Райские здания возводятся зикром. Ангелы останавливают строительство, когда поминающий прекращает зикр, и начинают ее, когда тот возобновляет поминание.

Абу Дунья в своей книге слова Хакима ибн Мухаммада Ахнаси: «Мне рассказали то, что здания Рая возводятся с зикром. Когда поминание Всевышнего отсутствует, строительство останавливается. Их спрашивают насчет этого и они отвечают: «Нет материала»».

Возведение зданий происходит с зикром, так же как саженцы для ее садов тоже — зикр. Выше уже упоминался хадис пророка от Ибрахима (да благословит его Аллах и приветствует) гласящий: «земли Рая благодатны, воды ее пресны и прозрачны. Саженцы для ее долин — это слова: «Свят Аллах и хвала Ему, нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха и Велик Аллах»»[179].

Зикр — барьер между рабом и Геенной. Дорога в Ад выложена соответствующими делами, поминание же Всевышнего своеобразная преграда на этом пути. Чем усерднее практикуется поминание Всевышнего, тем надежней и мощнее этот заслон.

Абдуль-Азиз ибн Аби Рауад рассказывал: «Один человек сделал себе молельню в пустыне, сторону ее киблы он огородил семью камнями. Всякий раз после молитвы он произносил: «О камни! Я прошу вас засвидетельствовать, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха!». Однажды, во время болезни, он увидел следующий сон: «Я увидел во сне что, когда меня потащили в Огонь, один из знакомых камней увеличился в размерах и заслонил собою одну из врат Ада, тогда меня потащили к другой двери, второй камень тоже прикрыл ее. И так случилось со всеми вратами Геенны»».

66. Ангелы испрашивают прощения за поминающего Аллаха, так же как за кающегося. Абдулла ибн Амр ибн А'ас, да будет доволен им Аллах, говорил: «Я нахожу в ниспосланной Книге Аллаха то, что если раб произносит: «Хвала Аллаху!», ангелы добавляют: «Хвала Аллаху Господу миров!», ангелы просят: «О Аллах, прости Твоему рабу». Если он произносит «Свят Аллах!», ангелы добавляют «И хвала Ему!». Если же раб произнес: «Свят Аллах и хвала Ему!», ангелы просят «О Аллах, прости Твоему рабу». Если же он произнес: Нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха», они добавляют Велик Аллах!». Если он произнес: «Нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, Велик Аллах!», ангелы просят: «О Аллах, прости Твоему рабу».

67. Горы и пустыни хвастаются друг перед другом и радуются тем, кто вспоминает Аллаха на их поверхности. Абдулла ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что: «Поистине, одна гора, зовя другую, спрашивает «Не проходил ли на тебе сегодня, тот, кто поминал Аллаха, Велик Он и Славен?». И она очень сильно радуется, если та отвечает: «Да!»». Долины также переговариваются друг с другом. А'ун ибн Абдулла, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что одна из них спрашивает другую: «Не проходил ли на тебе сегодня кто-либо, поминая Аллаха?». И кто-то из них отвечает: «Да», кто-то же: «Нет».

68. Постоянное поминание Всевышнего, Велик Он и Славен — гарантия безопасности от лицемерия, так как отличительная черта лицемеров — вялое поминание Аллаха. Про них Всевышний сказал следующие слова: «И вспоминают они Аллаха, только изредка»[180].

Ка'б говорил: «Обережен от лицемерия тот, кто много поминает Всевышнего Аллаха».

Наверно поэтому, Аллах более сведущ насчет этого, Всевышний закончил суру «Лицемеры» следующим аятом: «О вы, которые уверовали, не разрешайте своему имуществу и детям, отвлечь вас от поминания Аллаха. А кто позволит это, те — потерпевшие убыток»[181].

В нем предостережение от смуты лицемеров, чьи сердца небрежны к зикру. Некоторых сподвижников[182], да будет доволен ими Аллах, спрашивали про Хавариджей[183]: «Лицемеры ли они?». Они отвечали: «Лицемеры — это те, кто поминают Аллаха, лишь изредка». Признак лицемерия — редкость поминания Всевышнего, частый зикр — безопасность от впадения в него. Аллах не таков, чтобы испытывать подобное сердце лицемерием, ведь это удел — небрежных сердец.

При зикре, в отличие от многих других дел, возникает особое, ни с чем не сравнимое наслаждение. Если бы вся награда за зикр заключалась в той сладости, которая возникает в сердце, этого было бы достаточно. Поэтому собрания для поминания Аллаха называются садами Рая. Малик ибн Динар, да будет доволен им Аллах, говорил: «Нет ничего приятней для наслаждающихся, чем поминание Всевышнего Аллаха. Из всех дел, оно самое легкое для совершения, нет ничего сладостнее, радостнее и веселее нее для сердца».

Придаёт лицу свежий вид в этом мире и озарит его светом в будущем. У поминающих Всевышнего — наиприятнейшие лица в этом мире, лучезарнейшие в будущем.

Постоянное поминание Аллаха в дороге, дома, при оседлом образе жизни и в путешествиях, в долинах увеличивает число свидетельствующих за него в День Суда. Долина, дом, гора, земля будут свидетельствовать за раба в День Суда.

Всевышний сказал: «Когда сотрясется земля своим сотрясением, и изведет свои ноши, и скажет человек: «Что с ней?» В тот день она расскажет свои вести, потому что Господь твой внушит ей»[184].

Тирмизи, да помилует его Аллах, в своем «Сборнике» приводит хадис Саи'да Макбари от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. Он сказал: «Посланник Аллах прочитал аят: «В тот день она расскажет свои вести», и спросил: «Вы знаете, что у нее за вести?». Мы ответили: «Аллах и Его посланник знают про это больше». Он сказал: «Вести ее в том, что она будет свидетельствовать за каждого раба или рабыню, то, что они творили на ее поверхности, говоря: «В такой-то день он сделал то-то и то-то»» [185]. Тирмизи сказал, что этот хадис хороший, достоверный.

Поминающий Аллаха на различных участках земли увеличивает число своих свидетелей, все они или большинство из них будут ручаться за него в День Суда, и он почувствует неописуемую радость и ликование от их свидетельства.

Занятие поминанием отвлекает от ненужных разговоров, в виде клеветы, сплетен, пустых слов, льсти, хулы людей и много другого. Язык никогда не останавливается, он либо поминает Всевышнего, либо занимается пустословием. Это однозначно. Если ты не займешь свою душу Истиной, она будет отвлекать тебя чепухой. Если ты не заполнишь сердце любовью к Нему, она сама засорится привязанностями к созданиям. Не заставишь язык поминать Всевышнего, она отвлечет тебя пустословием словоблудием, что непременно будет использовано против тебя. Так что выбирай один из этих двух путей и вставай на одну из них.

Это то, с чего мы начали и делали на нее намеки. Рассмотрим ее теперь подробнее, из-за ее большой пользы и потребности, даже можно сказать нужды в ней каждого. Дьявольские силы постоянно окружают раба, они его враги. Подумайте, что будет с человеком, вокруг которого люди, полные ненавистью к нему, всячески пытающеюся нанести ему зло. Единственный способ борьбы с этими полчищами — это поминание Аллаха, славен Он и велик.

Сон Пророка

Мы полностью приведем великий, многозначный хадис, который должен выучить каждый мусульманин, из-за его пользы и потребности созданий к нему. Это хадис, переданный Са'идом ибн Мусаибом от Сумроты ибн Хабибом, который сказал: «В один из дней пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подошел к нам. Мы сидели под навесом в Медине. Он встал среди нас и сказал: «Вчера мне приснился удивительный сон. Я видел человека из моей общины, к которому подошел ангел смерти, чтобы забрать его душу. Однако к нему подошло его благочестие к родителям и отогнало ангела смерти.

Также я видел человека из моей общины, у которого началось наказание могилы. К нему подошло его омовение и спасло от этого. Также я видел человека из моей общины, вокруг которого собрались бесы. К нему подошло поминание Аллаха и прогнало их от него. Я видел человека из моей общины, которого окружили ангелы наказания. К нему подошла его молитва и вырвала из их рук.

Я видел человека из моей общины, который, испытывая страшную жажду, подходил к водоему, однако всякий раз ему запрещали приближаться к нему и прогоняли его от него. Тогда к нему подошел его пост в месяц Рамадан и напоил и утолил его жажду.

Наши рекомендации