царя и Господа (Мф. 16:27; Л к. 9:26; 2 Фес. 1:7).

Ангелы также надзирают за землей как представители Бога (Зах. 1:10,11) и борются с бесовскими силами (Дан. 10:13; Отк. 12:7,8). Иоанн в своем ви-дении говорит о сходящем с небес ангеле, который «взял дракона, змия древ-него, который естьдиавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну...» (Отк. 20:1—3). Когда Христос возвратится, о Его приходе возвестит архангел (1 Фес. 4:16; ср.: Отк. 18:1,2,21; 19:17,18 и др.).

5. Ангелы непосредственно славят Бога. Ангелы исполняют и еще одну функцию. Они непосредственно служат Богу, прославляя Его. Таким образом они — еще один род разумных моральных существ (кроме людей), которые прославляют Бога.

Ангелы славят Бога зато, Каков Он есть, за Его совершенство.

Наши рекомендации