На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сын творит также

Ин. 5:19

Под смирением Писание понимает не притворное самоуничижение и не отказ от ответственного служения, а знание места, назначенного нам Господом, и пребывание в нем. Смириться значит принимать Божье водительство, все равно, возносит ли оно в положение начальствующего (Моисей был кротким вождем, Чис. 12:3) или оборачивается безвестностью раба. Иисус, прозаично заявляющий, что Он "кроток и смирен сердцем" (Мф. 11:29), имеет в виду Свое сознательное следование замыслу, который есть у Отца относительно Его, Христа, земной жизни.

Так Христос держался Своего места в качестве Второго Лица Божества. Три Лица Святой Троицы, вечные и самодостаточные, в равной степени обладают всеми свойствами и атрибутами Божества и всегда действуют в тесном единстве. Однако неизменное желание помочь друг другу, характеризующее общение Троицы, приводит к тому, что Второе и Третье Лицо принимают цель Первого как свою, так что Сын становится представителем Отца, а Дух исполняет волю Обоих. Такова природа Сына, и Он радуется, исполняя волю Отца (Ин. 4:34).

Эта воля Отца в отношении Христа называется иногда "заветом искупления", поскольку имеет форму соглашения между двумя сторонами по определенному замыслу и обетованию. Вестминстерское исповедание суммирует это соглашение (цель, установленную Отцом и принятую Сыном) следующим образом:

Богу, по Его предвечному определению, угодно было избрать и назначить Господа Иисуса, Своего Единородного Сына, Посредником, Священником и Царем, Главой и Спасителем Его Церкви, Наследником всего и Судьей мира; Он от вечности предопределил даровать Ему народ, чтобы тот был Его потомством и в определенное время был Им искуплен, призван, оправдан, освящен и прославлен (VIII. 1).

(Что касается идей и фразеологии этого заявления, см. Еф. 3:11; 1 Пет. 1:20; 1 Тим. 2:5; Деян. 3:22; Евр. 5:5-6; Лк. 1:33; Еф. 5:23; Евр. 1:2; Деян. 17:31; Ис. 53:10; Ин. 17:6; 1 Кор. 1:30; Рим. 8:29-30.)

Исполнение Сыном этой воли Отца подразумевалось в два этапа. На первом этапе Христу следовало смириться. В смирении Своем вечный Сын должен был оставить предвечную славу Свою и посредством воплощения стать бедным человеком и религиозным чужаком. Наконец, в результате показательного суда и недобросовестных действий, связанных с нравственной немощью Пилата, Он был осужден как преступник и принял позорную смерть, понеся на Себе все грехи мира (Флп. 2:6-8; 2 Кор. 8:9; Гал. 3:13; 4:4-5).

Вторым этапом было прославление. Христос воскрес, вознесся и ныне по повелению Своего Отца властвует как Царь над миром и Церковью (Флп. 2:9-11), посылая Святого Духа (Ин. 15:26; 16:7; Деян. 2:33), Который свидетельствует о Нем. Привлекая тех, кто посвятил себя Ему (Ин. 12:32), заступаясь за них (Рим. 8:34; Евр. 7:25; Ин. 17), охраняя, направляя их и попечительствуя о них, как пастырь, заботящийся о своих овцах (Ин. 10:27-30), согласно замыслу Отца Он приводит ныне многих сынов в славу (Евр. 2:10) и будет продолжать это дело до тех пор, пока все избранные Богом не придут к покаянию и новой жизни (2 Пет. 3:9).

Во всем этом Сын повинуется Отцу с истинным смирением, живя в естественном, добровольном и радостном подчинении. Между тем неуклонно исполняется и воля Отца, согласно которой вместе с Ним поклонения и славы удостаивается и Сын (Ин. 5:19-23).

ПРИЗВАНИЕ

СЛУЖЕНИЕ ХРИСТА ОТКРЫЛОСЬ СВЫШЕ ВО ВРЕМЯ ЕГО КРЕЩЕНИЯ

И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Мк. 1:9-11

Существует преемственность между Иоанновым крещением покаяния (Мк. 1:4) и крещением во имя Троицы, установленным Иисусом (Мф. 28:19). Оба крещения символизировали очищение и ставили целью прощение грехов (Мк. 1:4; Деян. 2:38). Однако они не были тождественны, и крещенные Иоанном нуждались также в принятии христианского крещения (Деян. 19:5). Христианское крещение есть знамение посвящения, указывающее на вступление в отношения со Христом, уже пришедшим (это крещение называется крещением во имя Иисуса Христа в Деян. 2:38; 10:48; 19:5); Иоанново крещение было подготовительным ритуалом, указывающим на готовность к пришествию Христа и Его суду (Мф. 3:7-12; Лк. 3:7-18; Деян. 19:4).

Иоанново крещение было радикальным новшеством. Символическое омовение до него требовалось только от язычников, обратившихся в иудаизм. Ныне же Бог через Иоанна повелевал всем иудеям публичным омовением засвидетельствовать свое покаяние. Большинство иудейских вождей считало требование Иоанна еретическим и оскорбительным (Мф. 21:25-26).

Иисус, несмотря на возражения Иоанна, Своего двоюродного брата, настоял на принятии крещения от него (Мф. 3:13-15). В роли Мессии, Который "подчинился закону" (Гал. 4:4), Иисус должен был подчиниться всем требованиям, которые Бог предъявлял Израилю, и отождествиться с теми, чьи грехи Он пришел понести. Его крещение показало миру, что Он пришел занять место грешника на Божьем карающем суде. Именно в этом смысле сказано, что Он был крещен, чтобы "исполнить всякую правду" (Мф. 3:15; ср. Ис. 53:11).

Его крещение стало откровением Троицы: Отец говорил с небес, а спустившийся голубь указывал на помазание Духом. Появление и пребывание этого голубя не означало того, что Иисус не был прежде исполнен Духа; но теперь Он был отмечен как Носитель Духа, Которому предстояло крестить Святым Духом (Ин. 1:32-33) и таким образом положить начало эре Духа, времени исполнения упований Израиля (Лк. 4:1, 14, 18-21).

ПРЕОБРАЖЕНИЕ

КАК ОТКРЫЛАСЬ СЛАВА ХРИСТОВА

И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом.

Мк. 9:2-4

Преображение, зафиксированное в трех Евангелиях (Мф. 17:1-8; Мк. 9:2-8; Лк. 9:28-36) и явно устроенное Иисусом так, чтобы Петр, Иаков и Иоанн видели его, а потом, позднее, засвидетельствовали о нем (Мф. 17:9; ср. 2 Пет. 1:16-18; Ин. 1:14), стало выдающимся событием в откровении божественности Иисуса. В той перемене, что произошла с Богочеловеком во время Его молитвы (Лк. 9:29), в определенном смысле виделось грядущее: это было мгновенным переходом от скрытости Его божественной славы, которой были отмечены дни Его земного служения, к открытию ее, когда Он вернется и мы увидим Его как Он есть. Это был также переход от человеческой природы, как она есть теперь в нас, к тому, что будет в день воскрешения мертвых (Флп. 3:20-21).

Яркий свет, который исходил от Иисуса и пробивался через Его одеяния, когда лик Его преобразился (Лк. 9:29), и был тем подлинным, внутренне присущим Ему, как божественному Сыну, "сиянием Его славы и образом ипостаси Его" (Евр. 1:3). Голос свыше удостоверил то, что уже было засвидетельствовано видением.

Это преображение стало выдающимся событием и в откровении Царства Божьего (то есть мессианского Царства обетованного Богом Спасителя-Царя, установившего это Царство). Моисей и Илия олицетворяют закон и пророков, возвещавших об Иисусе, а теперь заменяющихся Им. Под "исходом" (греч. exodos), о котором они беседовали с Иисусом (Лк. 9:31), наверное, имеются в виду Его смерть, воскресение и вознесение. Этот исход Христа был не только способом покинуть этот мир, но и средством искупления Своего народа, подобно тому, как исход из Египта под руководством Моисея должен был вывести Израиль из рабства.

После преображения и сокрытия славы Своей Иисус сошел с горы, чтобы продолжить земное служение и в должное время пострадать ради нашего спасения. Ф. Б. Мейер комментирует это так: "Дверь, через которую вошли Моисей и Илия, была открыта, и через нее наш Господь мог вернуться. Однако так в сложившейся ситуации Он никогда не стал бы Спасителем рода человеческого. Он знал это, вот почему Он восхотел идти на Голгофу".

ВОСКРЕСЕНИЕ

ИИСУС ХРИСТОС ВОСКРЕС ИЗ МЕРТВЫХ

В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба, и, войдя, не нашли тела Господа Иисуса.

Лк. 24:1-3

Воскресение Иисуса, бывшее делом всех Трех Лиц Божества (Ин. 10:17-18; Деян. 13:30-35; Рим. 1:4), предстало не только оживлением разрушенного физического тела, снятого с креста для погребения. Это было, скорее, переменой человеческого естества Иисуса, что позволило Ему появляться, исчезать и незримо перемещаться из одного места в другое (Лк. 24:31, 36). Воскресение было творческим обновлением Его исконного тела, теперь прославленного и бессмертного (Флп. 3:21; Евр. 7:16, 24). Сын Божий, пребывающий на небесах, остается в этом теле, и так будет вовеки. Как утверждает Павел (1 Кор. 15:50-54), подобному изменению подвергнутся и христиане, которые будут жить на земле во время второго пришествия Христа, хотя все те, что умрут до Его возвращения (2 Кор. 5:1-5), как открылось апостолу, "облекутся" в новое тело ("небесное наше жилище") в результате другого события, во время или после того, как наше прежнее тело возвратится в землю (Быт. 3:19).

Христианство держится на несомненности факта Иисусова воскресения как исторического происшествия, случившегося в определенном пространстве и в определенное время. Все четыре Евангелия придают важнейшее значение факту воскресения Христа, привлекая наше внимание к пустой гробнице и явлению Его после воскресения, о чем говорится также и в Книге Деяний святых Апостолов (Деян. 1:3; 2:24-35; 3:15; 4:10; 5:30-32; 13:33-37). Павел считал, что воскресение является неоспоримым свидетельством того, что учение об Иисусе как Судье и Спасителе истинно (Деян. 17:31; 1 Кор. 15:1-11, 20).

Воскресение Иисуса наглядно удостоверило Его победу над смертью (Деян. 2:24; 1 Кор. 15:54-57), подтвердило Его правду (Ин. 16:10) и указало на Его божественную сущность (Рим. 1:4). Воскресение привело Иисуса к вознесению и восшествию на престол (Деян. 1:9-11; 2:34; Флп. 2:9-11; ср. Ис. 53:10-12) и нынешнему небесному царствованию. Христианам воскресение Христа обеспечивает прощение и оправдание в настоящем (Рим. 4:25; 1 Кор. 15:17) и выступает для верующих в роли основания возрожденной жизни во Христе уже здесь и теперь (Ин. 11:25-26; Рим. 6; Еф. 1:18-2:10; Кол. 2:9-15; 3:1-4).

ВОЗНЕСЕНИЕ

ИИСУС ХРИСТОС ВОЗНЕССЯ НА НЕБО

Наши рекомендации